Решение б/н Решение по делу в отношении заказчика Муниципального бюджетн... от 31 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 160-К/16

о нарушении  законодательства о контрактной системе

«26» июля  2016 года                                                                  г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай  по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>,

в присутствии представителей заказчика МБУ «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район», рассмотрела жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ»  на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» при проведении электронного аукциона  на  строительство системы  водоснабжения микрорайона «Аэропорт» в  с. Улаган Улаганского района Республики Алтай    № 0377300030316000004.

ООО «СТРОЙИНВЕСТ» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечило.  

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 19.08.2016г. вх. № 2430 поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ»  (г.Уфа, ул. Летчиков, дом. 6, офис 14,15) на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» при проведении электронного аукциона  на  строительство системы  водоснабжения микрорайона «Аэропорт» в  с. Улаган Улаганского района Республики Алтай   №0377300030316000004.

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

МБУ «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» 24.07.2016г. представлено возражение на жалобу (вх. 2459).

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителя заказчика,  полагает, что доводы жалобы являются необоснованными по следующим основаниям:

29.07.2016г. заказчиком  МБУ «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» на официальном сайте ЕИС (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на  строительство системы  водоснабжения микрорайона «Аэропорт» в  с. Улаган Улаганского района Республики Алтай.

Согласно извещению № 0377300030316000004 (ред.  № 3 от 05.08.2016г.):

- начальная (максимальная) цена контракта: 22 751 283,00 рубля;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 22.08.2016г. 18-00 часов;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 23.08.2016г.;

- дата проведения аукциона: 26.08.2016г.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В Техническом задании  (часть III документации) заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и показатели материалов, используемых при выполнении работ,   максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Доводы заявителя о том, что в техническом задании необоснованно установлены требования к электродам  (является расходным материалом, а не товаром) Комиссия УФАС по РА считает необоснованными, т.к. электрод используется при выполнении сварочных работ и его качественные характеристики непосредственно влияют на качество сварного шва.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что согласно объему работ, необходимо производить сварку металлических труб и конструкций. Электроды различаются по ряду признаков: материалу сердечника; назначению (использование для определенных сталей); толщине и видам покрытия; характеру образующегося шлака, техническим свойствам шва; допустимому расположению при сварке или наплавке. Назначение покрытий электродов обеспечивает стабильность сварочной дуги, обеспечивает заданные свойства шва. Таким образом, электроды непосредственно оказывают влияние на качество шва и обеспечивают прочность, пластичность, вязкость, коррозионную стойкость шва.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

Заказчиком в разделе 6 проекта контракта мерой ответственности за нарушение условий контракта установлена неустойка (штраф, пеня). Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329 ГК РФ).

В п. 6.5 проекта контракта заказчиком установлено, что в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Поставщику (Подрядчику, Исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В  п. 6.11 проекта контракта заказчиком предусмотрено, что заказчик вправе уменьшить подлежащую оплате сумму за выполненную работу на размер встречного требования в сумме начисленной неустойки (пени, штрафа).

Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства от применения мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно нормам статьи 40 Бюджетного кодекса РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая вышеуказанные нормы, по мнению Комиссии  УФАС по РА, в целях оплаты денежного обязательства муниципального заказчика - получателя бюджетных средств по муниципальному контракту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем по указанному контракту своих обязательств, условиями муниципального контракта может быть предусмотрено на основании статьи 313 Гражданского кодекса РФ, что исполнение обязательства исполнителя по муниципальному контракту по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации возложено на муниципального заказчика. Оплата муниципального контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю муниципального контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов) при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (письмо Минфина РФ от 26.12.2011 № 02-11-00/5959).

При этом оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг), в котором указываются: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий взысканию; основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая оплате исполнителю по контракту.

Таким образом, включение в проект контракта условия о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), не противоречит требованиям Закона о контрактной системе (письмо ФАС России № АЦ/70978/15 от 10.12.2015г.).  Следовательно, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

В соответствии с ч. 4 ст. 31Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

 Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к п. 2 приложения № 1 к постановлению № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

В п.п. 5 п. 5 Информационной карты заказчиком указано, что вторая часть аукционной заявки должна содержать документы подтверждающие, соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе. Стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который, проводится закупка.

Согласно извещению предметом электронного аукциона  является строительство системы  водоснабжения микрорайона «Аэропорт» в  с. Улаган Улаганского района Республики Алтай (объект капитального строительства), заказчиком указан код по ОКПД2 42.21.21.000 - работы строительные по прокладке магистральных трубопроводов, начальная (максимальная) цена контракта составляет 22 751 283,00 рублей (превышает 10 млн. рублей).

Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что заказчиком установлены  дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с п. 2 приложения № 1 к постановлению № 99. Следовательно, доводы жалобы в данной части являются необоснованными.

Комиссия УФАС по РА, оценив изложенные заказчиком обстоятельства, изучив представленные документы, руководствуясь п. 1 ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия МБУ «Отдел архитектуры и строительства» МО «Улаганский район» при проведении электронного аукциона  на  строительство системы  водоснабжения микрорайона «Аэропорт» в  с. Улаган Улаганского района Республики Алтай № 0377300030316000004  необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны