Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 124-К/18 о нарушении законодательства о к... от 22 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 124-К/18

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«17» августа 2018 года                                                                                                                                           г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

в отсутствии представителей сторон, рассмотрела жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика МКУ «Строй-Проект» МО «Кош-Агачский район» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300007118000033 на строительство водозабора из подземных вод (разведочно-эксплуатационные скважины) для водоснабжения микрорайона «Балахан» в с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай».

Заказчиком МКУ «Строй-Проект» МО «Кош-Агачский район» 16.08.2018г. представлено ходатайство (вх. 2612) о рассмотрении жалобы в отсутствии их представителя.

ООО «Контракт» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечило.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Алтайское республиканское УФАС России 10.08.2018г. (вх. 2541) поступила жалоба ООО «Контракт» на действия заказчика МКУ «Строй-Проект» МО «Кош-Агачский район» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300007118000033 на строительство водозабора из подземных вод (разведочно-эксплуатационные скважины) для водоснабжения микрорайона «Балахан» в с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай».

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

МКУ «Строй-Проект» МО «Кош-Агачский район» 16.08.2018г. (вх.2611) представило возражение на жалобу ООО «Контракт».

Комиссия, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе полагает, что доводы жалобы являются частично обоснованными по следующим основаниям:

26.07.2018г. МКУ «Строй-Проект» МО «Кош-Агачский район» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство водозабора из подземных вод (разведочно-эксплуатационные скважины) для водоснабжения микрорайона «Балахан» в с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай».

 Согласно извещению № 0377300007118000033 (в ред. 2 от 27.07.2018г.):

- начальная (максимальная) цена контракта: 14 077 990,0 рублей;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 13.08.2018г. 16:00 часов;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 14.08.2018г.;

- дата проведения аукциона: 17.08.2018г.

1. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;

Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно извещению о проведении данного электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок: 13.08.2018г. 16:00 часов.

Следовательно, срок направления участником электронного аукциона запроса о даче разъяснений положений документации должен быть до 10.08.2018г.

В п. 13 Информационной картой документации об аукционе «Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе» заказчиком установлено: «Даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений настоящей документации об электронном аукционе с момента размещения извещения по 10.08. 2018г.

Комиссия УФАС по РА полагает, что установленная дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации не запрещает участникам обратиться в этот день с запросом. Дача разъяснений осуществляется заказчиком в тот же день, что и поступивший запрос. Кроме того, запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе от участников не поступало.

Комиссия УФАС по РА считает, что установленная заказчиком в п. 13 Информационной картой документации об аукционе заказчиком дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений настоящей документации не противоречит требованиям п. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, и не ограничивают участников закупки в сроках подачи запросов на разъяснения положений документации об аукционе. Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного  Федерального закона.

В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.

Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению №1.

Пунктом 2 указанного Приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 предусмотрено, что в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Учитывая, что работы, на выполнение которых размещен электронный аукцион, относятся к коду 42 ОКПД2 и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей (14 077 990,0 руб.), то при размещении данной закупки в силу частей 2 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающие данные требования в соответствии с п. 2 Приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

При анализе размещенной на официальном сайте ЕИС в сфере закупок информации об электронном аукционе (№ 0377300007118000033), Комиссией УФАС по РА установлено, что извещение о поведении данного электронного аукциона не содержит дополнительные требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе. Следовательно, довод жалобы в данной части является обоснованным.

Вместе с тем, аукционная документация содержит дополнительные требования в соответствии с п. 2 Приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (п.16 Информационной карты) и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона во второй части заявке (пп. 6 п. 5 Информационной карты).

3. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Довод заявителя, что заказчиком по ряду позиций товаров установлены требования к компонентам товара и (или) показателям, которые становятся известными в ходе испытания товара является обоснованным по следующим основаниям:

Требования к товарам (материалам) используемым при выполнении работ установлены заказчиком в Приложении № 2 к разделу II Технической части аукционной документации в табличной форме.

В данной Таблице заказчиком определены показатели товаров, которые участниками закупки должны использованы при заполнении первой части заявки по графам:

- показатели, участниками закупки в заявках указываются значения показателей, которые не могут изменяться при подаче заявки (графа 5);

- показатели, участниками закупки в заявках указывается точное числовое или иное значение (графа 6);

- участники закупки в заявках могут указать максимальные и (или) минимальные значения и (или) диапазон значений, в случае если такие конкретные показатели указываются не точными цифровыми и (или) иными параметрами (в том числе в диапазонном значении и (или) с формулировками «не более» , «не менее», «более», «менее») производителем товара, либо предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (графа 7).

Например, в отношении товара «Электрод тип 1» заказчиком установлено требование к показателям товара, в том числе: графа 5 -  номинальный диаметр электрода, определенный диаметром стержня 4 мм (значение не должно изменяться), длина зачищенного от покрытия конца – не менее 20 мм (необходимо указать точное значение) и соответствие ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9466-75.

Согласно таблице 2 ГОСТ 9466-75 «Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки» электроды с номинальным диаметром 4 мм имеют длину зачищенного от покрытия конца 25 мм.

Следовательно, заказчиком неправомерно установлено значение показателя длина зачищенного от покрытия конца электрода (не менее 20 мм), так как данный диапазон (20 мм и более) противоречит требованиям установленного в техническом задании ГОСТ 9466-75 (25мм), что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Аналогичное нарушение допущено заказчиком при описании товара «Электрод тип 2-4».

4. Довод заявителя о том, что описание объекта закупки не соответствует принципу объективности и создает препятствие для участников закупки в процессе формирования заявок на участи в аукционе является необоснованным, по следующим основаниям:

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Ссылка заявителя на товары (поз. 66, 103, 140), указанные в Ведомости объемов работ несостоятельна, так как Ведомость отражает виды и объемы работ, в том числе количество товара, используемого при выполнении работ. Требования к товарам и их показателям, которые используется (предлагаются) участниками при формировании первой части заявки, определены заказчиком в приложении № 2 технической части документации.

Вместе с тем, заявитель на заседание Комиссии УФАС по РА не явился и не представил документальных доказательств, подтверждающих невозможность формирования участниками закупки первой части заявки на участие в аукционе.

5. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее - Постановление № 1042).

Согласно п. 2 Правил, утвержденных постановлением № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 данных Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.

При анализе проекта муниципального контракта, размещенного в составе аукционной документации, Комиссией УФАС по РА установлено, что раздел 8 проекта муниципального контракта содержит условия об ответственности сторон:

Пункт 8.3. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042) в следующем порядке: 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Пункт 8.7. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042) в следующем порядке: 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно).

Пункт 8.8. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042) в следующем порядке: 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком не установлены условия и порядок начисления штрафов за ненадлежащее исполнения условий контракта подрядчиком в соответствии с положениями пунктов 3, 5 Правил.

Кроме того, согласно извещению о проведении данного электронного аукциона закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, социально некоммерческих организаций и начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 077 990,0 рублей, следовательно заказчиком неверно установлен размер штрафа (2 % от цены контракта) в соответствии с пунктом 4 Правил (необходимо указать 1 %).

Таким образом, заказчиком нарушены требования ч. 5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе и довод жалобы в данной части является обоснованным.

Вместе с тем, Комиссия УФАС по РА считает, что права и интересы заявителя не могли быть ущемлены при проведении рассматриваемой закупки, так как ООО «Контракт» не обладает специальной правоспособностью (отсутствует членство в СРО) на выполнение работ, являющихся объектом оспариваемой закупки и по состоянию на 17.08.2018г. не имеет аккредитации на электронной торговой площадке ООО РТС-тендер (аукцион проводиться на данной ЭТП).

На основании изложенного и руководствуясь статьей 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика МКУ «Строй-Проект» МО «Кош-Агачский район» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300007118000033 на строительство водозабора из подземных вод (разведочно-эксплуатационные скважины) для водоснабжения микрорайона «Балахан» в с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай» обоснованной в части: неустановления в извещении о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки в соответствии ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе (дополнительные требования); установления в техническом задании несоответствующего ГОСТу значения показателя «Длина зачищенного от покрытия конца» (не менее 20мм.) по товарам Электроды всех типов; неустановление в проекте контракта надлежащим образом условия об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом.

2. Признать заказчика МКУ «Строй-Проект» МО «Кош-Агачский район» нарушившим п.2 ч. 1 ст. 33, ч.5, 8 ст. 34, п.6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона                     № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены данного электронного аукциона, приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, в отношении виновного лица.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ  

об устранении нарушений

законодательства о контрактной системе

 

«17» августа 2018 года                                                                                              г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок в составе:

на основании решений №123-К/18, №124-К/18 от 17.08.2018г., принятых Комиссией УФАС по РА по итогам рассмотрения жалоб ООО «СТРОЙЦЕНТР» и ООО Контракт» на действия заказчика МКУ «Строй-Проект» МО «Кош-Агачский район» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300007118000033 на строительство водозабора из подземных вод (разведочно-эксплуатационные скважины) для водоснабжения микрорайона «Балахан» в с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай», руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:

1. Заказчику МКУ «Строй-Проект» МО «Кош-Агачский район» и уполномоченному органу администрации МО «Кош-Агачский район» устранить нарушения п.2 ч.1 ст. 33, п. 5, 8, 13 ст. 34, п.6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем:

1.1 отмены электронного аукциона №0377300007118000033 на строительство водозабора из подземных вод (разведочно-эксплуатационные скважины) для водоснабжения микрорайона «Балахан» в с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай»;

1.2 размещения информации об отмене данного аукциона                             (№0377300007118000033) на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru).

1.3. приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе (с учетом решений №№ 123-К/18,    124-К/18);

1.4 повторного осуществления закупки (в случае необходимости) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

2. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай документы, подтверждающие исполнение настоящего Предписания:

-  по п. 1.1 и 1.2 Предписания не позднее 05.09.2018г.

- по п. 1.3 и 1.4 в течение 5 дней с момента размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) извещения об осуществлении закупки.

В случае неисполнения настоящего предписания, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны