Решение б/н Решение и предписание по жалобе физического лица на ненадлеж... от 29 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«28» марта 2017 г.                                         г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены комиссии:

<…>,

в отсутствии: заявителя – <…>  (уведомлен надлежащим образом);

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  –  <…> (уведомлена надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по подведомственности от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай поступило заявление <…> (вх. №3444 от 21.11.2016г.) о распространении в печатном издании «Народный знахарь» (ноябрь 2016г.) рекламы средств «Апифито Фарм» с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»). Заявителем приложены фотоматериалы с данной рекламой.

Печатное издание «Народный знахарь» (ноябрь 2016г.) не содержит выходных данных: дата и место печати издания, наименование и адрес учредителя и редакции печатного издания.

В печатном издании «Народный знахарь» (ноябрь 2016г.) размещен номер телефона для справок и бесплатных консультаций 8-800-775-48-90.

В целях получения информации о владельце данного номера УФАС по Республике Алтай был направлен соответствующий запрос в ЗАО «Компания ТрансТелеКом». Согласно ответу на запрос (вх. №3758 от 16.12.2016г.) ЗАО «Компания ТрансТелеКом» оказывает услуги связи по номеру 8-800-775-48-90 ООО «Метротел» на основании заключенного договора об оказании услуг телефонной связи №MS140719 от 28.03.2013г.

ООО «Метротел» предоставило информацию (№163 от 19.01.2017г.), согласно которой абонентом номера телефона 8-800-775-48-90, указанного в  печатном издании «Народный знахарь» (ноябрь 2016г.), является <…>. Предоставлена копия её паспорта.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 19.01.2017 г. возбуждено дело № 1-Р/17 в отношении  и назначено к рассмотрению на 17.02.2017г. На заседании Комиссии УФАС по РА по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 17.02.2017г. было принято решение об отложении рассмотрения дела и продлении срока его рассмотрения с целью истребования у необходимых документов и информации по факту распространения указанной рекламы, дело № 1-Р/17 от 19.01.2017г. назначено к рассмотрению на 15.03.2017г. Данное определение было направлено <…> и заказными письмами с уведомлением о вручении.

Согласно уведомлению о вручении почтового отправления №64900007026196 была неудачная попытка вручения  определения об отложении дела № 1-Р/17. Почтовое отправление №64900007026226 получено 2 марта 2017г.

В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Следовательно, на момент заседания Комиссии УФАС по РА стороны были надлежащим образом уведомлены о дате и времени рассмотрения дела.

  Согласно пункту 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом. В связи с вышеизложенным, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь пунктом 30 вышеуказанных Правил, приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей заявителя и ответчика.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее:

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В письме ФАС России от 05.04.2007г. № АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что распространяемая в печатном издании «Народный знахарь» (ноябрь 2016г.) информация продукции «Апифито Фарм»: медовый оберег «Для мужчин», бальзам «Медвежья лапа», «Алкостопин форте», «Экстракт алоэ по Федорову», масло «Живица актив №1», масло «Лориорум», «Девятисил Алтайский», полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона «О рекламе», т.к. является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к продукции «Апифито Фарм», что способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

 2. В соответствии с п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона  «О рекламе»,  не допускается в рекламе указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

В печатном издании «Народный знахарь» не указано, является ли продукция медовый оберег «Для мужчин», «Алкостопин форте», «Экстракт алоэ по Федорову», масло «Живица актив №1», масло «Лориорум», «Девятисил Алтайский» биологически активными добавками или лекарственными средствами.

Согласно информации, содержащейся в Реестре свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть), размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http:rospotrebnadzor.ru, информация о вышеуказанной продукции отсутствует.

В государственный реестр лекарственных средств, размещенный на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации https:www.rosminzdrav.ru, продукция медовый оберег «Для мужчин», «Алкостопин форте», «Экстракт алоэ по Федорову», масло «Живица актив №1», масло «Лориорум», «Девятисил Алтайский» не входит.

