Решение №004/07/3.2-73/2020 Р Е Ш Е Н И Е № 004/07/3.2-73/2020 от 16 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 004/07/3.2-73/2020

                                                                                                              г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 11.03.2020г.

В полном объеме решение изготовлено 16.03.2020г.                                                                                                                            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) в составе:

рассмотрев 11.03.2020г. дело № 004/07/3.2-73/2020 по жалобе ООО ЧОП «РОСТ»  на действия заказчика АПОУ РА «Майминский сельскохозяйственный техникум» при проведении аукциона в электронной форме № 32008829586 на оказание услуги охраны зданий техникума по адресам: 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул.50 лет Победы, 10; 649100,Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул.50 лет Победы, 12; 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул.50 лет Победы, 14, в присутствии представителей заказчика АПОУ РА «Майминский сельскохозяйственный техникум».

ООО ЧОП «РОСТ» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя на заседание комиссии не обеспечило.

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от ООО ЧОП «РОСТ» (г. Барнаул ул. Партизанская, 105) на действия заказчика АПОУ РА «Майминский сельскохозяйственный техникум» при проведении аукциона в электронной форме № 32008829586 на оказание услуги охраны зданий техникума по адресам: 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул.50 лет Победы, 10; 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул.50 лет Победы, 12; 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул.50 лет Победы, 14.

Заявитель обжалует, что установленное заказчиком требование к участникам закупки, ограничивает возможность оказывать услугу частными охранными организациями. Аукционная документация содержит ряд позиций исходя их требований Закона о контрактной системе, в то время как закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Уведомлениями от 04.03.2020г. рассмотрение жалобы назначено на 11.03.2019г. в 15-30 часов. Информация о рассмотрении жалобы и сама жалоба размещены на официальном сайте управления (www.altr.fas.gov.ru).

Заказчик АПОУ РА «Майминский сельскохозяйственный техникум»  (вх. №1078) представил возражения на жалобу, согласно которым считает жалобу  необоснованной.

31.01.2020г. АПОУ РА «Майминский сельскохозяйственный техникум» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещена закупочная документация о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуги охраны зданий техникума по адресам: 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул.50 лет Победы, 10; 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул.50 лет Победы, 12; 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул.50 лет Победы, 1.                        

Согласно извещению № 32008829586 (в редакции №3 от 14.02.2020г.):

- начальная (максимальная) цена контракта – 2 996 352,00 рубля;

- дата и время окончания срока подачи заявок – 02.03.2020 13:00 часов;

- дата подведения итогов – 05.03.2020г.

Комиссия УФАС по РА на основании ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона       от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ознакомившись с документацией, установила следующее:

Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями.

В ч. 3.1 ст. 3 Закона о закупках определены способы осуществления конкурентных закупок, а именно путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 данной статьи.

В разделах 6 и 8 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Автономного профессионального образовательного учреждения Республики Алтай «Майминский сельскохозяйственный техникум», утвержденного Наблюдательным советом АПОУ РА «Майминский сельскохозяйственный техникум» 16.10.2018г., установлены способы закупки и требования к документации о конкурентной закупке.

Согласно п. 8.1 Положения выбор поставщика осуществляется с помощью следующих процедур закупки: аукцион; конкурс; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного поставщика.

В силу п. 13.1 Положения заказчик вправе провести любую конкурентную процедуру закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) в электронной форме.

Следовательно, выбранный заказчиком способ конкурентной закупки в форме аукциона в электронной форме не противоречит требованиям Закона о закупках и Положению.

В силу ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В п. 20 Информационной карты (раздел I документации об аукционе в электронной форме) указан срок, в течение которого победитель аукциона или иной участник, с которым заключается контракт – в соответствии с 223-ФЗ. Из п. 9.21 и п. 9.22 Положения следует, что в случае, если победитель аукциона в течение пяти рабочих дней с даты получения от заказчика проекта договора не направит заказчику подписанный договор, либо не предоставит протокол разногласий, победитель аукциона считается уклонившимся от заключения договора. Следовательно, срок подписания контракта участником аукциона определен (в течение пяти рабочих дней с даты получения от заказчика проекта договора).

Таким образом, довод жалобы о том, что не возможно в данной закупке определить срок на заключение договора является необоснованным.

При анализе документации об аукционе в электронной форме Комиссией УФАС по РА установлено, что Информационная карта (раздел I документации об аукционе в электронной форме) содержит указание на соответствие требованиям Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе): требования к содержанию и составу заявки  на участие в электронном аукционе (п.5) установлены в соответствии с частями 2-6 статьи 66 Закона о контрактной системе; информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии ч. 8-26 ст. 95 Закона о контрактной системе (п.14); единые требования к участникам закупки согласно ст. 31 Закона о контрактной системе (п. 15); дополнительные требования к участникам электронного аукциона (16); преимущества, предоставляемые в соответствии со ст. 28-29 Закона о контрактной системе (18).

При этом аукцион в электронной форме проводится в соответствии с требованиями Закона о закупках, в связи с чем положения Закона о контрактной системе не применимы к указанной закупке.  Кроме того, в Информационной карте описаны требования к закупке в форме электронного аукциона, когда такой способ закупки не соответствует требованиям Закона о закупках и Положению.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что закупка осуществляется в рамках Закона о закупках, за образец ошибочно взята документация, которая была разработана в соответствии с Законом о контрактной системе.  

Следовательно, довод жалобы, что аукционная документация содержит ряд позиций исходя их требований Закона о контрактной системе, в то время как закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» является обоснованным.

   В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

 В п. 15 Информационной карты заказчиком установлены единые требования к участникам закупки согласно ст. 31 Закона о контрактной системе.

Из п. 9.3 Положения следует, что заказчик в аукционной документации устанавливает требования к участникам аукциона и определяет перечень и стандарты необходимых документов, подтверждающих соответствие этим требованиям.

Таким образом, из содержания Положения не следует, что требования к участникам закупки должны быть идентичны требованиям, установленными в Законе о контрактной системе.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в т. числе требования к участникам такой закупки (п. 9); описание предмета такой закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 данного Федерального закона (п. 15).     

В п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом - в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Из раздела II документации об аукционе в электронной форме (Техническая часть) следует, что исполнитель выполняет свои обязательства (оказывает охранные услуги) в соответствии с:

- Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ
«О государственной службе российского казачества»;

- Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. №93
«О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»;

- Соглашением с Министерством внутренних дел Республики Алтай;

- Соглашением о взаимодействии с Министерством образования и науки Республики Алтай;

-иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы частной охранной деятельности, инструкцией по организации охраны объекта, планом-схемой охраны объекта, настоящим Техническим заданием и условиями Договора;

-положением о внутриобъектовом и пропускном режиме на территории АПОУ РА «МСХТ», должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны, разработанной Исполнителем в соответствии с типовыми требованиями к должностной инструкции охранника на объекте охраны.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что Министерством внутренних дел Республики Алтай и Министерством образования и науки Республики Алтай с Алтайским республиканским отдельским казачьим обществом заключены соглашения, остальные участники закупки в составе заявки на участие в рассматриваемом аукционе также должны приложить вышеуказанные соглашения, в противном случае данные участники не будут допущены до участия в аукционе. Так, заявка ООО ЧОП «ЛИГА+» была не допущена до аукциона ввиду непредоставления обязательных документов, а именно указанных соглашений. Однако, в чем вызвана необходимость заключать данные соглашения для оказания услуг, являющихся предметом закупки, представители заказчика пояснить затруднились.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что участникам закупки, имеющим лицензию на оказание услуг охраны в том числе и лицам, осуществляющим частную охранную деятельность, отсутствует обязанность заключать дополнительные соглашения с Министерством внутренних дел Республики Алтай и Министерством образования и науки Республики Алтай (согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией).

В п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в. т.ч. равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия УФАС по РА считает, что заказчик нарушил принципы, установленные п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а именно предъявление требований к услуги приводящих к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следовательно, довод жалобы что установленное заказчиком требование к участникам закупки, ограничивает возможность оказывать услугу частными охранными организациями является обоснованным.

Таким образом, заказчиком АПОУ РА «Майминский сельскохозяйственный техникум» нарушены требования п. 2 ч. 1 ч. 6, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках. За данные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ЧОП «РОСТ»  на действия заказчика АПОУ РА «Майминский сельскохозяйственный техникум» при проведении аукциона в электронной форме № 32008829586 на оказание услуги охраны зданий техникума по адресам: 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул.50 лет Победы, 10; 649100,Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул.50 лет Победы, 12; 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул.50 лет Победы, 14 обоснованной в части установления в аукционная документация ряд позиций исходя их требований Закона о контрактной системе, при условии, что положения Закона о контрактной системе не применимы к указанной закупке, установления требований к услуги приводящих к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.

2. Признать в действиях АПОУ РА «Майминский сельскохозяйственный техникум» нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, п. 15 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АПОУ РА «Майминский сельскохозяйственный техникум» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 11.03.2020г.     № 004/07/3.2-73/2020.

4.  Передать материалы дела должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного лица заказчика.

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны