Решение №004/06/33-297/2023 РЕШЕНИЕ по делу №004/06/33-297/2023 о нарушении законодатель... от 28 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу №004/06/33-297/2023
о нарушении законодательства о контрактной системе
«28» июля 2023 года г. Горно-Алтайск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
«…»,
с участием по видео-конференц-связи представителей заказчика МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» «…». представителя ООО «Котло и РеактороСтрой» «…», рассмотрев жалобу ООО «Котло и РеактороСтрой» на действия заказчика МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028523000001 на приобретение блочно-модульной котельной в целях проведения капитального ремонта МБОУ «Козульская СОШ им.Тоедова Д.Т.»
УСТАНОВИЛА:
В адрес Алтайского республиканского УФАС России 20.07.2023 поступила жалоба ООО «Котло и РеактороСтрой» (вх. №3083-ЭП/23 от 21.07.2023) на действия заказчика МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028523000001 на приобретение блочно-модульной котельной в целях проведения капитального ремонта МБОУ «Козульская СОШ им.Тоедова Д.Т.».
Заявитель в жалобе указывает, что разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, описание объекта закупки не соответствуют требованиям Федерального закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Не согласившись с доводами жалобы, заказчиком МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» представлены письменные возражения (вх. №3185-ЭП/23 от 26.07.2023, №3208-ЭП/23 от 27.07.2023).
Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.
07.07.2023г. заказчиком МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» в ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 на приобретение блочно-модульной котельной в целях проведения капитального ремонта МБОУ «Козульская СОШ им. Тоедова Д.Т.». Начальная (максимальная) цена контракта 8000000,00 руб.
13.07.2023, 17.07.2023 заказчиком внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 и в прилагаемые к извещению документы.
13.07.2023, 19.07.2023 в ЕИС в сфере закупок размещены разъяснения заказчиком положений извещения о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 (далее - разъяснение).
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе в описании объекта закупки установлены конкретные показатели и параметры без установления эквивалента, не указан код КТРУ, отсутствует отсылка к документам о соответствии оборудования требованиям приказа Минфина России №126н от 04.06.2018г.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в извещение особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
На участие в электронном аукционе №0377300028523000001 поданы 4 заявки.
Предметом электронного аукциона №0377300028523000001 является поставка, а не изготовление товара. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции. Поставщиком может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения и удовлетворяющее потребность заказчика.
Согласно письменным пояснениям МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» (№3208-ЭП/23 от 27.07.2023) на дату окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе подано четыре заявки от участников закупки, готовых поставить товар по указанным характеристикам заказчика. Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком использовались ценовые предложения разных поставщиков. В адрес заказчика поступило 3 коммерческих предложения (ООО «Котельный завод «Катунь», ООО «Котельный завод «Энергоальянс», АС «Энерго»), свидетельствующих о наличии разных производителей, отвечающих требованиям закупочной документации. Кроме того, ООО «Котло и РеактороСтрой» также была подана заявка на участие в электронном аукционе, что свидетельствует о намерении поставить по указанным в описании объекта характеристикам товар.
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика поддержал доводы, указанные в письменных пояснениях.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия заказчика по описанию объекта закупки, с учетом собственных потребностей не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Комиссией УФАС по РА признается необоснованным.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 №126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в Приложении №1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 №126н (пункт 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н).
Так, указанному в Приложении №1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 №126н коду 25.3 – «Котлы паровые, кроме водогрейных котлов центрального отопления» в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности соответствует установленный заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 код позиции по ОКПД2 - 25.30.12.113 (Оборудование котельное).
Согласно пункту 4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 №126н настоящий приказ подлежит применению при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из содержания извещения о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 следует, что объектом закупки является приобретение блочно-модульной котельной.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 установлены условия допуска в соответствии с Приказом №126н.
Таким образом, довод заявителя является необоснованным.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 объектом закупки является приобретение блочно-модульной котельной. Каталог товаров, работ, услуг не содержит данной позиции, в связи с чем, заказчиком был установлен код позиции ОКПД2 25.30.12.113 - «Котлы паровые, кроме водогрейных котлов центрального отопления».
Таким образом, довод заявителя является необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком ненадлежащим образом размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки,
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕИС по электронному аукциону №0377300028523000001, поступило 3 запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
На запросы от 13.07.2023г. заказчиком размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки без указания предмета запроса.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений извещения без указания предмета запроса, нарушают ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы является обоснованным.
За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе «Сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде и электрической энергии» описания объекта закупки установлено что:
- сведения об объемах потребления электрической энергии отражены в разделе «Система электроснабжения»;
- сведения об объемах водопотребления отражены в разделах «Система водоснабжения и водоотведения» и «Технологические решения»;
- сведения об объемах водопотребления отражены в разделах «Система водоснабжения и водоотведения» и «Технологические решения».
Между тем, Комиссией УФАС по РА установлено, что данные документы отсутствуют в извещении о проведении электронного аукциона №0377300028523000001 и прилагаемых к нему документах.
Согласно письменным пояснениям МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» (№3208-ЭП/23 от 27.07.2023) в описании объекта закупки заказчикам допущена техническая ошибка.
Таким образом, заказчиком в нарушение требований ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указана недостоверная информация.
Следовательно, довод жалобы является обоснованным.
За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0377300028523000001 от 25.07.2023г. на участие в закупке поступило 4 заявки.
В связи с тем, что допущенные МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» нарушения не повлияли на возможность участия в электронном аукционе №0377300028523000001 и на результаты определения победителя, Комиссия УФАС по РА приняла решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Котло и РеактороСтрой» на действия заказчика МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028523000001 на приобретение блочно-модульной котельной в целях проведения капитального ремонта МБОУ «Козульская СОШ им.Тоедова Д.Т.» частично обоснованной.
2. Признать заказчика МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 5 ст. 42 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.