Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении МУП «ЖКХ» с. Онгуд... от 7 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 13-А/15

                                                                                                                 г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена «21» апреля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «06» мая 2015 г.            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия УФАС по РА) в составе <…>,

рассмотрев 21.04.2015г. дело № 13-А/15 от 06.04.2015г., возбужденное в отношении МУП «ЖКХ» с. Онгудай по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление (вх.№576 от 06.03.2015г.) <…> на действия МУП «ЖКХ» с.Онгудай по необоснованному предъявлению платы за потери тепловой энергии.

Исходя из сути заявления, с 2010г. на объект, расположенный по адресу: с.Онгудай, ул. Советская, 86 Б, подается тепловая энергия от МУП «ЖКХ» по бесхозным сетям теплоснабжения. Заявителем на вводе в здание был установлен прибор учета тепловой энергии. После установки прибора учета тепловой энергии МУП «ЖКХ» с.Онгудай стало предъявлять заявителю плату за потери тепловой энергии. Заявитель считает данные действия МУП «ЖКХ» с.Онгудай необоснованными, просит разобраться в сложившейся ситуации и принять меры антимонопольного реагирования.

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, и на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай был направлен запрос в МУП «ЖКХ» с.Онгудай о предоставлении пояснений по вопросу, изложенному в заявлении.

Согласно пояснению МУП «ЖКХ» с.Онгудай (вх.№807 от 30.03.2015г.), присоединение к сети теплоснабжения до точки учета протяженностью 41 метр произведено ИП <…> самостоятельно в 2010г. Данный участок тепловой сети не передавался в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ» с.Онгудай.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по итогам рассмотрения заявления ИП <…> пришло к выводу, что в действиях МУП «ЖКХ» с.Онгудай усматриваются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном предъявлении ИП <…> в 2014г. платы за потери тепловой энергии при осуществлении теплоснабжения объекта, расположенного по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с.Онгудай, ул. Советская, 86 Б.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 06.04.2015г. № 66 возбуждено дело № 13-А/15 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Рассмотрение дела назначено на 21.04.2015г.

21.04.2015г. на заседании Комиссии представитель ИП <…> по доверенности от 01.01.2015г. <…> подтвердил доводы, изложенные в заявлении, указал, что правоотношение с МУП «ЖКХ» с.Онгудай осуществляются по договору оказания услуг теплоснабжения от 11.11.2011г. № 5.

На заседании Комиссии руководитель МУП «ЖКХ» с.Онгудай Мамыев К.Д. указал, что с момента вступления в должность руководителя предприятия от заявителя в адрес МУП «ЖКХ» с.Онгудай не поступало претензий к качеству оказанных услуг и внесению платы за теплоснабжение. Правоотношения с заявителем регулируются договором оказания услуг теплоснабжения от 01.01.2011г. №26. В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности тепловых сетей и систем теплоснабжения тепловых сетей и систем теплоснабжения между МУП «ЖКХ» с.Онгудай и ИП <…> установлена граница раздела на месте присоединения труб идущих в здание магазина (с.Онгудай, ул. Советская, 86 Б) к центральной теплотрассе. МУП «ЖКХ» с.Онгудай обслуживает центральную теплотрассу до границ раздела, а ИП <…> обслуживает присоединенные к центральной теплотрассе и внутри здания трубы. Также указал, что договор оказания услуг теплоснабжения от 11.11.2011г. № 5 не был обнаружен в архиве предприятия и считает, что срок действия данного договора истек.

На заседании Комиссии представитель Комитета по тарифам Республики Алтай Ахметова А.К. указала, что на основании статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» взимание МУП «ЖКХ» с.Онгудай платы за потери тепловой энергии с заявителя является неправомерным.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив обстоятельства дела, заслушав пояснения сторон и рассмотрев материалы дела, пришла к выводу:

1. Между ИП <…> и МУП «ЖКХ» с.Онгудай заключен договор оказания услуг теплоснабжения от 11.11.2011г. № 5, по которому ресурсоснабжающая организация подает тепловую энергию в помещения здания, расположенного по адресу: с.Онгудай, ул. Советская, 86 Б, т.е. до места подключения, а потребитель принимает ее через присоединенную тепловую сеть и обязуется оплачивать потребляемую тепловую энергию.

Согласно пункту 5.1 договора, срок действия договора определен с 11.11.2011г. до конца отопительного сезона на 2011г.-2012г.

Пункт 43 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808, предусматривает, что договор теплоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях.

МУП «ЖКХ» с.Онгудай и заявителем на заседании Комиссии УФАС по РА не представлена переписка, документы, свидетельствующие об изменении или расторжении договора оказания услуг теплоснабжения от 11.11.2011г. № 5.

Комиссия УФАС по РА считает, что договор оказания услуг теплоснабжения от 11.11.2011г. № 5 является действующим.

Согласно договору оказания услуг теплоснабжения от 11.11.2011г. №5, потребитель обязуется оплатить не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом, отпущенную тепловую энергию (пункт 2.3.1.1) и стоимость потерянного тепла на теплотрассе подключения в размере 21587, 38 рублей с 11 ноября 2011г. до конца отопительного сезона по своему усмотрению, но не менее сумм, указанных в приложении №2 в месяц (пункт 2.3.1.2).

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В силу статьи 544 ГК РФ абонент обязан производить оплату фактически принятого количества энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Комиссия УФАС по РА считает, что в рассматриваемом случае принцип свободы договора ограничен императивными нормами, регулирующими отношения энергоснабжения и регламентирующими обязанность абонента оплачивать ту энергию, которая им была принята.

2. Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

В соответствии с пунктом 1.2 договора оказания услуг теплоснабжения от 11.11.2011г. № 5, граница обслуживания и ответственности сторон устанавливается Актом разграничения эксплуатационной ответственности тепловых сетей и систем теплопотребления между РСО и потребителем.

Между сторонами заключен вышеуказанный акт от 01.11.2011г., согласно которому теплотрасса от котельной № 1 МУП «ЖКХ» доходит до точки подключения, от которой начинается ответственность потребителя. От данной точки подключения до отапливаемого объекта проложена теплотрасса длинною 41 м., которая находится в зоне ответственности потребителя.

Комиссией УФАС по РА установлено, что тепловая сеть длинною 41 м. находится после точки подключения в зоне ответственности заявителя. При этом до здания, расположенного по адресу: с.Онгудай, ул. Советская, 86 Б, не установлен прибор учета тепловой энергии, учитывающий в том числе и потери тепловой энергии.

3. В соответствии с положениями статей 5, 8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию и утверждаются органами регулирования субъектов РФ.

Приказами Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.12.2013г. №29/7, от 19.12.2014г. №45/18 утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельными МУП «ЖКХ» с.Онгудай на 2014г. и 2015г. Тарифы на тепловую энергию составили: с 01.01.2014г. - 2747,18 руб. за 1 Гкал; с 01.07.2014г. - 3068,43 руб. за 1 Гкал; с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. - 3068, 43 руб. за 1 Гкал.

Комиссия УФАС по РА, проанализировав счета на оплату, предъявленные заявителю МУП «ЖКХ» с.Онгудай за потребленную тепловую энергию за 2014г. установила, что заявителю предъявлялась плата за теплоснабжение по утвержденным регулирующим органом тарифам, в том числе МУП «ЖКХ» с.Онгудай предъявляло заявителю плату за потери тепловой энергии в размере утвержденных тарифов за теплоснабжение.

Согласно части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию) на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСР РФ) от 06.08.2004 № 20-э/2, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают в себя стоимость тепловой энергии и стоимость услуг по ее передаче энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.

Как указано в пункте 58 раздела 9 названных Методических указаний расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из расходов на эксплуатацию тепловых сетей и расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях). В составе расходов учитываются тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей и потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пункт 61.2). Расходы на компенсацию указанных потерь и затрат определяются по действующим тарифам и ценам на каждый из видов ресурсов, получаемых по договорам с поставщиками (пункт 61.3). Расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии должен включать в себя компенсации потерь тепловой энергии в сетях и потерь сетевой воды (таблица № 111.24.1).

Федеральная служба по тарифам в письме от 18.02.2005 N СН-570/14 разъяснила положения названных выше Методических рекомендаций и в пунктах 37 и 38 письма указала, что плата за услуги по передаче тепловой энергии представляет собой сумму платежей за содержание тепловых сетей и за потери тепловой энергии. При этом принимается во внимание, что регулируемая организация осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии и одновременно по ее продаже потребителям. В этом случае нормативные технологические потери тепловой энергии указанной организации включаются в состав НВВ (необходимой валовой выручки, являющейся одним из элементов формулы, по которой производится расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии) этой организации. В случае, когда организация осуществляет деятельность только по передаче тепловой энергии без осуществления деятельности по ее продаже, нормативные технологические потери тепловой энергии, связанные с процессом ее передачи, следует включать в НВВ организации, осуществляющей деятельность по производству тепловой энергии, если иное не оговорено в договоре.

Из изложенного выше следует, что названные указания подтверждают, что нормативные потери в системе теплоснабжения передающей организации учитываются при утверждении тарифа энергоснабжающей или передающей организаций и не подлежат выставлению потребителю в качестве самостоятельной платы.

Частью 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе требовать от потребителей возмещения затрат на эксплуатацию тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Комиссия УФАС по РА считает, что вышеперечисленные нормативные правовые акты предусматривают государственное регулирование тарифов на теплоснабжение, исключая иной порядок установления тарифов, в том числе, исключая право организаций самостоятельно устанавливать для потребителей дополнительную плату за поставляемые ресурсы.        

В нарушение части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении МУП «ЖКХ» с.Онгудай  в 2014г. предъявило ИП <…> плату за потери тепловой энергии, что подтверждается счетами на оплату: №38 от 31.01.2014г., №86 от 28.02.2014г., №124 от 29.03.2014г., №159 от 28.04.2014г., №208 от 30.05.2014г., №407 от 30.09.2014г., №460 от 31.10.2014г., №521 от 28.11.2014г., №572 от 31.12.2014г.

Следовательно, МУП «ЖКХ» с.Онгудай нарушен порядок ценообразования на услуги теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ

«О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

МУП «ЖКХ» с.Онгудай в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2001г. №1/4 включено «Реестр организаций Республики Алтай, в отношении  которых осуществляется государственное регулирование и контроль» (раздел 1. Реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», запись № 02.1.16).

На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции МУП «ЖКХ» с.Онгудай занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии в географических границах с. Онгудай.

Пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА пришла к выводу, что действия МУП «ЖКХ» с.Онгудай, выразившиеся в необоснованном предъявлении ИП <…> в 2014г. платы за потери тепловой энергии противоречат части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении, и являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приводят к ущемлению интересов ИП <…>

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» с.Онгудай нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном предъявлении ИП <…> в 2014г. платы за потери тепловой энергии при осуществлении теплоснабжения объекта, расположенного по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с.Онгудай, ул. Советская, 86 Б.

2. Выдать МУП «ЖКХ» с.Онгудай предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:      

- не предъявлять плату за потери тепловой энергии потребителям (в том числе ИП <…>);

- произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию в размере выплаченной в 2014г. ИП <…> суммы за потери тепловой энергии по теплоснабжению объекта, расположенного по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с.Онгудай, ул. Советская, 86 «Б».

3. Передать материалы дела уполномоченному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении должностного лица, виновного в нарушении антимонопольного законодательства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 13-А/15

«06» мая 2015 года                                                                                      г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06.05.2015г. по делу № 13-А/15 о нарушении МУП «ЖКХ» с.Онгудай пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

МУП «ЖКХ» с.Онгудай прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном предъявлении ИПБОЮЛ <…> в 2014г. платы за потери тепловой энергии при осуществлении теплоснабжения объекта, расположенного по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с.Онгудай, ул. Советская, 86 Б, путем:

- со дня получения настоящего предписания не предъявлять плату потребителям (в том числе ИП <…>) за потери тепловой энергии;

- в течение 10 дней произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию в размере выплаченной в 2014г. ИП <…> суммы за потери тепловой энергии по теплоснабжению объекта, расположенного по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с.Онгудай, ул. Советская, 86 «Б».

О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в адрес УФАС по РА не позднее 30 июня 2015г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны