Определение (комиссия) №004/05/14-500/2023 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 004/05/14-5... от 16 января 2024 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ004/05/14-500/2023

 

16.01.2024г.                                                                                            г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

Члены Комиссии:

<…> – начальник отдела АМКиР Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

<…> – главный специалист-эксперт отдела АМКиР Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

рассмотрев дело № 004/05/14-500/2023, возбужденное в отношении АО «СЕТЬ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СТАНЦИЙ» (ИНН <…>, ОГРН <…>, юридический адрес: 127137, г. Москва, …), по факту распространения на рекламы на телеканале «Первый развлекательный СТС» с признаками нарушения части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии:

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе АО «СТС», в лице представителя по доверенности - <…> (посредствам видео-конференц-связи),

в отсутствие:

- заявителя - представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай,

- заинтересованного лица - представителя Филиала ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай».

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступили материалы систематического наблюдения управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (вх. № 4461/23 от 10.10.2023г.) о выявленных признаках нарушения Федерального закона «О рекламе» в действиях АО «СЕТЬ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СТАНЦИЙ» (далее – АО «СТС»).

Управлением Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в ходе планового многотерриториального систематического наблюдения в отношении АО «СТС» в результате анализа записи контента и материалов контроля в сфере телерадиовещания в сети кабельного телевидения и в среде «наземное эфирное цифровое вещание» телеканала «Первый развлекательный СТС» на территории Республики Алтай за период с 00 ч. 00 мин. по 24 ч. 00 мин. 28 августа 2023г., установлено, что объем рекламных сообщений превышает 15% времени вещания в течение суток.

К материалам приложена справка о результатах анализа эфира, а также съемный носитель с записью эфира за 28.08.2023г., согласно которым в указанный период на телеканале «Первый развлекательный СТС» общая продолжительность рекламной информации составляет 3 часа 45 минут 25 секунд, это 16% от общего объема вещания в течение суток.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о рекламе, в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1922 от 24.11.2020г., в связи с тем, что в действиях АО «СТС» усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 14 Закона о рекламе, определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 31.10.2023г. возбуждено дело № 004/05/14-500/2023 в отношении АО «СТС».

22.11.2023г. Комиссия УФАС по РА, заслушав представителя АО «СТС» Волкову Д.А., а также изучив представленные документы и материалы, определила рассмотрение дела отложить до 14.12.2023г. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен филиала ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» для получения дополнительных доказательств и пояснений.

14.12.2023г. на заседании Комиссии УФАС по РА по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было принято решение об отложении рассмотрения дела и продлении срока его рассмотрения в связи с необходимостью получения от участников рассматриваемого дела дополнительных письменных пояснений и документов. Срок рассмотрения дела № 004/05/14-500/2023 от 31.10.2023г. продлен до 31.01.2024г., рассмотрение дела назначено на 10.01.2024г. в 12:00.

10.01.2024г. продолжено рассмотрение дела № 004/05/14-500/2023.

Из материалов дела № 004/05/14-500/2023 усматривается нижеследующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Часть 3 статьи 14 Закона о рекламе предусматривает, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.

При этом, исходя из буквального толкования, ограничения части 3 статьи 14 Закона о рекламе установлены в отношении времени вещания телепрограммы, следовательно, должны соблюдаться применительно к продукции (телепрограммам) каждого средства массовой информации (в том числе телеканала).

Данная норма не устанавливает предельную продолжительность рекламы ни по отношению к вещателю, ни по отношению к телеканалу, а ограничивает время вещания отдельных телепрограмм. Понятие «телепрограммы» Закон о рекламе не содержит.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под телепрограммой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Таким образом, в случае вещания на одной частоте двух и более средств массовой информации, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в телепрограмме рассчитывается для вещания телепрограмм каждого из них, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в определенный промежуток времени.

Соответственно, объем рекламы в каждой телепрограмме, как в средстве массовой информации, не должен превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, если такая телепрограмма не зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера. При этом в объем рекламы, транслируемой в телепрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной телепрограммы.

В силу статьи 31 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, предоставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в соответствии с лицензией на осуществление телевизионного вещания от 06.08.2021 № Л033-00114-77/00067303 АО «СЕТЬ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СТАНЦИЙ» осуществляет вещание на телеканале «Первый развлекательный СТС», реестровая запись от 05.03.2018 Эл № ФС77-72433.

20.11.2023г. АО «СТС» представлены пояснения (вх. № 5068-ЭП/23). В соответствии с эфирной справкой, как указывает АО «СТС», объем рекламы, распространенной в эфире телеканала «Первый развлекательный СТС» в период 28 августа 2023г. с 00:00 до 24:00, составил 12 960 секунд, то есть не более 15% вещания телеканала «Первый развлекательный СТС» в течение суток. Расчет объема распространенной рекламы производился АО «СТС», исходя из объема фактического вещания телеканала «Первый развлекательный СТС» в течение суток, с учетом того, что эфирные сутки (фактическое время вещания телеканала) исчисляются с 06:00 до 06:00 соответствующих суток по московскому времени. При расчете АО «СТС» объема распространенной рекламы на основании вышеизложенного не учитывался хронометраж анонсов, материалов социальной рекламы, а также обязательных аудиовизуальных заставок, содержащих предупреждение о последующем распространении рекламы (часть 1 статьи 14 Закона о рекламе).

Также АО «СТС» отдельно обращает внимание на то, что результаты анализа, проведенного Управлением Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, отраженные в Справке о результатах анализа записи эфира в полосе частот 32 ТВК во 2 мультиплексе на 3 позиции в г. Горно-Алтайск Республики Алтай с 00 ч. 00 мин. по 24 ч. 00 мин за 28.08.2023 средства массовой информации —  телеканал «Первый развлекательный СТС», не соответствуют эфиру телеканала «Первый развлекательный СТС» от «28» августа 2023 года, что подтверждается путевками на соответствующие эфирные сутки (прилагаются). АО «СТС» считает, что имеющаяся в материалах дела Справка не является надлежащим доказательством наличия в действиях АО «СТС» признаков нарушения требований части 3 статьи 14 Закона о рекламе. АО «СТС» просит производство по делу прекратить.

04.12.2023г. поступили письменные пояснения управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (вх. № 5315/23), согласно которым в справке о результатах анализа записей эфира в полосе частот 32 ТВК во 2 мультиплексе на 3 позиции в г. Горно-Алтайск Республики Алтай с 00 ч. 00 мин. по 24 ч. 00 мин. за 28.08.2023г. СМИ телеканал «Первый развлекательный СТС» хронометраж анонсов, социальной рекламы и обязательных аудиовизуальных заставок при каждом прерывании телепрограммы или телепередачи рекламой («отбивка») отражается отдельно. В расчет объема рекламы, распространяемой на телеканале в цифровой среде вещания 28.08.2023г. в период с 00:00 по 24:00 (местного времени), включена непосредственно только реклама — 3 часа 45 минут 25 секунд, что составило 16%.

04.12.2023г. филиал ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» предоставил пояснения (вх. № 5312-ЭП/23), согласно которым телеканал «Первый развлекательный СТС» является обязательным общедоступным телеканалом, который в результате конкурса, проведенного Роскомнадзором 14.12.2012г., получил право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиции 3 во втором мультиплексе на всей территории РФ. Филиал ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» указывает, что не определяет содержание телеканалов и не размещает в составе телеканалов рекламные материалы. По договору № <…> от 01.08.2016г. на территории Республики Алтай филиалом РТРС «РТПЦ Республики Алтай» услуги по вставке сигналов местного наполнения не оказываются, так как населенные пункты Республики Алтай не включены в перечень населенных пунктов, в которых оказывается услуга по вставке в сигнал телеканала «Первый развлекательный СТС» сигналов местного наполнения, в связи с отсутствием местных вещателей, местный рекламный блок не транслируется. Договоров на размещение рекламы на телеканале «Первый развлекательный СТС» не имеется.

07.12.2023г. поступили письменные пояснения АО «СТС» (вх. № 5370-ЭП/23), из которых следует, что по результатам произведенного АО «СТС» анализа, объем рекламы, включая региональную рекламу, распространенной в эфире телеканала «Первый развлекательный СТС» 28 августа 2023 года в период с 00:00 до 24:00, составил 12 960 секунд, то есть не более 15% вещания телеканала «Первый развлекательный СТС» в течение суток.

14.12.2023г. на заседании Комиссии представитель управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай <…>, представитель филиала ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» <…>, представитель АО «СТС» <…> свои письменные пояснения поддержали в полном объеме.

Из справки о результатах систематического наблюдения по лицензии № ЛО33-00114-77/00067303, представленной управлением Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, следует, что ФГУП «РТРС» является единым оператором наземного цифрового телевизионного вещания обязательных общедоступных телерадиоканалов на территории Российской Федерации (Лицензия на оказание услуг связи для целей эфирного вещания № Л030-00114-77/00061996 от 16.11.2017г. (до 01.03.2022г. № 160095). Согласно п.3 Лицензионных требований (приложение к Лицензии Л030-00114-77/00061996 от 16.11.2017г.) лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с данной лицензией на территории Российской Федерации, в том числе на территории Республики Алтай.

Также из указанной справки следует, что региональные врезки, программы, созданные местным корреспондентским пунктом, в эфире отсутствовали. Признаки вещания других (не заявленных в лицензии) средств массовой информации не установлены.

09.01.2024г. АО «СТС» представлены пояснения (вх. № 23-ЭП/24), из которых следует, что на территории Республики Алтай, включая город Горно-Алтайск осуществляется распространение сигнала телеканала в универсальной среде вещания (наземное эфирное вещание), не предусматривающее размещение региональных блоков, включая блоки региональной рекламы, размещаемой на территории исключительно Республики Алтай и города Горно-Алтайска.

Комиссией УФАС по Республике Алтай был произведен анализ эфирной справки, представленной АО «СТС» и справки о результатах анализа эфира управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и записи эфира с 00 ч. 00 мин. по 24 ч. 00 мин. за 28.08.2023г. телеканала «Первый развлекательный СТС» установлена следующая продолжительность вещания рекламы: 12960 секунд, что составляет 15% от общего времени вещания в течение суток.

Таким образом, материалами дела нарушение АО «СТС» рекламного законодательства при распространении рекламы на телеканале «Первый развлекательный СТС», объемом, превышающим 15% времени вещания в течение суток, не установлено.

На основании вышеизложенного, признаки нарушения требований части 3 статьи 14 Закона о рекламе в действиях АО «СТС» в данном случае отсутствуют.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 40 и пунктом 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 004/05/14-500/2023 в отношении АО «СЕТЬ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СТАНЦИЙ» (ИНН <…>, ОГРН <…>, юридический адрес: 127137, г. Москва, …) прекратить, в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны