Решение б/н Решение и предписание по делу, возбужденному в отношении дей... от 29 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 112-К/16

о нарушении  законодательства о контрактной системе

«22» июля  2016 года                                                                  г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай  по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)

в присутствии представителя заказчика МБУ «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» по доверенности от 19.07.2016г., рассмотрела жалобу ООО СМУ «СпецСтройМонтаж»  на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» при проведении электронного аукциона  на  строительство системы  водоснабжения микрорайона «Аэропорт» в  с. Улаган Улаганского района Республики Алтай    № 0377300030316000003.

ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечило.  

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 15.07.2016г. вх. № 2019 поступила жалоба ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» (г.Барнаул, ул. Антона Петрова, стр. 235 Б, 1 этаж, вход №3) на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» при проведении электронного аукциона  на  строительство системы  водоснабжения микрорайона «Аэропорт» в  с. Улаган Улаганского района Республики Алтай   № 0377300030316000003.

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, разъяснения заказчика противоречат требованиям ст. 65 Закона о контрактной системе и аукционной документации (инструкции по заполнению заявок),  и вводят участников закупки в заблуждение.

МБУ «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» 20.07.2016г. представлено возражение на жалобу (вх. 2071).

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителя заказчика,  полагает, что доводы жалобы являются обоснованными в части  по следующим основаниям:

03.06.2016г. заказчиком  МБУ «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» на официальном сайте ЕИС (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на  строительство системы  водоснабжения микрорайона «Аэропорт» в  с. Улаган Улаганского района Республики Алтай.

Согласно извещению № 0377300030316000003 (ред.  № 4 от 01.07.2016г.):

- начальная (максимальная) цена контракта: 22 751 283,0 рубля;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 18.07.2016г. 08-00 часов;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 19.07.2016г.;

- дата проведения аукциона: 22.07.2016г.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В Техническом задании  (часть III документации) заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и показатели материалов, используемых при выполнении работ,   максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В Инструкции по заполнению первой части заявки заказчиком описано применение символов, предлогов (слов), числовых показателей, (диапазонов) и т.д., а именно знака «-» (черточка, тире, дефис), словосочетаний «не более», «не менее», «не выше», «не ниже», «не хуже», частицы «не» с иными стандартными наречиями русского языка, такими как длиннее, короче, шире, уже, толще, тоньше, легче, тяжелее и т.д., означающими «превышение» или «занижение» значений показателей по сравнению с заданными, а также с применением символов (знаков) ">", "<" (больше или равно, меньше или равно) перед числовым показателем (значением), означают, что участнику закупки необходимо выбрать конкретный показатель (значение) в заданном пределе (диапазоне). Кроме того, участник закупки должен учитывать, что в данном случае указанный числовой показатель входит в этот диапазон, т.е. является включительным; параметры, указанные с применением предлогов (слов): «более», «менее», «выше», «ниже», «хуже», «лучше», иных стандартных наречий русского языка, такими как длиннее, короче, шире, уже, толще и т.д., означающих «превышение» или «занижение» значений показателей по сравнению с заданными, а также с применением символов (знаков) ">", "<" (больше, меньше) перед числовым показателем (значением), означают, что участнику закупки необходимо выбрать конкретный показатель (значение) в заданном пределе (диапазоне). Кроме того, в своей заявке участник закупки должен учитывать, что в данном случае указанный числовой показатель не входит в этот диапазон, т.е. не является включительным; слова «выше», «свыше» тождественны (равны) словам «более» или «больше» и означает превышение показателя над заданным; параметры, указанные с использованием словосочетания «не должен превышать» тождественен словосочетанию «не должен быть более»; параметры указанные с использованием словосочетания «должен превышать» тождественен словосочетанию «должен быть более»; слово «лучше» означает, что Заказчику необходим товар с характеристиками, превышающими заданные; словосочетания «не хуже», «не ниже» означает, что Заказчику необходим товар с такими же характеристиками или характеристиками, превышающими заданные; слово «ниже» тождественно (равно) словам «менее» или «меньше» и означает занижение показателя по сравнению с заданным; в случае указания интервалов значений показателей, сопровождающихся предлогами: «от» и/или «до», означает, что граничные значения конкретных показателей могут являться соответствующими данному интервалу значений, так как данный интервал является интервалом с включенными граничными значениями; в том случае, если в документации об аукционе используются слова «не уже» или «не шире» в отношении представленного диапазона, участник закупки должен предложить показатель товара с интервалом значений диапазона (в диапазоне) таким же или шире и уже соответственно; параметры, указанные с использованием знака "," (запятая), разделяющего свойства товара, свидетельствуют о перечислении свойств товара, каждое из которых необходимо Заказчику для удовлетворения нужды в тех или иных свойствах товара; при составлении первой части заявки на участие в аукционе участнику необходимо учитывать, что слова «при наличии», «возможно», «допускается» являются словами не обладающими конкретикой; характеристики упаковки тех или иных материалов затребованы в связи с тем, что при выполнении работ товары, необходимые для работы смены размещаются на территории Заказчика; знак «косая черта» «/», «\» употребляется в функции, близкой к союзу «или», как знак альтернативности понятий, а также для обозначения отношения каких-либо величин, параметров (в том числе в математическом смысле); числовые значения температурных показателей не сопровождающиеся обозначением «плюс» или «+», а также «минус» или «-» следует принимать как положительные значения температуры, то есть плюсовые; сведения, которые содержатся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований; в случае указания расчетных значений, округление производится до пятого знака после запятой; в том случае, если какая-либо характеристика (показатель) товара отсутствует в силу особенностей типа (вида) предлагаемого участником товара, в силу выбранного участником закупки вида (типа) товара из предложенных Заказчиком, в первой части заявки участник закупки должен указать на это. Указания (обозначения) подобного рода не должны иметь двусмысленного толкования; в том случае, если в отношении какой-либо характеристики товара стоит параметр «допускается» без количественного ограничения данных допусков, участник закупки вправе отставить данный показатель в редакции документации об аукционе; в том случае, если в отношении какой-либо характеристики товара стоит параметр «допускается» с указанием количественного ограничения данных допусков, участник закупки в составе первой части заявки должен указать конкретный показатель допущенной (имеющейся) характеристики; требования к показателю масса для ряда товаров установлены заказчиком в связи с необходимостью крепления (монтажа, установки) данных товаров на конструктивные (монтажные, или несущие или вертикальные (горизонтальные) сборные конструкции), ввиду чего значение показателя масса изделия является одним из функциональных показателей товара; параметры, указанные с использованием знака «;» (точка с запятой), разделяющего свойства товара, свидетельствуют о перечислении свойств товара, только одно из которых необходимо Заказчику для удовлетворения нужды в тех или иных свойствах товара.

В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

В нарушение данной нормы закона заказчиком 13.06.2016г., 14.07.2016г. даны разъяснения на запросы потенциальных участников, которые изменяют суть документации (инструкции), в части указания конкретных показателей или  диапазонного значения, что могло привести участников закупки в заблуждение при формировании первой части заявки  по материалам:

1. «Гидрант пожарный», значение  показателя ход клапана должно составлять от 24 до 30 мм.  

Согласно инструкции по заполнению заявки   в случае указания интервалов значений показателей, сопровождающихся предлогами: «от» и/или «до», означает, что граничные значения конкретных показателей могут являться соответствующими данному интервалу значений. Однако, в  разъяснении от 14.07.2016г., заказчиком дан ответ, что  значение  показателя ход клапана должно быть указано в диапазоне, что не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки и изменяет суть аукционной документации. Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.

2. «Щебень тип 3», заказчиком установлены требования, в том числе  «фракция  щебня должна быть 5 -10 мм».

Согласно инструкции: параметры, указанные с применением символа (знака) «-» (черточка, тире, дефис), означает диапазон допустимых параметров (значений), из которого необходимо выбрать конкретный показатель в пределах этого диапазона.

Согласно  разъяснениям заказчика от 14.07.2016г.  фракция щебня «5-10 мм» является непосредственно показателем товара (согласно ГОСТ), который не может изменяться и его необходимо оставить в редакции заказчика.

Таким образом, заказчик  вводит участников в заблуждение, в части необходимости  указания в первой части заявки конкретного показателя фракции щебня (согласно инструкции)  или диапазонного значения (согласно ГОСТ). Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.

3. По материалу «Кабель тип 2» заказчиком даны разъяснения о необходимости указания конкретного показателя в отношении показателя «относительная влажность воздуха должно быть не менее 98 процентов при температуре до плюс 35 градусов Цельсия».

Согласно  п. 5.2.4.3 ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66, 1 и 3 кВ» данный показатель является одной из характеристик товара (требования стойкости к внешним воздействующим факторам),  который не может быть конкретным.

Кроме того, данный  показатель не  соответствует ГОСТ 31996-2012, необходимо было указать «относительная влажность воздуха до 98 процентов при температуре до 35ºС» (в техническом задании не менее 98, т.е. свыше). Следовательно, довод жалобы является  обоснованным.

 4. «Электрод тип 5»,  заказчиком установлено, что электрод должен быть предназначен для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с  временным сопротивлением  по разрыву до 60 кгс/мм².

Согласно  разделу 1  «Классификация»  ГОСТ 9467-75 «Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы»  по назначению электроды подразделяются, в том числе  для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 60 кгс/мм² - У (условное обозначение). Соответственно, данное условное обозначение (назначение) не является показателем товара и  не может иметь конкретный показатель.

Заказчиком 14.07.2016г. дано разъяснение о необходимости указания в данной части (назначении электрода)  конкретного показателя, что могло привести участников в заблуждение при формировании первой части заявки. Следовательно,  довод жалобы является обоснованным.

В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком при описании объекта закупки  установлены необъективные, несоответствующие ГОСТам  требования (показатели) к товарам: 

По материалу «Светильник тип 2» заказчиком установлено, что светильник должен быть пригодным для применения при освещении в сырых либо пыльных производственных помещениях, а также при общем или/и вспомогательном освещении в помещениях с нормальными условиями. Степень защиты должна быть не менее IP54. Должен быть пылезащищенного или пыленепроницаемого исполнения.

Согласно п. 4.2 ГОСТ 14254-96 «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)»  при описании степени защиты (IP)  используются коды (цифры), где 5-пылезащитное, 4- сплошное обрызгивание.  Таким образом, степень защиты IP54 гарантирует возможность применения, как в сырых, так и в пыльных производственных помещениях. Следовательно, данный довод жалобы  являются обоснованным.

По материалу «Счетчик электроэнергии»  заказчиком установлено, что счетчик должен быть предназначен для учета электроэнергии и мощности в трехфазных сетях переменного тока частотой 50/60 Гц. Класс точности должен быть 0,5 или выше.  Из буквального толкования данного требования  заказчик требует указать два класса точности. Таким образом, заказчик установил противоречивые требования, класс точности должен быть указан 0,5 и выше.

В отношении товара «Мастика битумная» заказчиком установлено: содержание наполнителя, % по массе: волокнистого должно быть 12-15, пылевидного должно быть 25-30, т.е. два наполнителя.

Согласно ГОСТ 2889-80 «Мастика битумная кровельная горячая»  мастика  не может состоять сразу из двух наполнителей, так как для приготовления мастики должны применяться волокнистые или пылевидные наполнители.

По материалу  «Бетон тяжелый тип 3» заказчиком установлено, что  в качестве крупных заполнителей для бетона должен быть применен щебень или гравий из плотных горных пород, или щебень из отсевов дробления плотных горных пород. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из изверженных и метаморфических пород, щебне из гравия и в гравии не должно превышать 1 % массы. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из осадочных пород не должно превышать 3 % массы.

Согласно п. 1.6  ГОСТ 26633-91 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые»  в качестве крупных заполнителей для тяжелых бетонов используют щебень и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267.  Следовательно,  доводы жалобы являются обоснованными.

Доводы ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» об установлении в техническом задании  противоречивых и несоответствующих ГОСТам  требований к товару: Тройник фланцевый с пожарной подставкой, Кабель тип 2, Муфты хризотилцементные тип 1, коробка распределительная, трубы хризотилцементные тип 1 являются необоснованными по следующим основаниям:

- «Тройник фланцевый с пожарной подставкой» заказчиком установлено, что покрытие должно быть прочным, гладким, не должно иметь видимых трещин, не должно быть липким, растворяться в воде или придавать ей запах, размягчаться при температурах ниже плюс 60 градусов Цельсия.

В  ГОСТ 5525-88  «Части соединительные чугунные, изготовленные литьем в песчаные формы для трубопроводов»  установлены  требования,  в том числе к тройникам фланцевым с пожарной подставкой.  

Согласно пункту  2.2.7 раздела 2 «Технические требования» данного ГОСТа  «Соединительные части должны быть покрыты нефтяным битумом. Покрытие должно быть прочным, гладким не должно иметь видимых трещин, не должно быть липким, растворяться в воде или придавать ей запах, размягчаться при температуре ниже +60º С».

Таким образом, данный показатель является одной из характеристик товара, установленной  ГОСТ 5525-88. Следовательно, доводы жалобы в данной части являются необоснованными.

- «Кабель тип 2» заказчиком установлено, что токопроводящие жилы должны быть из алюминиевого сплава или алюминия.

 Согласно ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66, 1 и 3 кВ» жилы могут быть изготовлены из алюминия или меди.  Однако, ГОСТ 31996-2012 установлено, что жилы кабелей должны соответствовать ГОСТ 22483-77, который заменен на ГОСТ 22483-2012 «Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров», где предусмотрено,  изготовление жил токопроводящих для кабелей из алюминия или алюминиевого сплава (п. 4.1), что соответствует требованиям, установленным заказчиком в техническом задании. Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.

- «Муфты хризотилцементные тип 1» заказчиком  в техническом задании указано, что  класс муфт должен быть не меньше 2.

В соответствии с п. 5.2.1 ГОСТ 31416-2009 «Трубы и муфты хризотилцементные» напорные трубы для водопроводов и муфты  подразделяются на классы в зависимости от значения рабочего давления согласно таблице 3.  В таблице 3 данного ГОСТа   классы установлены от 1- 7, а  ВТ6, ВТ9, ВТ12, ВТ15 является условным обозначением  класса напорных труб.  Следовательно, довод жалобы  является необоснованным.

- «Коробка распределительная», заказчиком установлено, что значение показателя диапазон уплотнения втулок не должно составлять более 21 мм, для клемм до 10 мм².

Согласно разъяснениям заказчика  диапазон уплотнения втулок должен быть от 0 до 21 мм,  для клемм до 10 мм² - максимальный размер клемм должен быть до 10 мм²,  что так же является диапазонным значением, и не изменяет суть документации об аукционе. Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.

- «Трубы  хризотилцементные тип 1» заказчиком указано значение показателя длина обточенных концов 250 мм, в зависимости от длины применяемых муфт.

Согласно ГОСТ 31416-2009 «Трубы и муфты хризотилцементные»  размеры напорных труб, в том числе длина обточенных концов  установлена в Таблице 4 со ссылкой «**», в которой указано, что длина обточенных концов должна быть не менее 200 мм. для всех труб в зависимости от длины применяемых муфт. Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.

Довод ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» о неправомерном установлении заказчиком требования к метеорологическим условиям Республики Алтай по материалу «Кабель тип 2»  (относительная влажность воздуха не менее 98 процентов при температуре до плюс 35 градусов Цельсия) является необоснованным, так как данное требование предусмотрено в п. 5.2.4.3 ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66, 1 и 3 кВ» и относятся к стойкости при механических воздействиях. 

Комиссия УФАС по РА, оценив изложенные заказчиком обстоятельства, изучив представленные документы, руководствуясь п. 1 ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» на действия МБУ «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» при проведении электронного аукциона № 0377300030316000003 на  строительство системы  водоснабжения микрорайона «Аэропорт» в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай обоснованной в части установления необъективных и  несоответствующих ГОСТам требований (показателей) к товарам, используемым при выполнении работ (гидрант пожарный, щебень тип 3, кабель тип 2,  электрод тип 5, светильник тип 2, счетчик электроэнергии, мастика битумная, бетон тяжелый), и дача разъяснений положений документации изменяющих№ 0377300030316000003  ее суть.

2. Признать заказчика МБУ «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» нарушившим п.1 ч.1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64, ч. 5 ст. 65  Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона  № 0377300030316000003, приведение аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).

4. Передать материалы дела должностному лицу управления для возбуждения административного производства в отношении виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ  

об устранении  нарушений

законодательства о контрактной системе      

«22»  июля  2016 года                                                                  г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок  на основании  решения № 112-К/16 от 22.07.2016г., принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы  ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» на действия заказчика МБУ «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» при проведении электронного аукциона  на  строительство системы  водоснабжения микрорайона «Аэропорт» в  с. Улаган Улаганского района Республики Алтай    № 0377300030316000003, руководствуясь  частью  23 статьи  99, частью 8 статьи 106  Федерального закона  № 44-ФЗ   от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:

 1. Заказчику МБУ «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» устранить нарушения  п.1 ч.1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  путем:

1.1 отмены электронного аукциона на  строительство системы  водоснабжения микрорайона «Аэропорт» в  с. Улаган Улаганского района Республики Алтай    № 0377300030316000003;

1.2 размещения информации об отмене данного электронного аукциона на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru);

1.3 приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе;

1.4 повторного осуществления закупки на  строительство системы  водоснабжения микрорайона «Аэропорт» в  с. Улаган Улаганского района Республики Алтай    № 0377300030316000003 (в случае необходимости).

2.  Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы  по Республике Алтай доказательство об исполнении настоящего Предписания:

-  по пунктам  1.1 и  1.2 Предписания  не позднее 10.08.2016г.;

- по пунктам  1.3 и 1.4 Предписания не позднее трехдневного срока с момента исполнения.

В случае неисполнения настоящего предписания, Управление Федеральной антимонопольной службы  по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны