Постановление б/н Постановление по делу в отношении должностного лица ООО «Нац... от 10 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 13/а об административном правонарушении

10.06.2015г.                                                                                                     г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <…>, рассмотрев протокол от 02.06.2015г. и материалы дела об административном правонарушении № 13/а, возбужденного в отношении должностного лица, <…> Общества с ограниченной ответственностью «Национальная страховая группа-«Росэнерго» <…>,

УСТАНОВИЛ:

Дело рассматривается в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13) в присутствии защитника должностного лица, <…> ООО «НСГ-«Росэнерго» <…>, <…> по доверенности от 27.12.2014г.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №43 от 30.12.2014г. Комиссией УФАС по РА выявлены в действиях ООО «НСГ-«Росэнерго» нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании владельцам транспортных средств (<…>,<…>) дополнительных услуг страхования при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, результатом чего явилось ущемление интересов других лиц.

Поводом к возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства №43 от 30.12.2014г. явились заявления <…> (вх.№3504 от 04.12.2014), <…> (вх.№3672 от 19.12.2014), <…> (вх.№3708 от 24.12.2014), <…> (вх.№3797 от 30.12.2014г.), поступившие на рассмотрение в УФАС по РА.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Кроме того, они могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

Исходя из норм указанной статьи, обязательным условием для владельца транспортного средства является заключение договора ОСАГО. При этом дополнительно в добровольной форме могут заключаться иные виды договоров страхования.

Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.

Комиссией УФАС по РА установлено, что ООО «НСГ-«Росэнерго» 11.11.2014г. и 13.12.2014г. заключило с <…> и <…> договоры ОСАГО только с одновременным заключением договоров добровольного страхования «Дорожный+», «Защита», от несчастных случаев «Дорожный», «Мое здоровье».

ООО «НСГ-«Росэнерго», навязывая <…> и <…> при заключении договора ОСАГО заключение иного договора страхования, воздействует на волю физических лиц, принуждает их подписать договор ОСАГО на условиях, не относящихся к предмету договора, под угрозой наступления негативных последствий (отказ заключить обязательный для клиента договор ОСАГО). Навязывая иные услуги страхования, в которых физические лица не заинтересованы, ООО «НСГ-«Росэнерго» существенно увеличивает расходы потребителей на приобретение договора ОСАГО (стоимость договоров добровольного страхования для <…>, <…> составила в размере 1700 рублей и 1500 рублей), тем самым ущемляя их интересы.

В ходе заседания Комиссии ООО «НСГ-«Росэнерго» указало, что навязывание договоров добровольного страхования осуществляют страховые агенты самостоятельно без согласия общества.

Согласно пункту 1 статьи 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Комиссия УФАС по РА в решении от 06.03.2015г. №43 указала, что ответственность за действия страховых агентов ООО «НСГ-«Росэнерго» по навязыванию договоров добровольного страхования при заключении договора ОСАГО несет само общество.

Комиссией УФАС по РА установлено, что количество договоров ОСАГО в 2014г. выросло по сравнению с 2013г. на 2402 шт., а договоры добровольного страхования «Мое здоровье», «Дорожный» в 2013г., ООО «НСГ-«Росэнерго» не заключались. Начиная с 4 квартала 2014г. (когда стали поступать в УФАС по РА заявления о навязывании договоров добровольного страхования при заключении договоров ОСАГО) обществом стали заключаться договоры добровольного страхования. Таким образом, усматривается взаимосвязь между появлением договоров добровольного страхования и жалобами граждан по навязыванию договоров добровольного страхования при заключении договоров ОСАГО.

Комиссия УФАС по РА, проанализировав условия договоров страхования от несчастных случаев «Дорожный» (страховой случай: несчастный случай, произошедший в результате ДТП) и «Мое здоровье» (страховой случай при травматическом повреждении, инвалидности, смерти  в результате несчастного случая), усматривает прямую взаимосвязь (соотношение) договора ОСАГО (заключенных в 4 квартале 2014г. в количестве 3743 штук) и договора добровольного страхования от несчастных случаев «Дорожный» (заключенных в 4 квартале 2014г. в количестве 3444 штук).

ООО «НСГ-«Росэнерго» не представлено Комиссии УФАС по РА каких-либо документальных подтверждений изменения (возникновения) внешних факторов, которые могли бы столь существенно повлиять на повышение спроса у автовладельцев на получение дополнительной страховой услуги «Дорожный», не являющейся в силу действующего законодательства обязательной, но требующей дополнительных денежных вложений.

В целях определения доминирующего положения страховых организаций УФАС по РА проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 2013 год в границах Республики Алтай.

Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Условия признания доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом о защите конкуренции, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 359 установлены условия, необходимые для признания доминирующего положения финансовой организации.

Исходя из объема поступления страховых премий в сегменте обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в разрезе страховых организаций, УФАС по РА установлено, что доминирующее положение на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 2013 год в границах Республики Алтай занимает ООО «НСГ-Росэнерго» с долей 26,3%.

Соответственно, на ООО «НСГ-«Росэнерго» распространяются требования и запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Решением Комиссии УФАС по РА № 43 от 06.03.2015г. ООО «НСГ-«Росэнерго» признано: занимающим доминирующее положение на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Республики Алтай за 2013г.; нарушившим требование пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части навязывания владельцам транспортных средств (<…>,<…>) дополнительных услуг страхования при заключении договора ОСАГО, результатом чего явилось ущемление их интересов.

За данное нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Исходя из письма ООО «НСГ-«Росэнерго» (вх.№1341 от 14.05.2015г.) <…> ООО «НСГ-«Росэнерго» <…> понимает меру и полноту ответственности за неправомерные действия агентов, заключивших договоры от имени и по поручению общества с <…> и <…>, и готов нести установленную законом ответственность.

В соответствии с решением Совета директоров №1/11 ООО «НСГ-«Росэнерго» от 31.03.2011г. и приказом ООО «НСГ-«Росэнерго» №56 от 01.04.2011г. <…> ООО «НСГ-«Росэнерго» назначен <…>.

С учетом изложенного, <…> ООО «НСГ-«Росэнерго» <…> является должностным лицом, действия которого образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения должностным лицом, <…> ООО «НСГ-«Росэнерго» <…> подтверждается протоколом по делу № 13/а об административном правонарушении от 02.06.2015г., а также материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства № 43 от 30.12.2014г.

Лицо, совершившее  административное правонарушение – должностное лицо, <…> ООО «НСГ-«Росэнерго» <…>.

Событие административного правонарушения: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а именно ООО «НСГ-«Росэнерго» в нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции навязывало владельцам транспортных средств (<…>,<…>) дополнительные услуги страхования при заключении договора ОСАГО, результатом чего явилось ущемление их интересов, что противоречит части 5 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», статье 421 ГК РФ.

Место совершения ООО «НСГ-«Росэнерго» правонарушения: Республика Алтай, г.Горно-Алтайск (место заключения договоров страхования с <…>); Республика Алтай, Онгудайский район, с.Онгудай (место заключения договоров страхования с <…>).

Время совершения ООО «НСГ-«Росэнерго» правонарушения: 11.11.2014г. (дата заключения договора ОСАГО серии ССС №0701354090 с одновременным заключением договоров добровольного страхования: «Дорожный+» №041940-14/НТДП-04ГА, от несчастных случаев «Дорожный» №046450-14/НСД-04ГА, «Мое здоровье» №023620-14/НСМ-04АГ с <…>); 13.12.2014г. (дата заключения договора ОСАГО серии ССС №0701380104 с одновременным заключением договоров добровольного страхования: «Защита» №006190-14/НТЗ-04ГА, от несчастных случаев «Дорожный» №061374-14/НСД-04ГА, «Мое здоровье» №027597-14/НСМ-04АГ с <…>).

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Статья КоАП РФ: часть 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства №43 от 30.12.2014г. и административного дела от 14.05.2015г. №13/а не содержат доказательств того, что может свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ.

Вина должностного лица, <…> ООО «НСГ-«Росэнерго» <…> состоит в не принятии должных мер по соблюдению обществом требований части 5 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», статьи 421 ГК РФ, что привело к навязыванию владельцам транспортных средств (<…>,<…>) дополнительных услуг страхования при заключении договора ОСАГО. В связи с чем данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.

22.05.2015г. защитником <…> ООО «НСГ-«Росэнерго» <…> по доверенности от 27.12.2012г. <…> в адрес УФАС по РА представлена информация, согласно которой <…> обратилась в пункт продажи ООО «НСГ-«Росэнерго» в г.Горно-Алтайске с целью заключения договора ОСАГО, к страховому агенту по продажам <…>, работа которого связана с реализацией различных страховых продуктов, в том числе добровольных видов страхования. В рамках своей деятельности <…>  предложил <…> рассмотреть добровольные виды страхования своих имущественных интересов. 13.12.2014г. между ООО «НСГ-«Росэнерго» и <…> был заключен договор ОСАГО серии ССС №0701380104, а также заключены договоры добровольного страхования «Мое здоровье», «Дорожный» от несчастных случаев, и договор страхования «Защита».

21.01.2015г. в подразделение ООО «НСГ-«Росэнерго» в г.Горно-Алтайске поступило заявление <…> о расторжении договоров добровольного страхования «Дорожный», «Мое здоровье» от несчастных случаев и договора страхования «Защита». 21.01.2015г. договоры были расторгнуты, заявителю возвращены денежные средства в общей сумме 1500 руб. Претензий к ООО «НСГ-«Росэнерго» <…>.

<…> обратился в пункт продажи ООО «НСГ-«Росэнерго» в с.Онгудай, с целью заключения договора ОСАГО, к страховому агенту по продажам <…>, работа которого связана с реализацией видов страхования, в том числе добровольных видов страхования. В рамках своей деятельности <…> предложил <…>. рассмотреть добровольные виды страхования своих имущественных интересов. Таким образом, 11.11.2014г. между ООО «НСГ-«Росэнерго» и <…> был заключен договор ОСАГО серии ССС №0701354090, а также заключены договоры добровольного страхования «Дорожный», «Дорожный+», «Мое здоровье».

20.02.2015г. в подразделение ООО «НСГ-«Росэнерго» в г.Горно-Алтайске поступило заявление <…> о расторжении договоров добровольного страхования «Дорожный», «Дорожный+», «Мое здоровье». 20.02.2015г. договоры были расторгнуты, заявителю возвращены денежные средства в общей сумме 1700 руб. Претензий к ООО «НСГ-«Росэнерго» <…> не имеет.

Агенту по продажам <…> указано о необходимости более корректного и полного информирования клиентов об услугах страховой компании, а также на недопустимость навязывания в приобретении дополнительных страховых продуктов. С агентом <…> агентский договор расторгнут.

Кроме того, 04.03.2015г. был издан приказ ООО «НСГ-«Росэнерго» №10 «Об утверждении новой редакции агентского договора», в котором пунктами 2.4.5 и 2.4.6 предусмотрено условие о запрете навязывания добровольных видов страхования, ставить в зависимость приобретение одного продукта от другого. 06.03.2015г. ООО «НСГ-«Росэнерго» издан приказ №14, согласно которому в связи с обращениями граждан по поводу навязывания услуг по добровольным видам страхования ООО «НСГ-«Росэнерго» внесло дополнения для возможности расторжения страхователями указанных договоров с возвратом страховой премии в полном объеме. Проведено обучение сотрудников на предмет информирования страхователей, строгого выполнения страхового законодательства о незаконности навязывания дополнительных страховых услуг. Общество добровольно до вынесения постановления устранило допущенные нарушения, что в силу пункта 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ является смягчающим обстоятельством.

Таким образом, в силу пункта 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ указанные выше факты о том, что Общество добровольно до вынесения постановления и изготовления в полном объеме предписания УФАС по РА от 06.03.2015г. №43 устранило допущенные нарушения, свидетельствуют о наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ не установлены.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, <…> ООО «НСГ-«Росэнерго» <…>.

Руководствуясь статьями 2.4, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1) Признать в действиях должностного лица, <…> Общества с ограниченной ответственностью «Национальная страховая группа-«Росэнерго» <…> состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившегося в навязывании хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, владельцам транспортных средств (<…>,<…>) дополнительных услуг страхования при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, результатом чего явилось ущемление их интересов, что противоречит части 5 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», статье 421 ГК РФ и является нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2) Назначить должностному лицу, <…> Общества с ограниченной ответственностью «Национальная страховая группа-«Росэнерго» <…> административное наказание в виде штрафа в размере ___________________________________________________________рублей.

В  соответствии  с пунктом 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП РФ.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно Федерального закона от 01.12.2014 №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», приказа ФАС России от 24.04.2015г. № 304/15 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета» штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84701000, ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), банк получателя: Отделение – НБ Республики Алтай г. Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, код платежа 16111602010016000140, БИК 048405001, л/с 04771212170. Вид платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (38822) 4-71-39.

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения административного дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны