Решение №50 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 50 от 20 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 50

 

  «20» октября 2021г.                                            г. Горно-Алтайск                                                                           

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

….,

в отсутствие представителя заказчика Администрации МО «Майминский район» рассмотрела материалы внеплановой документарной (камеральной) проверки по вопросу соблюдения заказчиком Администрацией МО «Майминский район» требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме № 0177600001021000039 на оказание услуг по осуществлению лабораторного и инструментального контроля качества работ по ремонту дорожной сети в с. Майма, Республики Алтай в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

20.10.2021г. от Администрации МО «Майминский район» поступило ходатайство (вх. №5615) о рассмотрении материалов внеплановой документарной (камеральной) проверки в отсутствие их представителя.

УСТАНОВИЛА:

В связи с поручением ФАС России № МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) УФАС по РА приказом № 110 от 14.10.2021г. назначена внеплановая камеральная проверка заказчика Администрации МО «Майминский район» по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме № 0177600001021000039 на оказание услуг по осуществлению лабораторного и инструментального контроля качества работ по ремонту дорожной сети в с. Майма, Республики Алтай в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Проверка назначена в связи с выявленным признаком нарушения п. 8 ч. 1  ст. 54.3 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 данного закона).  

В ходе проверки у заказчика Администрации МО «Майминский район» запрошены: письменные возражения по установленному признаку нарушения; информация о должностном лице, ответственном за подготовку порядка оценки заявок, в том числе определившим критерии оценки открытого конкурса в электронной форме №0177600001021000039.

Запрашиваемые документы и возражения поступили в УФАС по РА 19.10.2021г. (вх. №5595).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, установила следующее.

06.04.2021г. заказчиком Администрацией МО «Майминский район» размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0177600001021000039 на оказание услуг по осуществлению лабораторного и инструментального контроля качества работ по ремонту дорожной сети в   с. Майма, Республики Алтай в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила № 1085), в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Подпунктом «б» пункта 27 Правил № 1085 установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

В п. 14 Информационной карты (раздел 1 документации на открытый конкурс в электронной форме №0177600001021000039) указано, что критерии оценки заявок, величины значимости данных критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок, указаны в приложении № 1 к разделу 1 «Информационная карта».

В приложении № 1 к разделу 1 «Информационная карта» конкурсной документации установлено, что для оценки заявок участников закупки установлены следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:

- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки на праве собственности испытательной лаборатории (центра) соответствующей требованиям к компетентности, предъявляемым ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009) в системе добровольной сертификации с областью распространения системы (объекта сертификации);

 - опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а именно: опыт участника по успешному выполнению работ строительного контроля, а также лабораторного и инструментального контроля за работами по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту автомобильной дороги и/или ремонту автомобильной дороги со стоимостью каждого такого контракта(ов) (договора(ов)) не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта,  на право заключить который проводится данная закупка.

Согласно п. 2 приложения № 1 к разделу 1 «Информационная карта» конкурсной документации под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контрактов в соответствии с условиями, установленными в контрактах, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Сопоставимый характер и объем – это работы строительного контроля, а также лабораторного и инструментального контроля за работами по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту автомобильной дороги и/или ремонту автомобильной дороги со стоимостью каждого такого контракта(ов) (договора(ов)) не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право, заключить который проводится данная закупка.

Заказчиком оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях) успешно исполненных участником государственных и/или муниципальных контрактов и/или гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ и/или от 18.07.2011 № 223-ФЗ, сопоставимого характера и объема за 2 года, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящей закупке.

Оценке подлежат представленные в составе заявки документы: копия контракта (договора) на выполнение работ строительного контроля, а также лабораторного и инструментального контроля за работами по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту автомобильной дороги и/или ремонту автомобильной дороги со стоимостью каждого такого контракта(ов) (договора(ов)) не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право, заключить который проводится данная закупка.

В случае предоставления опыта,  контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Законом о закупках, предоставить копию контракта и реестровый номер контракта, где  итоговый (последний) акт выполненных работ (форма КС-2) и справка о стоимости  выполненных работ (форма КС-3),  должны  быть подписаны сторонами не ранее чем за 2 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в данной закупке или в  случае подтверждения опыта договором субподряда, необходимо предоставить копию(и) контракта (договора), копии дополнительных соглашений (при наличии), копии актов выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости  выполненных работ (форма КС-3),  а также копии счет-фактур/счет подписанные с двух сторон, при этом итоговый (последний) акт выполненных работ (форма КС-2) и справка о стоимости  выполненных работ (форма КС-3) должны  быть подписаны сторонами не ранее чем за 2 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в данной закупке.

Согласно п. 2 приложении № 1 к разделу 1 «Информационная карта» конкурсной документации оценка «0» баллов по показателю будет присвоена:

- участнику закупки, который не имеет опыта сопоставимого характера и объема;

- участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие сведения о наличии опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за указанный в показателе период.

Комиссия УФАС по РА считает, что вышеназванные требования заказчика, установленные п. 2 приложении № 1 к разделу 1 «Информационная карта» конкурсной документации, являются незаконными на основании следующего:

- Законодательство о контрактной системе, в том числе Правила № 1085, не содержат требований о предоставлении в качестве подтверждения наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, контрактов (договоров), заключенных и исполненных в определенный заказчиком период времени (за последние 2 года или другой период). Данное условие не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки. Такое требование может привести к ограничению числа участников закупки, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока.

- Договоры на оказание услуг по осуществлению лабораторного и инструментального контроля качества работ по ремонту дорожной сети могут заключаться не только в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках, но и в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации. В Законе о контрактной системе и в Правилах № 1085 не предусмотрены требования о наличии у участника закупки опыта, подтвержденного контрактами (договорами), заключенными исключительно в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках. Включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, что нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона о контрактной системе.

- Законодательство о контрактной системе, в том числе Правила № 1085, не содержат требований о предоставлении в качестве подтверждения наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, контрактов (договоров), исполненных без применения к подрядчику штрафных санкций, а также участник, у которого отсутствует опыт успешного выполнения аналогичных работ (т.е. у которого может быть контракт, исполненный в полном объеме и в предусмотренные в нем сроки, но с применением к участнику неустоек (штрафов, пеней) за нарушение промежуточных сроков) не сможет получить баллы более «0» по данному критерию. Применение неустоек (штрафов, пеней) за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не свидетельствует об отсутствии опыта, соответствующего объекту закупки. Требования об уплате неустойки (штрафов, пеней) могут быть оспорены в судебном порядке. При этом на момент проведения оценки заявок участников закупки судебный процесс, по вопросу правомерности применения штрафных санкций, может быть не окончен.

- Предоставление участником закупки копий контрактов с ценой не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса. Цена исполненных участниками закупки контрактов не влияет на качество выполнения работ (оказания услуг) по контракту.

19.10.2021г. заказчиком Администрацией МО «Майминский район» в УФАС по РА представлены письменные пояснения (вх. № 5595), согласно которым требования к порядку оценки заявок участников закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правил № 1085. В целях более качественного исполнения контрактов с актуальными требованиями законодательства был предусмотрен период 2 года, предшествующий дате окончания подачи заявок на участие в закупке. Законодательством о контрактной системе и Правилами № 1085 не запрещается заказчикам устанавливать в документации подобные требования. В ряде случаев требование о предоставлении сведений об опыте исполнения контрактов (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) встречается в ряде норм Закона о контрактной системе, например, в ч. 8.1 ст. 96 данного закона. Контракт (договор), исполненный с применением к участнику неустоек (штрафов, пеней), невозможно гарантированно считать подтверждением опыта успешного выполнения работ. Установленные заказчиком требования не привели к ограничению количества потенциальных участников закупки и созданию преимуществ участникам закупки. Кроме того, на участие в закупке поступило 3 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

Комиссия УФАС по РА считает данные доводы заказчика необоснованными, т.к. заказчик при установлении требований о подтверждении участниками закупки опыта успешного выполнения работ не вправе нарушать принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе. Ссылка заказчика на ч. 8.1              ст. 96 Закона о контрактной системе необоснованна, поскольку данная норма закона не применяется к условиям оценки заявок, установленным в Правилах № 1085, поскольку предусматривает исключительно требования к информации, представляемой участником закупки (относящимся к СМП) при заключении контракта в целях обеспечения его исполнения. Факт того, что на участие в закупке поступило 3 заявки нельзя рассматривать как отсутствие ограничения конкуренции, в связи с тем, что при отсутствии данных требований заявок на участие в закупке могло быть больше.

Таким образом, Администрацией МО «Майминский район» нарушены требования п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, так как в конкурсной документации №0177600001021000039 установлены требования по нестоимостному критерию оценки заявок с нарушением Правил №1085.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме №0177600001021000039 от 12.05.2021г. на участие в закупке поступили 3 заявки, которые признаны соответствующими требованиям конкурсной документации. Победителем признано ООО «ДОРЭКСПЕРТ».

24.05.2021г. Администрация МО «Майминский район» с ООО «ДОРЭКСПЕРТ» заключен муниципальный контракт № 0177600001021000039 на оказание услуг по осуществлению лабораторного и инструментального контроля качества работ по ремонту дорожной сети в с. Майма, Республики Алтай в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В связи с тем, что по данной закупке заказчиком 24.05.2021г. заключен муниципальный контракт с ООО «ДОРЭКСПЕРТ», у Комиссии УФАС по РА отсутствуют правовые основания для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь   ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки,

РЕШИЛА:

  1. Признать заказчика Администрацию МО «Майминский район» нарушившим п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части установления в конкурсной документации требований к показателям нестоимостного критерия оценки заявок, несоответствующих Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085;
  2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица, допустившего нарушение законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны