Определение №004/05/5-50/2019 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 004/05/5-50/2019 ПО ПРИЗНА... от 18 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 004/05/5-50/2019 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 

18.03.2019 г.                                                                                           г. Горно-Алтайск

 

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Г., руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай, рассмотрев заявление <…> (вх. №157 18.01.2019г.)  о возможном факте нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», выразившемся в распространении рекламы с признаками нарушения требований пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление <…> (вх. №157 18.01.2019г.)  о возможном факте нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», выразившемся в распространении недостоверной рекламы ИП <…> путем размещения на аптеке, расположенной по адресу: с. Кош-Агач, информации: «Аптека низкие цены».

Исходя из сути заявления, аптека ИП <…> позиционирует себя как «Аптека низких цен», однако, цены в аптеке на определенные препараты завышены в сравнении с иными аптечными организациями с. Кош-Агач.

В ходе рассмотрения указанных материалов установлено следующее:

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая вышеуказанным способом информация: «Аптека низкие цены», является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц, за счет указания на низкие цены формирует интерес потребителей к аптеке ИП <…>, реализуемым ею лекарственным препаратам и способствует их продвижению на соответствующем рынке розничной реализации лекарственных средств. Цены на товары - один из ведущих факторов конкурентной борьбы, поэтому указание на низкие цены в аптеке привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать интерес потребителей к рекламируемой аптеке и ее ассортименту.

Согласно статье 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Пленум ВАС РФ в пункте 29 постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

Для обыденного сознания характерно множественное понимание смысла того или иного текста, зависящее от социального и индивидуального опыта человека, в силу чего рекламный слоган «Аптека низкие цены» может иметь множество значений, однако, исходя из заявления <…>, доминирующим смыслом данного слогана для потребителя является следующий - в аптеке ИП <…> цены на любые лекарственные средства низкие, т.е. имеют преимущество по сравнению с ценами в других аптеках с. Кош-Агач.

Слоган «Аптека низкие цены» несет положительную смысловую окраску, привлекая тем самым внимание потребителя к аптеке и побуждая приобрести лекарства именно в данной аптеке. При этом реклама не уточняет, что низкие цены могут быть установлены не на весь ассортимент лекарственных препаратов, а на определенные группы и категории лекарств, в том числе в зависимости от производителя и поставщика.

В целях оценки на предмет достоверности рассматриваемой рекламы УФАС по РА проведен сравнительный анализ розничных цен на лекарственные препараты в границах с. Кош-Агач по состоянию на 07.02.2019г. (цены аптеки ИП <…> были сопоставлены с ценами других аптек).

В качестве исходной информации обработаны данные о розничных ценах на конкретные лекарственные препараты (определенные форма выпуска, дозировка препарата, производитель), представленные аптечными учреждениями с. Кош-Агач.

При выборе лекарственных препаратов частично была использована информация, размещенная на сайте DSM Group (маркетинговое агентство, которое специализируется на исследованиях фармацевтического рынка) о препаратах-лидерах продаж (ТОП-20 брендов лекарственных препаратов по объему аптечных продаж в России за октябрь-декабрь 2018г.).

Результаты анализа содержатся в аналитической записке от 15.03.2019г. о сопоставлении розничных цен на лекарственные препараты с ценами, установленными ИП <…> в границах с. Кош-Агач на 07.02.2019г.

Результаты данного анализа показали, что розничные цены ИП <…> выше средних розничных цен аптек с. Кош-Агач на 07.02.2019г. на следующие лекарственные препараты:

Кагоцел, таблетки, 10 шт.  по 12 мг., Ниармедик плюс ООО;

Кагоцел, таблетки, 20 шт. по 12 мг., Ниармедик плюс ООО

Нурофен, таблетки, 8 шт. по 200 мг., Реккит Бенкизер

Арбидол, капсулы, 10 шт. по 100 мг., Фармстандарт- Лексредства

Арбидол, капсулы, 40 шт. по 100 мг., Фармстандарт- Лексредства

Арбидол, капсулы, 20 шт. по 100 мг., Фармстандарт-Лексредства

Арбидол, таблетки, 10 шт. по 50 мг.,       Фармстандарт- Лексредства

Кардиомагнил, таблетки, 30 шт. по 75 мг.+15.2 мг., Никомед ГмбХ

Мирамистин, раствор, 0,01%, 50 мл., Инфамед

Анальгин, таблетки, 10 шт. по 500 мг., Фармстандарт-Лексредства

Анальгин, таблетки, 20 шт. по 500 мг., Фармстандарт

Анальгин, таблетки, 20 шт. по 500 мг., Медисорб

Пенталгин, таблетки, 12 шт., Фармстандарт

Ингавирин, капсулы, 7 шт. по 90 мг., Валента Фармацевтика

Ингавирин, капсулы, 7 шт. по 60 мг., Валента Фармацевтика

Парацетамол, таблетки, 20 шт. по 500 мг., Медисорб

Экзодерил, крем, 1%, 30 г., Сандоз ГмбХ

Экзодерил, раствор, 1%, 10 мл., Сандоз ГмбХ

Экзодерил, раствор, 1%, 20 мл., Сандоз ГмбХ

Фенистил, гель 0,1%, 30 г., Новартис

АЦЦ, сироп, 20 мг., 100 мл., Салютас Фарма ГмбХ

Линекс, капли, 8 мл., Биофарма

Розничные цены, установленные в аптеке ИП <…> по вышеуказанным 22 лекарственным препаратам превышают средние розничные цены на аналогичные лекарственные препараты, установленные в аптеках с. Кош-Агач в среднем на 10,85 руб. (238,87/22, где 238,87 – сумма разницы цен ИП <…> от средних цен аптек с. Кош-Агач, 22 – количество лекарственных препаратов, по которым цены ИП <…> превышают цены остальных аптек).

По результатам анализа сделан вывод о том, что на анализируемую дату 07.02.2019г. по большинству лекарственных препаратов розничные цены, установленные в аптеке ИП <…>, не относятся к категории низких относительно цен конкурирующих аптек с. Кош-Агач.

Выводы, изложенные в аналитической записке от 15.03.2019г., подтверждают несоответствие действительности (недостоверность) заявленной в рекламе «Аптека низкие цены» характеристики аптеки ИП <…>, расположенной по адресу : с. Кош-Агач.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность возложена на рекламодателя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В рассматриваемом случае рекламодателем является ИП <…>, поскольку именно она осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами в аптечном пункте, расположенном по адресу: с. Кош-Агач.

При таких обстоятельствах, в действиях ИП <…> усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 004/05/5-50/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2.  Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель <…>;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ИП <…>;

3.  Назначить дело № 004/05/5-50/2019 к рассмотрению на 04.04.2019г. на 11:00 часов (время местное) по адресу: Республика Алтай,  г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение 2, 2 этаж.

4. ИП <…> в срок до 01.04.2019г. представить в адрес Управления письменные пояснения по факту распространения в с. Кош-Агач рекламы: «Аптека низкие цены» с нарушением требований рекламного законодательства.

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, либо представителя с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны