Решение №004/06/42-65/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/42-65/2023 о нарушении законодатель... от 9 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/42-65/2023

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«09» марта 2023 года                                                                               г. Горно-Алтайск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС по РА) в составе:

председатель комиссии: <…> – руководитель управления,

члены комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов;

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

с участием по видео-конференц-связи представителя заявителя ООО «ЭкзоМед» <…>, представителей заказчика БУЗ РА «Майминская районная больница» <…>, уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 01.03.2023 поступила жалоба ООО «ЭкзоМед» (вх. № 762) на действия заказчика БУЗ РА «Майминская районная больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923000453 на поставку медицинских изделий (Экзоскелет программируемый, для ходьбы, клинический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.

Заявитель в жалобе указывает, что извещение на участие в аукционе составлено с нарушением Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).

Не согласившись с доводом жалобы, уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай (вх. № 787 от 02.03.2023), заказчиком БУЗ РА «Майминская районная больница» (вх. № 834 от 06.03.2023, дополнения     вх. №№ 863, 874, 878 от 09.03.2023) в адрес УФАС по РА представлены письменные возражения.

Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заказчика, установила следующее.

21.02.2023 уполномоченным органом в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000923000453 на поставку медицинских изделий (Экзоскелет программируемый, для ходьбы, клинический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия. Начальная (максимальная) цена контракта 5646666,67 рублей.

Заказчиком по данной закупке является БУЗ РА «Майминская районная больница».

1) Заявитель в жалобе указывает, что заказчик сформировал аукционную документацию таким образом, при котором выполнить условия поставки невозможно по причине того, что наименование поставляемой продукции соответствует детскому изделию, а технические характеристики указаны на изделие для взрослых.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В описании объекта закупки, являющегося обязательным приложением к извещению №0177200000923000453, указан код вида изделия 207630.

В спецификации к проекту контракта имеется графа «Наименование Оборудования по приказу 788н».

Согласно пояснениям представителей заказчика, закупка проводится в рамках оснащения по приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации №788н от 31.07.2020 «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации взрослых». В стандартах оснащения тренажерных залов (приложения №№8, 10, 15, 18 к Приказу № 788н) имеется указание кода 207630 «Роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации».

На сайте Росздравнадзора в разделе «НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ» (https://www.roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr) указано, что коду 207630 соответствует наименование «Экзоскелет програмируемый для ходьбы, клинический». Таким образом наименование объекта закупки полностью соответствует коду вида медицинского изделия 207630.

Следовательно, довод признается необоснованным.

2) Заявитель в жалобе указывает, что «Функция откидывания конечностей экзоскелета в стороны для удобства размещения пациента» имеется только у товара единственного производителя, а именно «Роботизированный комплекс реабилитации пациентов с нарушением опорно-двигательного аппарата «E-Helper», РУ РЗН 2021/14120 от 22.04.2021, Россия.

Согласно п. 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п.5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.

Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, извещение о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На заседании Комиссии УФАС по РА представителями заказчика были даны пояснения о том, что функция откидывания конечностей экзоскелета в стороны необходима в целях обеспечения самостоятельного способа посадки пациента в экзоскелет без посторонней помощи и применения дополнительных технических средств (подъемников), что в условиях штатной численности учреждения, состоящей в основном из женщин, является немаловажной функцией. Кроме того, аналог данной функции имеется у модульного роботизированного экзоскелета медицинского назначения Remotion (РУ РЗН 2022/17506).

Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в извещение особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в извещение требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

На участие в электронном аукционе поданы 3 заявки.

Предметом аукциона является поставка, а не изготовление товара. Согласно     ч. 1 ст. 8 Закона 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции. Поставщиком может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения и удовлетворяющее потребность заказчика.

Таким образом, довод жалобы Комиссией УФАС по РА признается необоснованным.

3) Заявитель в жалобе указывает, что в извещении Заказчик не разместил обоснование необходимости использования других показателей, отличных от ГОСТ.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пояснениям заказчика, при описании объекта закупки не использовался каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ЕИС в сфере закупок, в связи с чем, не применись положения постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что описание объекта закупки не противоречит Закону о контрактной системе.

Довод жалобы является необоснованным.

4) Заявитель в жалобе указывает, что закупка должна проходить согласно п. 5.1 и 5.2 ст. 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Согласно ч.2 ст. 24 Закона о контрактной системе Конкурентными способами являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);

3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Комиссией установлено, что Заказчиком выбран способ определения поставщика - электронный аукцион.

Согласно пояснениям заказчика выбор способа проведения закупки является прерогативой заказчика, заявитель не имеет полномочий на указание заказчику способа осуществления закупки.

Таким образом, довод признается необоснованным.

Жалоба признается необоснованной.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь       ст. 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЭкзоМед» на действия заказчика бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Майминская районная больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923000453 на поставку медицинских изделий (Экзоскелет программируемый, для ходьбы, клинический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               

 

Члены Комиссии                                                                                           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны