Решение б/н Решение по делу в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала... от 16 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 11-А/15

                                                                                                                 г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» апреля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» апреля 2015 г.            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия УФАС по РА) в составе <…>,

рассмотрев 03.04.2015г. дело № 11-А/15 от 19.03.2015г., возбужденное в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» (Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 15) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление (вх.№423 от 20.02.2015г.) <…> на действия филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» по неправомерному допуску прибора учета, совместимого с системой АИИС КУЭ, в эксплуатацию.

Исходя из существа заявления, в январе 2013г. в жилом доме <…>, расположенном по адресу: с. Майма, ул. Заводская, 38, был установлен прибор учета электроэнергии типа «Нева», признанный сетевой организацией в качестве расчетного. В ноябре 2013г. от Майминского РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» пришло письменное уведомление о необходимости присутствия 15.11.2013г. заявителя при проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию. Представители сетевой организации не явились для проведения допуска прибора учета в эксплуатацию. В июне 2014г. заявитель при внесении платы за потребленную электроэнергию обнаружила, что у нее образовалась задолженность в размере 7000 рублей, после обращения заявителя за разъяснениями в адрес гарантирующего поставщика, представителями сетевой организации был проверен прибор учета. Заявитель считает действия филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» по допуску прибора учета электроэнергии, совместимого с системой АИИС КУЭ, и признания его в качестве расчетного неправомерными, ущемляющими ее интересы.

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, и на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай были направлены запросы в филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети», филиал «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» о предоставлении пояснений по вопросу, изложенному в заявлении.

Согласно пояснению филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» (вх.№546 от 04.03.2015г.), 15.11.2013г. по месту проживания заявителя: с.Майма, ул. Заводская, 38 был установлен прибор учета типа «Рим» 189.2 №518265, который имеет высокий класс точности. Уведомление о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию было направлено заявителю в установленный срок и 13.11.2013г. получено. В назначенную дату заявитель на процедуру допуска не явилась. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 15.11.2013г. сетевой организацией направлен заявителю почтовой связью.

Согласно пояснению филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» (вх.№569 от 05.03.2015г.), между гарантирующим поставщиком и заявителем заключен договор энергоснабжения в устной форме в порядке статьи 540 ГК РФ с ноября 2008г. С ноября 2013г. расчеты и начисления по месту проживания заявителя стали осуществляться по прибору учета типа «Рим» №518625.

В мае 2014г. в результате технического сбоя произошло неккоректное формирование полезного отпуска электроэнергии бытовых потребителей. В июне 2014г. объем потребленной электроэнергии был скорректирован. 16.06.2014г. от заявителя поступило письмо по вопросу образовавшейся задолженности, на что был дан ответ об отсутствии задолженности  у заявителя на 15.07.2014г. и проведении перерасчета.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по итогам рассмотрения заявления <…> пришло к выводу, что в действиях филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном признании в качестве расчетного прибор учета типа «Рим» 189.02 №518265, на котором отсутствуют контрольная пломба или знаки визуального контроля, что противоречит требованиям пунктов 137, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, и ущемляет интересы <…>.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 19.03.2015г. № 53 возбуждено дело № 11-А/15 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Рассмотрение дела назначено на 03.04.2015г.

03.04.2015г. на заседании Комиссии <…> подтвердила доводы, изложенные в заявлении.

На заседании Комиссии представитель филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» Климов Е.Н. (доверенность от 14.04.2014г. №00/51-04/13) указал, что ранее УФАС по РА было рассмотрено ряд дел в отношении сетевой организации, возбужденных в связи с признанием в качестве расчетных приборы учета электроэнергии, совместимые с системой АИИС КУЭ, на которых отсутствовали пломбы или знаки визуального контроля. 20.03.2015г. филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» произвел опломбировку установленного прибора учета типа «Рим» 189.02 №518265, пломба №30343622 установлена параллельно пломбе госповерителя, что подтверждает целостность и факт невмешательства в работу прибора учета электроэнергии.

На заседании Комиссии представитель филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» Валекжанин А.А. (доверенность от 12.05.2014г. №00/51-04/26) указал, что сетевая организация в настоящий период проводит мероприятия по опломбировке приборов учета, совместимых с системой АИИС КУЭ, установленных в 2013г.-2014г.

На заседании Комиссии представитель филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» Осинцев М.П. (доверенность от 31.12.2014г. №257) подтвердил доводы, изложенные в письме гарантирующего поставщика (вх.№569) от 05.03.2015г. Указал, что гарантирующий поставщик произведя в июне 2014г. корректировку объема потребленной электроэнергии установил отсутствие у заявителя на 15.07.2014г. задолженности за потребленную электроэнергию.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив обстоятельства дела, заслушав пояснения сторон и рассмотрев материалы дела, пришла к выводу:

Между филиалом «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» и <…> с ноября 2008г. заключен договор энергоснабжения в рамках статьи 540 ГК РФ, расчеты за потребленную электроэнергию осуществлялись по прибору учета типа «Нева» № 055426.

В соответствии с пунктом 153 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, если установка прибора учета допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком, имеющим договор энергоснабжения в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.

Комиссией УФАС по РА установлено, что филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» 07.11.2013г. направил в адрес <…> уведомление о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которое было получено заявителем 13.11.2013г. (данный факт не оспаривается заявителем) и подтверждается реестром почтовых отправлении от 07.11.2013г., и сведениями из официального сайта ФГУП «Почта России».

Допуск установленного прибора учета электроэнергии в эксплуатацию регламентирован пунктами 152-154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.

15.11.2013г. филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» прибор учета типа «Рим» 189.02 №518265 был допущен в эксплуатацию в отсутствии заявителя и признан в качестве расчетного, а прибор учета типа «Нева» №055426 признан в качестве контрольного, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию.

В соответствии с абзацем 3 пункта 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Исходя из акта допуска прибора учета в эксплуатацию от 15.11.2013г. установленный прибор учета типа «Рим» 189.02 №518265 принадлежит <…>.

Соответственно, <…> несет ответственность за сохранность прибора учета типа «Рим» 189.02 №518265.

Согласно абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений, по окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля. Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.

Комиссией УФАС по РА установлено, что контрольная пломба или знаки визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета типа  «Рим» 189.02 №518265 филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» не установлены. В акте допуска прибора учета в эксплуатацию от 15.11.2013г., выданном <…>, отсутствуют сведения об установке контрольных пломб или знаков визуального контроля.

В соответствии с пунктом 137 Основных положений наличие контрольной пломбы или знаков визуального контроля на приборе учета является обязательным условием при признании прибора учета в качестве расчетного.

Признание филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» прибора учета типа «Рим» 189.02 №518265 в качестве расчетного при отсутствии пломб или знаков визуального контроля является неправомерным, противоречащим пунктам 137, 154 Основных положений.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает осуществлять действия (бездействие) занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» в соответствии с постановлением Комитета по тарифам  Республики Алтай от 01.10.2003г. № 8/1 (в ред. постановления Комитета по тарифам РА от 09.10.2009г. № 9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на  его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действие филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети», выразившееся в необоснованном признании в качестве расчетного прибор учета типа «Рим» 189.02 №518265, на котором отсутствуют контрольная пломба или знаки визуального контроля противоречит требованиям пунктов 137, 154 Основных положений, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приводит к ущемлению интересов <…>.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

20.03.2015г. филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» опломбировал прибор учета типа «Рим» 189.02 №518265, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию. Комиссия УФАС по РА считает, что это свидетельствует о добровольном устранении филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать в действии ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном признании в качестве расчетного прибор учета типа «Рим» 189.02 №518265, на котором отсутствуют контрольная пломба или знаки визуального контроля, что противоречит требованиям пунктов 137, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, и ущемляет интересы <…>.

2. Прекратить в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала  «Горно-Алтайские электрические сети» рассмотрение дела №11-А/15 от 19.03.2015г. в связи с добровольным устранением нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны