Решение №004/06/33-297/2023 РЕШЕНИЕ по делу №004/06/33-297/2023 о нарушении законодатель... от 28 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №004/06/33-297/2023

о нарушении законодательства о контрактной системе

«28» июля 2023 года                                                                         г. Горно-Алтайск

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

«…»,

с участием по видео-конференц-связи представителей заказчика МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» «…». представителя ООО «Котло и РеактороСтрой» «…», рассмотрев жалобу ООО «Котло и РеактороСтрой» на действия заказчика МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028523000001 на приобретение блочно-модульной котельной в целях проведения капитального ремонта МБОУ «Козульская СОШ им.Тоедова Д.Т.»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Алтайского республиканского УФАС России 20.07.2023 поступила жалоба ООО «Котло и РеактороСтрой» (вх. №3083-ЭП/23 от 21.07.2023) на действия заказчика МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028523000001 на приобретение блочно-модульной котельной в целях проведения капитального ремонта МБОУ «Козульская СОШ им.Тоедова Д.Т.».

         Заявитель в жалобе указывает, что разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, описание объекта закупки не соответствуют требованиям Федерального закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Не согласившись с доводами жалобы, заказчиком МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» представлены письменные возражения (вх. №3185-ЭП/23 от 26.07.2023, №3208-ЭП/23 от 27.07.2023).

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.

07.07.2023г. заказчиком МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» в ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 на приобретение блочно-модульной котельной в целях проведения капитального ремонта МБОУ «Козульская СОШ                                  им. Тоедова Д.Т.». Начальная (максимальная) цена контракта 8000000,00 руб.

         13.07.2023, 17.07.2023 заказчиком внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 и в прилагаемые к извещению документы.

13.07.2023, 19.07.2023 в ЕИС в сфере закупок размещены разъяснения заказчиком положений извещения о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 (далее - разъяснение).

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе в описании объекта закупки установлены конкретные показатели и параметры без установления эквивалента, не указан код КТРУ, отсутствует отсылка к документам о соответствии оборудования требованиям приказа Минфина России №126н от 04.06.2018г.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в извещение особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

На участие в электронном аукционе №0377300028523000001 поданы 4 заявки.

Предметом электронного аукциона №0377300028523000001 является поставка, а не изготовление товара. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции. Поставщиком может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения и удовлетворяющее потребность заказчика.

Согласно письменным пояснениям МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» (№3208-ЭП/23 от 27.07.2023) на дату окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе подано четыре заявки от участников закупки, готовых поставить товар по указанным характеристикам заказчика. Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком использовались ценовые предложения разных поставщиков. В адрес заказчика поступило 3 коммерческих предложения (ООО «Котельный завод «Катунь», ООО «Котельный завод «Энергоальянс», АС «Энерго»), свидетельствующих о наличии разных производителей, отвечающих требованиям закупочной документации. Кроме того, ООО «Котло и РеактороСтрой» также была подана заявка на участие в электронном аукционе, что свидетельствует о намерении поставить по указанным в описании объекта характеристикам товар.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика поддержал доводы, указанные в письменных пояснениях.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия заказчика по описанию объекта закупки, с учетом собственных потребностей не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Следовательно, довод жалобы Комиссией УФАС по РА признается необоснованным.

Приказом Минфина России от 04.06.2018 №126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в Приложении №1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 №126н (пункт 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н).

Так, указанному в Приложении №1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 №126н коду 25.3 – «Котлы паровые, кроме водогрейных котлов центрального отопления» в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности соответствует установленный заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 код позиции по ОКПД2 - 25.30.12.113 (Оборудование котельное).

Согласно пункту 4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 №126н настоящий приказ подлежит применению при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 следует, что объектом закупки является приобретение блочно-модульной котельной.

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 установлены условия допуска в соответствии с Приказом №126н.

Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

         В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

         Согласно извещению о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 объектом закупки является приобретение блочно-модульной котельной. Каталог товаров, работ, услуг не содержит данной позиции, в связи с чем, заказчиком был установлен код позиции ОКПД2 25.30.12.113 - «Котлы паровые, кроме водогрейных котлов центрального отопления».

         Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

         Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком ненадлежащим образом размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки,

В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕИС по электронному аукциону №0377300028523000001, поступило 3 запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.

На запросы от 13.07.2023г. заказчиком размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки без указания предмета запроса.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений извещения без указания предмета запроса, нарушают ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.

Следовательно, довод жалобы является обоснованным.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В разделе «Сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде и электрической энергии» описания объекта закупки установлено что:

- сведения об объемах потребления электрической энергии отражены в разделе «Система электроснабжения»;

- сведения об объемах водопотребления отражены в разделах «Система водоснабжения и водоотведения» и «Технологические решения»;

- сведения об объемах водопотребления отражены в разделах «Система водоснабжения и водоотведения» и «Технологические решения».

Между тем, Комиссией УФАС по РА установлено, что данные документы отсутствуют в извещении о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 и прилагаемых к нему документах.

Согласно письменным пояснениям МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» (№3208-ЭП/23 от 27.07.2023) в описании объекта закупки заказчикам допущена техническая ошибка.

Таким образом, заказчиком в нарушение требований ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указана недостоверная информация.

         Следовательно, довод жалобы является обоснованным.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0377300028523000001 от 25.07.2023г. на участие в закупке поступило 4 заявки.

В связи с тем, что допущенные МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» нарушения не повлияли на возможность участия в электронном аукционе №0377300028523000001 и на результаты определения победителя, Комиссия УФАС по РА приняла решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Котло и РеактороСтрой» на действия заказчика МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028523000001 на приобретение блочно-модульной котельной в целях проведения капитального ремонта МБОУ «Козульская СОШ им.Тоедова Д.Т.» частично обоснованной.

2. Признать заказчика МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 5 ст. 42 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

         Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны