Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении действий заказчика... от 16 октября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 175-К/15
о нарушении законодательства о контрактной системе
«13» октября 2015 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе <…>,
в присутствии представителей заказчика МУ «Управление капитального строительства города Горно-Алтайска» директора <…>, инженера-сметчика технического надзора <…> по доверенности от 13.10.2015г., рассмотрела жалобу ООО «СибЭнергоКом» на действия заказчика МУ «Управление капитального строительства города Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: «Капитальный ремонт здания детского сада №12 по ул.Гастелло №5 в г. Горно-Алтайске (перепланировка помещений под дополнительные группы)» №0377300005215000056.
Заявитель ООО «СибЭнергоКом» надлежащим образом уведомлен (исх. № 3255/07 от 06.10.2015г.) о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечил.
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 06.10.2015г. обратилось ООО «СибЭнергоКом» (г. Барнаул, ул. Союза Республик, 25, офис 404) с жалобой на действия заказчика МУ «Управление капитального строительства города Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: «Капитальный ремонт здания детского сада №12 по ул.Гастелло №5 в г. Горно-Алтайске (перепланировка помещений под дополнительные группы)» №0377300005215000056.
Заявитель указывает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе; заложенные технические характеристики материала не позволяют сформировать первую часть заявки.
Не согласившись с доводами заявителя, заказчиком 09.10.2015г. представлено письменное возражение на жалобу.
Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей заказчика установила следующее:
Заказчиком МУ «Управление капитального строительства города Горно-Алтайска» 28.09.2015 на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: «Капитальный ремонт здания детского сада №12 по ул.Гастелло №5 в г. Горно-Алтайске (перепланировка помещений под дополнительные группы)».
Согласно извещению №0377300005215000056:
- начальная (максимальная) цена контракта – 2 466 631,00 рубль;
- дата и время окончания срока подачи заявок - 06.10.2015г. 16-00 часов;
- дата проведения аукциона – 12.10.2015г.
Согласно извещению №0377300005215000056 закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (заказчиком установлены преимущества).
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе преимущества, в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, предоставляются при осуществлении закупок, в том числе для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В нарушение данных норм закона в извещении не установлены ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только СМП и СОНКО.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В п. 6 Информационной карты ограничения участия в аукционе заказчиком не установлены, в п. 7 указано, что преимущества для СМП и СОНКО не предоставляются.
Таким образом, в извещении и в Информационной карте документации заказчиком установлена разночтивая информация в отношении преимуществ для СМП и СОНКО.
Пояснения заказчика о том, что из содержания аукционной документации понятно, что закупка осуществляется для СМП и СОНКО, Комиссия УФАС по РА считает необоснованными, т.к. в п. 22 «Требования к участникам аукциона», п.24 «Документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе» раздела 2 документации «Информационная карта электронного аукциона» заказчиком не установлены требования о декларировании принадлежности участника закупки к СМП и СОНКО.
Следовательно, заказчиком нарушены требования ч.3 ст.7, ч.3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в данной части является обоснованным.
Комиссия УФАС по РА считает, что в связи с тем, что ни в извещении ни в информационной карте документации не установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, данная закупка не может рассматриваться как закупка, осуществленная в соответствии с требованиями ст. 30 Закона о контрактной системе, и не полежит включению в отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Заказчиком в документации об электронном аукционе в разделе «Требования к участникам закупки» при описании понятия участника закупки не внесены изменения в части включения в данное понятие «исключений», внесенных Федеральным законом № 227-ФЗ от 13.07.2015г., которые вступили в законную силу с 13.08.2015г. Следовательно, доводы жалобы в данной части являются обоснованными.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.
Согласно п.10 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является офшорной компанией.
Изменения в данный пункт внесены Федеральным законом № 227-ФЗ от 13.07.2015г., которые вступили в законную силу с 13.08.2015г.
Заказчиком в п.22 Информационной карты (раздел 2 документации) «Требования к участникам закупки» установлены требования, предъявляемые к участникам настоящего аукциона. Однако, требования п.10 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе в п.22 документации об аукционе не установлены.
Таким образом, данный довод жалобы является обоснованным, так как заказчик обязан был установить указанное требование в документации.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Согласно техническому заданию (сметный расчет №02-01-08 «Пожарная сигнализация») предусмотрены работы по установке пожарной сигнализации.
В силу пункта 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
При этом наличие у участника допуска СРО с функцией генерального подрядчика «Жилищно-гражданское строительство» (пункт 33.3 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009г. №624) исключает обязательное условие наличия у участника закупки вышеуказанных разрешительных документов, поскольку указанный допуск СРО позволяет подрядчику привлечь к выполнению работ, подлежащих лицензированию, субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия УФАС по РА пришла к выводу о том, что довод подателя жалобы о необходимости предъявления заказчиком к участникам закупки требования о предоставлении в составе заявки лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, является необоснованным, т.к. аукционная документация (п.24 информационной карты) содержит требование о наличии у участника закупки допуска СРО с функцией генерального подрядчика «Жилищно-гражданское строительство» (пункт 33.3 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009г. №624).
Согласно ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиями к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком.
На заседании комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что в ходе выполнения работ по настоящему аукциону не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, в связи с чем проектная документация не разрабатывалась.
Комиссия УФАС по РА установила, что документация настоящего аукциона содержит Техническую часть, включающую Техническое задание с указанием наименования и объема работ, требований к используемым материалам. Следовательно, заказчиком определен перечень необходимых к выполнению работ и их объемы, что позволяет участникам закупки с учетом обозначенного в документации об электронном аукционе порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта (сметы) определить объем и затраты при выполнении указанных работ.
Довод жалобы является обоснованным в части указания заказчиком в отдельных пунктах проекта муниципального контракта отсылки на проектно-сметную документацию (например пункты 4.1.1, 4.1.2, 4.3.2, 9.1, 16.1).
В п. 4.1.5 проекта муниципального контракта заказчиком установлено следующее: «При выполнении Работы использовать материалы, качество которых должно соответствовать действующим стандартам качества (ГОСТ, СНиП (сводам правил) и т.п.), все поставляемые для строительства материалы, конструкции и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество, пройти входной лабораторный контроль. Копии этих сертификатов, технических паспортов и других документов должны быть предоставлены Заказчику до начала производства работ, выполняемых с использованием этих материалов, конструкций и оборудования. Поставщики (производители) материалов, конструкций и оборудования должны иметь государственные лицензии по осуществлению деятельности по производству строительных конструкций и материалов, а производители нерудных материалов также - лицензии на право пользования недрами и эксплуатацию горных производств и объектов, выданных уполномоченными организациями.».
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что данные требования установлены к качеству и безопасности материала, который будет использоваться в ходе выполнения работ.
Комиссия УФАС по РА считает, что у подрядчика имеется обязанность предоставления документов, подтверждающих качество товара. Обязанность возникает на этапе исполнения контракта и не может повлиять на подачу заявки. Однако, проект контракта содержит излишние требования, установленные заказчиком к поставщикам (производителям) материалов, конструкций и оборудования о том, что они должны иметь государственные лицензии по осуществлению деятельности по производству строительных конструкций и материалов, а производители нерудных материалов также лицензии на право пользования недрами и эксплуатацию горных производств и объектов, выданные уполномоченными организациями.
Довод жалобы в данной части является обоснованным.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 данного закона. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 5 Технического задания аукционной документации по товару труба тип 1 и тип 2 (п. 6, 7) заказчиком включен недействующий ГОСТ Р 52134-2003 «Трубы напорные из термопластов и соединенные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия» (утратил силу с 01.01.2015г.).
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что ГОСТ Р 52134-2003 является национальным стандартом РФ. Приказом Росстандарта от 30.12.2013г. №2387-ст с 01.01.2015г. для добровольного применения в РФ в качестве национального стандарта РФ введен ГОСТ 32415-2013г. Установленные заказчиком в технической части документации к трубам тип 1 и тип 2 значения показателей материалов полностью соответствуют, в том числе ГОСТу 32415-2013г.
Комиссия УФАС по РА согласилась с заказчиком о том, что установленные в аукционной документации характеристики к товару труба тип 1 и тип 2 (п. 6, 7) не противоречат ГОСТу 32415-2013г.
Следовательно, заказчиком нарушены требования ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы является обоснованным в части указания ГОСТа, который утратил силу.
По товару (п.9, п. 10) Угольник (тип 1 и тип 2), предназначенному для изменения направления трубопроводной трассы, заказчиком угол изменения направления трубопроводной трассы указан 900.
Комиссия УФАС по РА считает довод жалобы о нарушении объективности при описании угольника необоснованным, т.к. однозначно трактуется как угол 90 градусов. Во первых, величина угла измеряется в градусах, во вторых цифровое значение 900 не может в принципе обозначать величину угла (окружность равна 360 градусов), следовательно, не может вводить в заблуждение участников закупки.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 08.10.2015г. на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки, одному участнику отказано в допуске к участию в аукционе.
В связи с тем, что нарушения, допущенные заказчиком, позволяют участникам закупки сформировать заявки на участие в данном аукционе Комиссия УФАС по РА решила выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в проект контракта при направлении его победителю для подписания в части исключения требований о предоставлении государственных лицензий на осуществление деятельности по производству строительных конструкций и материалов, на право пользования недрами и эксплуатацию горных производств и объектов, а также выполнение работ в соответствии с проектно-сметной документацией.
Комиссия УФАС по РА, оценив изложенные сторонами обстоятельства, изучив представленные документы, руководствуясь п.1 ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «СибЭнергоКом» на действия заказчика МУ «Управление капитального строительства города Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: «Капитальный ремонт здания детского сада №12 по ул.Гастелло №5 в г. Горно-Алтайске (перепланировка помещений под дополнительные группы)» №0377300005215000056 обоснованной в части установления разночтивой информации в отношении преимуществ и ограничений для СМП и СОНКО; неустановления требования к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией; установление недействующего ГОСТа; установления в проекте контракта излишних требований о предоставлении государственных лицензий на осуществление деятельности по производству строительных конструкций и материалов, на право пользования недрами и эксплуатацию горных производств и объектов, а также выполнение работ в соответствии с проектно-сметной документацией.
2. Признать заказчика МУ «Управление капитального строительства города Горно-Алтайска» нарушившим ч. 3 ст. 7, ч.3 ст.30, п.1 ч.1 ст. 33, ч.3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Выдать муниципальному заказчику МУ «Управление капитального строительства города Горно-Алтайска» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем внесения изменений в проект контракта при направлении его победителю для подписания.
4. Передать материалы дела должностному лицу управления для возбуждения административного производства в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде Республики Алтай в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений
законодательства о контрактной системе
«13» октября 2015 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок в составе <…>,
на основании решения №175-К/15 от 13.10.2015г., принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «СибЭнергоКом» на действия заказчика МУ «Управление капитального строительства города Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: «Капитальный ремонт здания детского сада №12 по ул.Гастелло №5 в г. Горно-Алтайске (перепланировка помещений под дополнительные группы)» №0377300005215000056, руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:
1. Заказчику МУ «Управление капитального строительства города Горно-Алтайска» прекратить нарушения ч. 3 ст. 7, п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем внесения изменений в проект контракта при направлении его победителю для подписания в части исключения требований о предоставлении государственных лицензий на осуществление деятельности по производству строительных конструкций и материалов, на право пользования недрами и эксплуатацию горных производств и объектов, а также выполнение работ в соответствии с проектно-сметной документацией;
2. Представить в УФАС по РА не позднее 30.10.2015г. доказательство исполнения настоящего Предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.