 В рекламе продукции медовый оберег «Для мужчин», масло  «Лориорум», «Алкостопин форте», «Экстракт алоэ по Федорову», масло «Живица актив №1», «Девятисил Алтайский» содержится указание на лечебные свойства:

- медовый оберег «Для мужчин»:  «…полезно применять: для профилактики простатита, геморроя, ожирения …»;

- масло «Лориорум»: «…полезно принимать при: возрастных изменениях слуха, хронических воспалениях среднего уха…»;

- «Алкостопин Форте»: «…направления избавления от алкоголизма следующие: избавление от болезненных ощущений, связанных с «синдромом отнятия» - абстиненцией, устранение влечения к спиртному, помощь при психических осложнениях и расстройствах, возникших в результате алкоголизма…»;

-  «Эффектум»: «…лучшее средство которое нужно применять людям, для восстановления двигательных функций после перенесенных инсультов…»;

- «Экстракт алоэ по Федорову»: «…обеспечивает питательными веществами и витаминами ткани глазного яблока, а биологически активные компоненты и антиоксиданты…».

- «Девятисил Алтайский»: «полезно применять при: проблемах с нервной системой, проблемах с сердечно-сосудистой системой. Проблемы с желудочно-кишечным трактом…».

Реклама продукции медовый оберег «Для мужчин», масло  «Лориорум», «Алкостопин форте», «Эффектум», «Экстракт алоэ по Федорову», масло «Живица актив №1», «Девятисил Алтайский» сопровождается ссылками на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких средств, обладающих лечебными свойствами, а также содержит выражение благодарности физическими лицами, в связи с применением таких средств.

Следовательно, рассматриваемая реклама медовый оберег «Для мужчин», масло  «Лориорум», «Алкостопин форте», «Экстракт алоэ по Федорову», масло «Живица актив №1», «Девятисил Алтайский», размещенная в печатном издании «Народный знахарь» (ноябрь 2016г.), является ненадлежащей, так как при ее размещении и распространении нарушены требования п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

3. Частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» за нарушение требований п.6 ч.5 ст.5 данного Федерального закона ответственность возложена на рекламодателя.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе»,  рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

При таких обстоятельствах в действиях по определению информационного содержания рекламы продукции «Апифито Фарм» с указанием на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, не являющегося лекарственным средством, усматривается нарушение п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Комиссия УФАС по РА считает, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей.

При решении вопроса о возможности выдачи предписания, Комиссия руководствовалась тем фактом, что у УФАС по РА отсутствуют сведения о прекращении распространения печатного издания «Народный знахарь» в              г. Горно-Алтайске, с информацией нарушающей требования  п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе». В связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу продукции медовый оберег «Для мужчин», масло  «Лориорум», «Алкостопин форте», «Экстракт алоэ по Федорову», масло «Живица актив №1», «Девятисил Алтайский», размещенную и распространенную в печатном издании «Народный знахарь» (ноябрь 2016г.), п.6 ч.5 ст.5

2. Выдать предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства, а именно прекратить размещение и распространение рекламы продукции медовый оберег «Для мужчин», масло  «Лориорум», «Алкостопин форте», «Экстракт алоэ по Федорову», масло «Живица актив №1», «Девятисил Алтайский», с указанием на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, не являющегося лекарственным препаратом.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, виновного в нарушении рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» настоящее решение может быть оспорено в суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 1-Р/17 от 19.01.2017г.

28 марта 2017г.                                          г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены комиссии:

<…>,

на основании своего решения от 28.03.2017г. по делу № 1-Р/17 от  19.01.2017г. о признании <…> нарушившей п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по факту распространения в печатном издании «Народный знахарь» (ноябрь 2016г.) рекламной информации о продукции медовый оберег «Для мужчин», масло  «Лориорум», «Алкостопин форте», «Экстракт алоэ по Федорову», масло «Живица актив №1», «Девятисил Алтайский», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органам дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. <…> прекратить нарушение п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», путем прекращения размещения и распространения рекламы продукции медовый оберег «Для мужчин», масло  «Лориорум», «Алкостопин форте», «Экстракт алоэ по Федорову», масло «Живица актив №1», «Девятисил Алтайский», с указанием на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, не являющегося лекарственным препаратом, в течении 10 дней со дня получения настоящего предписания.

2. <...> представить в срок до 21.04.2017 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательства об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

В соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» настоящее предписание может быть оспорено в суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны