Решение №004/07/3-230/2023 Р Е Ш Е Н И Е №004/07/3-230/2023 от 3 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е №004/07/3-230/2023

                                                                                                            г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 29.06.2023

В полном объеме решение изготовлено 03.07.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) в составе:

<….> – временно исполняющая обязанности руководителя управления, заместитель председателя Комиссии;

<….> – начальник отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии;

<….> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии,

в присутствии представителя заказчика Филиала ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» <….>, рассмотрела жалобу ИП <….> на действия заказчика Филиала ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» при проведении запроса котировок в электронной форме №32312448490 на закупку систем кондиционирования (в качестве ЗИП).

ИП <….> уведомлена о дате и времени рассмотрения жалобы, участие представителя на заседании комиссии УФАС по РА не обеспечила.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 08.06.2023 (вх. №2340-ИП/23) поступила жалоба ИП <….> на действия заказчика Филиала ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» при проведении запроса котировок в электронной форме №32312448490 на закупку систем кондиционирования (в качестве ЗИП).

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в документации по запросу котировок в электронной форме неправомерно установлены требования к участнику закупки о предоставлении письма от производителя об аккредитации поставщика в качестве официального представителя на территории Российской Федерации.

Уведомлением от 09.06.2023 (исх. № АГ/1765/23) рассмотрение жалобы назначено в УФАС по РА на 20.06.2023 в 15-00 часов. Уведомлением от 21.06.2023 (исх. № АД/1834/23) на основании ч. 14.1 ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» рассмотрение жалобы отложено на 29.06.2023 в 12-00 час. У Филиала ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» запрошены письменные возражения на жалобу; заявки участников запроса котировок в электронной форме №32312448490. В соответствии с частью 18 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» закупка приостановлена на стадии подписания договора до рассмотрения жалобы по существу. Информация о рассмотрении жалобы и сама жалоба размещены на официальном сайте управления (www.altr.fas.gov.ru).

Филиалом ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» 15.06.2023 (вх. №2453-ЭП/23) и 21.06.2023 (вх. №2551-ЭП/23) представлены запрошенные управлением пояснения и документы.

Рассмотрев представленные документы, заслушав представителя заказчика, Комиссия УФАС по РА установила следующее.

01.06.2023 Филиалом ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32312448490 на закупку систем кондиционирования (в качестве ЗИП). Начальная (максимальная) цена договора 3799896,73 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011                    №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.      

Положение о закупках Филиала ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» в редакции №15 (далее – Положение о закупках) утверждено приказом ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» №225 от 05.08.2014, размещено в ЕИС в сфере закупок 15.03.2017 (реестровый номер 1130011611).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с данным Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании пункта 5.2.3 Положения о закупках при проведении закупок заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, в том числе наличие дистрибьюторского (дилерского) договора или сертификата от производителя, дающего право осуществлять поставку оборудования, являющегося предметом закупки или поставляемого в ходе выполнения работ, оказания услуг, и/или обеспечивать гарантийное и сервисное обслуживание.

Данное условие Положения о закупках в судебном порядке не обжаловалось.

Согласно пункту 3.2 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку систем кондиционирования (в качестве ЗИП) документация при поставке систем кондиционирования должна содержать, в том числе письмо от Производителя об аккредитации Поставщика в качестве официального представителя на территории Российской Федерации.

Пунктом 6 извещения установлены требования к поставщику, а именно: «Поставщик должен быть Производителем систем кондиционирования или обладать полномочиями от Производителя на поставку систем кондиционирования. В случае, если участник закупки не является Производителем, в составе заявки на участие в закупки должны быть предоставлены документы, подтверждающие полномочия на поставку систем кондиционирования: авторизационное письмо от Производителя товара, дилерский договор и/или другие».

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что наличие у поставщика полномочий от производителя на поставку систем кондиционирования позволяет исключить недобросовестных участников закупки и дает покупателю гарантию того, что контрагент поставит товар надлежащего качества и в течение гарантийного срока при обнаружении заводских дефектов обеспечит легитимность обращения в сервисные центры/к производителю товара. В случае ликвидации юридического лица/индивидуального предпринимателя - поставщика, не наделенного такими полномочиями, покупатель теряет право на гарантию, что влечет дополнительные расходы для ремонта оборудования.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 по делу № А40-3315/2016, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. В связи с этим заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, с учетом требований законодательства Российской Федерации и закрепленных в Законе о закупках принципов осуществления закупок. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В связи с этим, при оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

При этом включение заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок.

Однако, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Поэтому включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке.

Среди целей Закона о закупках в части 1 статьи 1 закреплены: создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного 16.05.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (далее - Обзор применения Закона о закупках), разъяснено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Требования о представлении документов, подтверждающих полномочия на поставку систем кондиционирования в составе заявки, могут рассматриваться как нарушающие законодательство, если будет доказано, что эти условия включены в закупочную документацию специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.

Заявителем не представлены доказательства, что указанные требования были включены для того, чтобы обеспечить победу конкретного хозяйствующего субъекта либо иным способом ограничить доступ хозяйствующим субъектам к участию в запросе котировок.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок № 2765067 от 08.06.2023 на участие в закупке подано семь заявок, которые признаны соответствующими требованиям запроса котировок.

ИП <….> участие в закупке не принимала. Доказательств невозможности формирования заявки на участие в закупке, в составе жалобы не представила.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП <….> на действия заказчика Филиала ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» при проведении запроса котировок в электронной форме №32312448490 на закупку систем кондиционирования (в качестве ЗИП), необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в Арбитражный суд Республики Алтай в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

Заместитель председателя Комиссии

                                <….>

 

Члены Комиссии

 

                                 <….>

                                 

                                 <….>

 

          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны