Решение №004/01/16-193/2021 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 004/01/16-193/2021 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛ... от 8 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 004/01/16-193/2021

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» февраля 2022г.

В полном объеме решение изготовлено «08» февраля 2022г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),

рассмотрев 03.02.2022г. дело № 004/01/16-193/2021 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Республики Алтай (ИНН 0411008542, ОГРН 1020400751832, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр-т Коммунистический, 54) и ООО «Номад Строй» (ИНН 0404026692, ОГРН 1150411002466, Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Заречная, 16) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа «О проведении внеплановой выездной проверки» от 07.04.2021г. №41 была проведена проверка в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай.

По результатам проведенной проверки, 04.06.2021г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай издан приказ № 62 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Министерством здравоохранения Республики Алтай (ИНН 0411008542, ОГРН 1020400751832, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр-т Коммунистический, 54) и ООО «Номад Строй» (ИНН 0404026692, ОГРН 1150411002466, Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Заречная, 16) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и исполнении антиконкурентного соглашения в связи с уклонением от проведения конкурентных процедур для строительства фельдшерско-акушерского пункта в с. Тобелер Кош-Агачского района Республики Алтай.

УФАС по РА 16.07.2020г. проведено исследование состояния конкуренции в Республике Алтай, по результатам которого установлено следующее:

Временной интервал исследования: с 05.06.2019г. (дата поступления в Министерство здравоохранения Республики Алтай заявления ООО «Номад Строй» о предоставлении участка для размещения объекта социального назначения – ФАП в с. Тобелер Кош-Агачского района) по 13.12.2019г. включительно (дата подписания ООО «Номад Строй» и Министерством здравоохранения Республики Алтай акта приема-передачи указанного выше объекта).

Продуктовые границы товарного рынка: строительно-монтажные работы.

Географические границы товарного рынка: с. Тобелер Кош-Агачского района Республики Алтай.

25.11.2021г. Комиссией УФАС по РА вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела и отложении рассмотрения дела № 004/01/16-193/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, в котором указано на необходимость предоставления пояснений, доказательств и доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах настоящего дела.

01.12.2021г. Комиссией УФАС по РА вынесено заключение об обстоятельствах дела № 004/01/16-193/2021.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Согласно письму Министерства здравоохранения Республики Алтай от 07.06.2019г. № 3751 в адрес Администрации МО «Кош-Агачский район» о предоставлении ООО «Номад Строй» земельного участка для строительства ФАП в с. Тобелер, в Министерство поступило заявление ООО «Номад Строй» о предоставлении участка для размещения объекта социального назначения – ФАП в с. Тобелер Кош-Агачского района. Указанное заявление ООО «Номад Строй» поступило в Министерство 05.06.2019г. и зарегистрировано под номером 2423.

19.08.2019г между Администрацией МО «Кош-Агачский район» и ООО «Номад Строй» заключен договор аренды земельного участка № 179.

09.10.2019г. ООО «Номад Строй» от Администрации МО «Кош-Агачский район» получено разрешение на строительство ФАП по адресу Кош-Агачский район», с. Тобелер, ул. Кажабаева, 12А.

15.11.2019г. ООО «Номад Строй» обратилось в Министерство здравоохранения Республики Алтай с предложением о выкупе построенного ФАП в с. Тобелер за 8 000 000,00 руб. (письмо № 3), с учетом проведенной оценки рыночной стоимости объекта недвижимости (отчет № 302-149/2019 от 12.11.2019г.). Кроме того, в указанном письме ООО «Номад Строй» указывает на то, что строительство данного объекта по типовому проекту фельдшерско-акушерских пунктов, построенных на территории Республики Алтай невозможно, в связи с чем, обществом принято решение о разработке новой проектно-сметной документации.

Кроме того, ООО «Номад Строй» было в адрес Министерства направлено дополнительное письмо, в котором указано, что общество готово продать указанный объект за 7 000 000,00 руб.

20.11.2019г. ООО «Номад Строй» от Администрации МО «Кош-Агачский район» получено разрешение на ввод объекта (указанного выше ФАП) в эксплуатацию.

04.12.2019г. Министерство здравоохранения Республики Алтай обратилось в адрес Министерства экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай с предложением для внесения изменений в Республиканскую адресную инвестиционную программу Республики Алтай и Перечень объектов капитального строительства и объектов недвижимости имущества общественной инфраструктуры муниципального значения (муниципальной собственности), определенных в целях софинансирования за счет субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай.

Кроме того, Министерством также направлены на согласование проекты распоряжений Правительства Республики Алтай «О подготовке и реализации бюджетных инвестиций по приобретению в государственную собственность Республики Алтай нежилого здания для размещения фельдшерско-акушерского пункта в с. Тобелер Кош-Агачского района» и «О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 14.03.2019г. № 124-р».

В указанных документах цена указанного ФАП установлена в размере 7 000 000, 00 руб.

На основании распоряжения Правительства Республики Алтай от 12.12.2019г. № 679-р в государственную собственность Республики Алтай приобретено нежилое здание для размещения фельдшерско-акушерского пункта в селе Тобелер Кош-Агачского района, находящегося по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Тобелер, ул. Кожабаева, д. 12А с кадастровым номером: 04:10:050301:903, площадью 108,5 кв.м.

12.12.2019г. между Министерством здравоохранения Республики Алтай и ООО «Номад Строй» был заключен государственный контракт № МЗ РА 81/2019 на приобретение в государственную собственность Республики Алтай нежилого здания для размещения вышеуказанного фельдшерско-акушерского пункта.

13.12.2019г. ООО «Номад Строй» и Министерством здравоохранения Республики Алтай подписан акт приема-передачи указанного выше объекта.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ) государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенное учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут выступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона № 44-ФЗ государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системы заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства» и «Работы строительные специализированные» отнесены к перечню товаров, работ, услуг закупка которых проводится путем проведения аукциона в электронной форме (электронный аукцион).

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Алтай является государственным заказчиком согласно Закону № 44-ФЗ. Следовательно, может вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного контракта.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

На основании распоряжения Правительства Республики Алтай от 12.12.2019г. № 679-р в государственную собственность Республики Алтай приобретено нежилое здание для размещения фельдшерско-акушерского пункта в селе Тобелер Кош-Агачского района, находящегося по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Тобелер, ул. Кожабаева, д. 12А с кадастровым номером: 04:10:050301:903, площадью 108,5 кв.м.

В данном случае государственный контракт был заключен в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 31 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Установленный указанной нормой законодательства о защите конкуренции запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащего закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов и иных лиц.

Как следует из письменных пояснений Министерства здравоохранения Республики Алтай (вх. № 6705 от 30.11.2020г.) последним был заключен государственный контракт № МЗ РА 81/2019 от 12.12.2019г. с ООО «Номад Строй» на приобретение в государственную собственность Республики Алтай нежилого здания для размещения фельдшерско-акушерского пункта в                          с. Тобелер Кош-Агачского района.

Вместе с тем, совокупность собранных в ходе рассмотрения настоящего дела доказательств, не позволяет сделать однозначный вывод об участии ответчиков в антиконкурентном соглашении и свидетельствует лишь об осведомленности Министерства здравоохранения Республики Алтай о намерении ООО «Номад Строй» построить ФАП в с. Тобелер.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, об отсутствии нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях Министерства здравоохранения Республики Алтай и ООО «Номад Строй», выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения в целях строительства ФАП в селе Тобелер Кош-Агачского района Республики Алтай.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3.3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №004/01/16-193/2021 от 04.06.2021г. в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Министерства здравоохранения Республики Алтай и ООО «Номад Строй».

Решение по делу будет изготовлено в течение 10 рабочих дней.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны