Решение б/н Решение по делу в отношении ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице фил... от 19 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ № 12-А/15

                                                                                                           г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена «19» мая 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «02» июня 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе <…>,

рассмотрев 19.05.2015г. дело № 12/А от 27.03.2015г., возбужденное в отношении ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице филиала «Горно-Алтайский» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей: ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ» <…> (доверенность от 08.12.2014г.), <…> (доверенность от 08.12.2014г.); ОАО «Алтайэнергосбыт» <…> (доверенность № 21 от 31.12.2014г.), <…> (доверенность № 425с от 15.04.2015г.); а также с участием главного инженера МУП «Горэлектросети» <…>,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление (вх. № 3790 от 30.12.2014г.) от ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ» на действия филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» по вопросу обоснованности изменения тарифа первой ценовой категории с предъявлением тарифа с генерирующей мощностью и ограничения режима потребления электрической энергии.

По результатам рассмотрения поступившего заявления Управлением на основании пункта 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с необоснованным определением ценовой категории потребителя и  начислением платы за потребленную электроэнергию с предъявлением тарифа с генерирующей мощностью (в период с 01.07.2013 по 31.10.2014г.), что приводит к ущемлению интересов ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ».

Рассмотрение дела № 12/А от 27.03.2015г. о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 16.04.2015г.

Определениями об отложении рассмотрения дела от 16.04.2015г. и от 13.05.2015г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации, позволяющей сделать выводы о наличии (отсутствии) состава нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение данного дела было дважды отложено и назначено к рассмотрению на 19.05.2015г.

Филиал «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» представил запрашиваемую информацию, согласно которой приложением № 1 к договору энергоснабжения от 28.03.2011г., заключенному между филиалом «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» и ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ», стороны согласовали величины максимальной мощности, согласно которым ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ» относится к категории потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет не менее 670 кВт.

Согласно п. 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), в отношении потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт (далее - потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт), до 1 июля 2013 г. ценовая категория определяется в порядке, установленном в настоящем пункте в отношении потребителей с максимальной мощностью менее 670 кВт, а с 1 июля 2013 г. - без возможности выбора и применения в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт первой и второй ценовых категорий в соответствии со следующими требованиями.

Потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать:

третью ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;

четвертую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;

пятую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток;

шестую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также при включении в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток.

При этом в случае отсутствия уведомления о выборе иной, кроме первой и второй ценовых категорий, для расчетов за электрическую энергию (мощность) начиная с 1 июля 2013 г. в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт применяется третья ценовая категория (для случая применения одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии) или четвертая ценовая категория (для случая применения двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии).

07.12.2012г. ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице филиала «Горно-Алтайский»в адрес ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ» было направлено письмо исх. № 1487 о вынужденном применении с 01.07.2013г. третьей ценовой категории и о необходимости обеспечить точки поставки приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электроэнергии.

В связи с отсутствием уведомления ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ» о выборе ценовой категории (с третьей по шестую), в соответствии с п. 97 Основных положений № 442, с 01.07.2013г. расчеты за потребленную электроэнергию с ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ» производились по третьей ценовой категории предельных уровней нерегулируемых цен.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия УФАС по РА по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам:

ОАО «Алтайэнергосбыт» (вместе с филиалами) внесено Алтайским краевым  УФАС России в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  более 35% (приказ УФАС России по Алтайскому краю от 18.12.2006г. № 152).

 В соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 23.10.2006г. №11/1 «О гарантирующих поставщиках на территории Республики Алтай» ОАО «Алтайэнергосбыт» (Филиал «Горно-Алтайский») включен в Реестр  хозяйствующих субъектов в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в пределах зоны деятельности административной границы Республики Алтай.

Следовательно, ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» занимает доминирующее положение в данной сфере услуг и на него распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

28.03.2011г. между филиалом «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» и ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ» заключен договор энергоснабжения № Ц023, согласно которому сторонами согласованы величины максимальной мощности по двум точкам поставки. Приложением   № 1 к указанному договору сторонами согласованы величины максимальной мощности по ТП № 1  19-7-4а – 1881 кВт, по ТП № 2  19-7-4 – 778, 5 кВт.

Максимальная мощность определена как сумма мощностей энергопринимающих устройств потребителя, что составила более 670 кВт по каждой точке поставки.

Управлением возбуждено дело по факту определение 3 ценовой категории ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ» по ТП № 2  19-7-4.

Согласно п. 2 Основных положений № 442 (в редакции № 14 от 01.03.2011г., действующей на момент заключения договора) максимальная мощность - величина мощности, обусловленная составом энергопринимающего оборудования и технологическим процессом потребителя, исчисляемая в мегаваттах.

Таким образом, в договоре энергоснабжения сторонами верно определена максимальная мощность энергопринимающих устройств.

Однако, в редакции № 16 от 04.05.2012г. указанных Правил, максимальная мощность определена как наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

Согласно п. 2 Основных положений № 442 максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя для целей определения его обязательств на розничном рынке, а также для целей отнесения его к подгруппам потребителей, в том числе и при применении гарантирующими поставщиками дифференцированных по группам (подгруппам) потребителей сбытовых надбавок, определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, в рамках границ балансовой принадлежности в отношении энергопринимающего устройства, принадлежащего на праве собственности или на ином законном основании потребителю, а в случае, если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства, для этих целей максимальная мощность определяется в соответствии с указанными Правилами в отношении такой совокупности энергопринимающих устройств.

Пунктом 13(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861) предусмотрено, что величина максимальной мощности энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) определяется в процессе технологического присоединения или в соответствии с разделом IV Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и указывается в документах о технологическом присоединении, если иное не установлено настоящим пунктом.

В случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана и (или) если документы о технологическом присоединении утеряны, величина максимальной мощности определяется в соответствии с разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В случае отсутствия у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, документов о технологическом присоединении, а также в случае, если в таких документах не указана величина максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом) и иное не установлено соглашением сторон, величина максимальной мощности энергопринимающих устройств определяется в рамках границ балансовой принадлежности с указанием величины максимальной мощности для каждой точки присоединения в отношении энергопринимающего устройства, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании потребителю, а если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства, то величина максимальной мощности энергопринимающих устройств определяется в отношении такой совокупности энергопринимающих устройств. В отношении таких лиц сетевая организация определяет величину максимальной мощности по выбору лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов:

а) исходя из максимальной величины мощности (нагрузки), определенной по результатам проведения контрольных замеров (летний и зимний контрольный замерный день) за последние 5 лет либо за срок, когда контрольные замеры проводились, если этот срок составляет меньше 5 лет. По согласованию сторон допускается использование таких замеров в дни, отличные от летнего и зимнего контрольного замерного дня;

б) исходя из расчетной величины максимальной мощности, определяемой как максимальное значение из почасовых объемов потребления электрической энергии, полученных за последние 3 года, либо, в случае если с момента технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии) прошло менее 3 лет, - с момента осуществления технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии), в следующем порядке:

при наличии показаний интервальных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - исходя из их показаний в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

при наличии показаний интегральных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, для случая наличия показаний интегральных контрольных приборов учета без ограничения на величину максимальной мощности соответствующих почасовых значений;

при отсутствии показаний интервальных и интегральных расчетных приборов учета электрической энергии - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета (п. 77 Правил № 861).

Исходя из анализа вышеуказанных норм закона Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что величина максимальной мощности определяется в процессе технологического присоединения и указывается в документах о технологическом присоединении.

В силу того, что документы о технологическом присоединении к электрическим сетям объекта ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ» отсутствуют, учитывая положение  п. 77 Правил № 861 потребитель должен был обратиться в адрес сетевой организации с заявлением о переоформлении документов.

Таким образом, процесс восстановления документов о технологическом присоединении должен был быть инициирован потребителем, в целях определения его обязательств на розничном рынке, а также для отнесения его к подгруппам потребителей, в том числе и при применении гарантирующими поставщиками дифференцированных по группам (подгруппам) потребителей сбытовых надбавок.

Обязательства гарантирующего поставщика осуществлять необходимые мероприятия по определению максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя (в том числе обращаться в адрес сетевой организации – единственной организации, уполномоченной в силу закона определить максимальную мощность) для целей отнесения его к определенной ценовой категории нормативно-правовые актами не предусмотрены. 

Учитывая то обстоятельство, что гарантирующий поставщик заблаговременно до определения ценовой категории (за 7 месяцев) уведомил заявителя о вынужденном применении с 01.07.2013г. третьей ценовой категории в силу того, что в договоре электроснабжения сторонами согласована максимальная мощность свыше 670 кВт, у заявителя имелась возможность принять необходимые меры по определению максимальной мощности энергопринимающих устройств. Однако, данные меры не были предприняты.

Кроме того, на заседании Комиссии УФАС по РА представители ОАО «Алтайэнергосбыт» пояснили, что на момент рассмотрения данного дела по существующей схеме ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ» по точке поставки, имеющей технологическое присоединение к сетям МУП «Горэлектросети», имеются две КТП мощностью 630 кВА и 400 кВА соответственно, и заявителем не представлены документальные подтверждения, что на момент определения ценовой категории электроснабжение осуществлялось лишь по одной из КТП. В связи с чем, у Заявителя имеется возможность (при совершении определенных действий) осуществить параллельное присоединение указанных КТП и в данном случае максимальная мощность в сумме будет превышать установленный законодательством порог в 670 кВт.

Данная позиция была также поддержана представителем МУП «Горэлектросети» (сетевая организация, к сетям которой осуществлено технологическое присоединение объекта заявителя), который пояснил, что максимальная мощность определяется на границе балансовой принадлежности в точке подключения.

При таких обстоятельствах Комиссия УФАС по РА соглашается с указанными доводами ответчика, поскольку отсутствуют в наличии документы, содержащие информацию о максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя, в связи с чем отсутствуют основания утверждать, что   филиалом «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» необоснованно определена максимальная мощность свыше 670 кВт и, как следствие, определена соответствующая ценовая категория.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено, что в 2014г. ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ» обращалось в адрес сетевых организаций, к сетям которых имеется технологическое присоединение, с заявлениями на снижение максимальной мощности до 370 кВт в адрес филиала ОАО «МРСК-Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» и в адрес МУП «Горэлектросети» в целях восстановления документации о технологическом присоединении. Однако, указанные обращения касались точек поставки, не относящихся к рассматриваемому делу.  

На основании изложенного в действия филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» по определению ценовой категории потребителя ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ и начислении платы за потребленную электроэнергию с предъявлением тарифа с генерирующей мощностью (в период с 01.07.2013 по 31.10.2014г.) не содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дело № 12/А от 27.03.2015г., возбужденное в отношении ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице филиала «Горно-Алтайский» в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией  действиях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны