Решение №004/05/5-109/2019 РЕШЕНИЕ по делу 004/05/5-109/2019 от 24 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                   

«24» июня 2019 г.                                                                                 

 г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе,

11 июня 2019г. рассмотрев дело №004/05/5-109/2019 от 15.05.2019г., возбужденное в отношении ИП <…> по факту распространения в г. Горно-Алтайске на визитных карточках ИП <…> рекламы с признаками нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП <…> (по доверенности от 01.01.2019г.)             

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной  антимонопольной службы по Республике Алтай в ходе государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе  19.04.2019г. установлен факт распространения в г. Горно-Алтайске на визитных карточках ИП <…> (магазин «АВТОритет») рекламы следующего содержания: «Аккумуляторы. Самые низкие цены. Магазин АВТОритет – г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 33А» с признаками нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая вышеуказанным способом информация: «Аккумуляторы. Самые низкие цены. Магазин АВТОритет – г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 33А» является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания и формирование интереса к объекту рекламирования – аккумуляторам, реализуемым в магазине «АВТОритет», что способствует их продвижению на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

В данной рекламе отсутствует подтверждение того, что в магазине «АВТОритет» - «самые низкие цены». Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной.

Размещение данной рекламы преследует цель привлечения внимания потребителей к конкретному объекту рекламирования - к товарам (аккумуляторы и т.д.), которые реализует магазин «АВТОритет», с указанием в содержании сведений о преимуществе магазина «АВТОритет» - «самые низкие цены», являющихся характеристикой в превосходной степени.

В тексте вышеуказанной рекламы содержится некорректное сравнение рекламируемых товаров («самые низкие цены»), что подразумевает то, что в других магазинах, реализующих аналогичный товар, не самые низкие цены.

В содержании рекламы использована сравнительная характеристика объекта рекламирования с иными товарами (услугами), путем употребления слова «самые», без наличия документального подтверждения достоверности указанного сравнения в части превосходства цен на реализуемые товары над ценами конкурентов в период распространения рекламы.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или продавцами.

11.06.2019г. на заседании Комиссии УФАС по РА представитель ИП <…> пояснил, что производство вышеуказанных визитных карточек осуществлялось на собственном непрофессиональном оборудовании ИП <…>. Информация: «Аккумуляторы. Самые низкие цены. Магазин АВТОритет – г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 33А», указанная на визитных карточках, не является рекламой, поскольку адресована определенному кругу лиц. Визитные карточки выдавались только по просьбе людей, посетивших магазин «АВТОритет», для сохранения у них контактных данных магазина. Основное назначение визитных карточек, в отличие от других средств распространения рекламы, – предоставить контактные данные конкретному человеку, которому они необходимы, поэтому, словосочетание «адресованная неопределенному кругу лиц», являющееся одним из критериев отнесения информации к рекламе, не применимо в отношении визитных карточек. В связи с чем, употребление в информации, содержащейся на визитной карточке, слова «самые» не может быть отнесено к недостоверной рекламе на основании того, что визитная карточка не выполняет одного из обязательных условий, вытекающих из понятия рекламы, а именно, адресованность неопределенному кругу лиц. При этом, доказательства достоверности использованного в рекламе критерия «самые низкие цены», по которому осуществляется сравнение рекламируемого товара, представителем ИП <…> не представлены.

Комиссия УФАС по РА считает доводы представителя ИП <…> необоснованными на основании следующего.

В соответствии с письмом ФАС России от 20.06.2018 № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе» под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.

При этом реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

Если информация отвечает признакам рекламы и имея некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Закона о рекламе.

Кроме того, при производстве и распространении вышеуказанных визитных карточек ИП <…> не мог заранее определить круг лиц, которым будут выданы данные визитные карточки, а также исключить передачу визитных карточек (либо содержащейся в них информации) между лицами за пределами магазина, а значит, информация, содержащаяся на визитных карточках,  изначально была адресована неопределенному кругу лиц.

Таким образом, в действиях ИП <…> по распространению вышеуказанной рекламы содержатся признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», т.к. в данной рекламе содержится некорректное сравнение рекламируемых товаров («самые низкие цены») и данная реклама не сопровождается документальным подтверждением достоверности сравнения в части превосходства цен на реализуемые товары над ценами в магазинах конкурентов в период распространения рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

При таких обстоятельствах, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <…>.

При решении вопроса о возможности выдачи предписания, Комиссия УФАС по РА руководствовалась тем фактом, что ИП <…> на момент заседания Комиссии УФАС по РА доказательства устранения нарушения не представлены.

Руководствуясь частью 1 статьи 36, пунктом 1 части 2 статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Аккумуляторы. Самые низкие цены. Магазин АВТОритет – г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 33А» в связи с нарушением требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: содержание в рекламе некорректного сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами и указание на не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

2. В целях прекращения нарушения рекламного законодательства выдать ИП <…> предписание об устранении нарушения закона о рекламе путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы: «Аккумуляторы. Самые низкие цены. Магазин АВТОритет – г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 33А», распространяемой на визитных карточках ИП <…> (магазин «АВТОритет») или внесения изменений в текст рекламы, исключающих нарушение пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в отношении лица, виновного в нарушении рекламного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны