Решение №№ 245-К/19 РЕШЕНИЕ по делу № 245-К/19 о нарушении законодательства о к... от 9 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 245-К/19

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«09» декабря 2019 года                                                              г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

в отсутствие представителей сторон рассмотрела жалобу ООО «МОНОЛИТ» на действия заказчика МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона№ 0377300033019000002 «Детский сад на 125 мест в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай».

МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» 05.12.2019г. представлено ходатайство (вх. 5352) о рассмотрении жалобы ООО «МОНОЛИТ» в отсутствии их представителя.

ООО «МОНОЛИТ» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 02.12.2019г. (вх. №5264) поступила жалоба ООО «МОНОЛИТ» на действия заказчика МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0377300033019000002 «Детский сад на 125 мест в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай».

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

05.12.2019г. от МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» поступило письменное возражение (вх. № 5363) на жалобу.

Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установила следующее:

25.11.2019г. МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона «Детский сад на 125 мест в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай».

Согласно извещению № 0377300033019000002:

- начальная (максимальная) цена контракта: 88 406 318,18 рублей;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 03.12.2019г. 09-00;

-  дата проведения аукциона: 03.12.2019г.

1. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.

Частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации № 99 от 04.02.2015 (ред. от 15.10.2019) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – постановление Правительства № 99).

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

При анализе размещенной на официальном сайте ЕИС в сфере закупок информации о данном электронном аукционе Комиссией УФАС по РА установлено, что заказчиком МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» в извещении о проведении электронного аукциона №0377300033019000002 дополнительные требования к участникам закупки не установлены, а также не установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 99 от 04.02.2015 (ред. от 15.10.2019). 

Однако, в п. 4 Информационной карты (раздел II.II аукционной документации) дополнительные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установленный постановлением Правительства Российской Федерации № 99, заказчиком установлены.

Таким образом, заказчиком нарушены ч.3 ст. 7, п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона дополнительных требований к участникам закупки, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Довод жалобы в данной части является обоснованным.

2. Согласно ч.1 ст. 37 Закона о контрактной системе, в случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В п. 4 Информационной карты (раздел II.VI аукционной документации) заказчиком установлены антидемпинговые меры к участникам закупки по ч.2 ст. 37 Закона о контрактной системе, т.е. при условии, что начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее.

Однако, согласно извещению о проведении данного электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 88 406 318,18 рублей.

Таким образом, заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены к участникам закупки антидемпинговые меры в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе (НМЦК более 15 млн. руб.), что является нарушением ч.1 ст. 37 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Довод жалобы в данной части является обоснованным.

3. Согласно ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее -  постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570) установлено, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных данным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны быть не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта с 1 июля 2018 г.

В пункте 3 Информационной карты (раздел II.II аукционной документации) заказчиком установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе указано, что подрядчик обязан привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее пятнадцати процентов от цены Контракта в порядке, установленном Законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В п. 19 проекта контракта заказчиком установлена ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что заказчиком в документации об аукционе в нарушение ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 не установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту и ненадлежащее установление размера привлечения субподрядчиков из числа СМП  - не менее 15% (необходимо указать не менее 25% НМЦК). Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.  Довод жалобы в данной части является обоснованным.

4. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о закупках штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 01.07.2019г. в ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе внесены изменения, а именно слова «в виде фиксированной суммы, определенной» исключены.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013г. № 1063» (далее - постановление Правительства РФ от 30.08.2017г. № 1042), в части исключения  слов «в виде фиксированной суммы, определенной». Данные изменения в постановление Правительства РФ от 30.08.2017г. №1042 вступили в силу с 14.08.2019г.

В разделе 6 проекта контракта «Ответственность сторон» заказчиком установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, где содержится указание слов «в виде фиксированной суммы, определенной» (п. 6.6, 6.7, 6.20 проекта контракта).

Таким образом, заказчиком в нарушение ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе и п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства    № 1042, в пунктах п. 6.6, 6.7, 6.8, 6.20 проекта контракта установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, без учета внесенных изменений в Закон о контрактной системе и постановление Правительства   № 1042, а именно указание в проекте контракта  слов «в виде фиксированной суммы». Следовательно, довод жалобы в данной части является обоснованным.

Данные нарушения указывают на признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «МОНОЛИТ» на действия заказчика МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0377300033019000002 «Детский сад на 125 мест в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай» обоснованной.

2. Признать заказчика МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 5, 8 ст. 34, ч.1 ст. 37, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч.2 ст. 110.2 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570, в части неустановления в извещении об осуществлении закупки дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе; неправомерного установления антидемпинговых мер; неустановления в аукционной документации видов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно в размере не менее 25% без привлечения других лиц в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 570;  установления в проекте контракта ответственности сторон в виде штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта в недействующей редакции.

3. Выдать заказчику МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены данного электронного аукциона № 0377300033019000002 «Детский сад на 125 мест в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай», приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).

4. Передать материалы дела должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении административного производства, в отношении виновного лица заказчика.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны