Решение б/н Решение и предписание по делу, возбужденному в отношении дей... от 30 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 179-К/16

о нарушении законодательства о контрактной системе

«26» сентября 2016 года                                                                  г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: <…>,

в отсутствии представителей сторон рассмотрела жалобу ООО «Практик Плюс» на действия организатора совместного аукциона Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа» при осуществлении совместной закупки путем проведения электронного аукциона № 0377300034116000017 на поставку каменного угля для нужд образовательных учреждений МО «Усть-Коксинский район».

От заявителя ООО «Практик Плюс» 20.09.2016г. (вх. 2747) и МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» 26.09.2016г. (вх. № 2806) поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей сторон.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 19.09.2016г. вх. № 2733 поступила жалоба ООО «Практик Плюс» (г. Бийск, ул. Мухачева, 226, кв. 10) на действия организатора совместного аукциона МБОУ «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа» при осуществлении совместной закупки путем проведения электронного аукциона № 0377300034116000017 на поставку каменного угля для нужд образовательных учреждений МО «Усть-Коксинский район».

Заявитель считает, что положения аукционной документации и извещения не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе и не позволяют принять участие в данной закупке.

26.09.2016г. МБОУ «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа» представлено возражение только на один довод жалобы, согласно которому организатор совместного аукциона считает данный довод жалобы необоснованным.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, полагает, что доводы жалобы являются обоснованными в части по следующим основаниям:

Организатором совместного аукциона МБОУ «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) 12.09.2016г. размещено извещение на поставку угля каменного для нужд образовательных учреждений МО «Усть-Коксинский район».

Согласно извещению № 0377300034116000017:

- начальная (максимальная) цена контракта: 1 850 000 рублей;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 19.09.2016г. 16-00 час;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 23.09.2016г.;

- дата проведения аукциона: 26.09.2016г.

Заказчиками являются: МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», МБОУ «Огневская СОШ», МБОУ «Катандинская СОШ», МБОУ «Мультинская СОШ имени Железнова П.В.».

Согласно п. 3.2 Соглашения о проведении совместной закупки от 12.09.2016г., заключенного между заказчиками, организатором совместных торгов определено МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» с полномочиями по разработке и утверждению аукционной документации.

1. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закона.

В извещении МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» установлено единое требование к участникам закупки (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контактной системе). Дополнительная информация к требованию отсутствует. Однако, в п. 5.1 раздела I и в п. 2 ст. 4 раздела IV (Информационная карта) аукционной документации указано, что требования по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе не установлены, при этом установлены иные единые требования в соответствии с п. 3 - 5, 7, 9, 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Следовательно, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе в извещении размещена неполная информация о единых требованиях к участникам закупки (отсутствие единых требований в соответствии с п. 3-5, 7, 9, 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе) и разночтивая с аукционной документацией информация о требованиях в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

В п. 1.2 проекта контракта содержится условие, что уголь должен соответствовать ТУ, однако, согласно требованиям к объекту закупки (приложение № 2 к Информационной карте) уголь должен соответствовать только ГОСТ 32347-2013, ГОСТ 25543-2013.

В п. 12 ст. 3 Информационной карты установлено, что оплата производится в течение 15 банковских дней по факту поставки, однако, в п. 3.2 проекта контракта указано, что оплата осуществляется в течение 30 дней со дня заключения контракта с предоставлением поставщиком документов, подтверждающих факт поставки.

В разделе извещения «Условия контракта» указано, что поставка товара осуществляется с даты заключения муниципального контракта по 15 октября 2016 года включительно, однако, в п. 5 ст. 3 Информационной карты установлено, что товар поставляется в полном объеме в течение 10 календарных дней со дня заключения контракта.

Таким образом, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе в извещении и в аукционной документации установлена разночтивая информация о соответствии объекта закупки ТУ, и о порядке, сроках поставки и оплаты товара.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, осуществляющее закупки, является заказчиком.

Согласно п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе муниципальный контракт это договор, заключенный от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно муниципальных нужд.

Следовательно, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе наименование проекта контракта указало как муниципальный контракт, в то время когда заказчики данного совместного аукциона не являются муниципальными заказчиками.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными, т.к. бюджетное учреждение вправе заключать только контракт либо гражданско-правовой договор.

Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части  3 данной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При анализе аукционной документации (п. 7 ст. 4 Информационной карты) Комиссией УФАС по РА установлено, что МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» датой окончания предоставления разъяснений заказчиком предусмотрено 23.09.2016г., в то время когда срок подачи заявок истекает 19.09.2016г.

Следовательно, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе в аукционной документации указаны недостоверные сведения об окончании срока предоставления заказчиком разъяснений положений аукционной документации.

Доводы жалобы в данной части являются обоснованными.

Согласно ч. 6 ст. 34 Закона о контактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). При этом согласно ч. 6.1 данной статьи в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Таким образом, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», установив в проекте контракта условие о праве заказчика на требование неустойки (штрафов, пеней) нарушил ч. 6 ст. 34 Закон о контрактной системе, т.к. это является обязанностью заказчика, в не правом.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

2. Согласно п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.

В соответствии с ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

В извещении МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 ФЗ-44, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При этом указаны реквизиты только МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» (БИК банка, номера лицевого и расчетного счета).

В аукционной документации (п. 14.6 раздела III) содержится требование о наличии в банковской гарантии условия, предусмотренного ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе, а также в п. 6 ст. 4 Информационной карты указаны необходимые реквизиты всех заказчиков совместного аукциона (наименование заказчиков, расчетные и лицевые  счета, ИНН, КПП, наименование банка, БИК банка) для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.

Комиссия УФАС по РА считает, что установленная в извещении отсылка о соответствии банковской гарантии требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе не позволяет однозначно определить установлено, либо не установлено  условие ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе. Кроме того согласно ч. 1     ст. 25 Закона о контрактной системе контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Следовательно, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» в нарушение п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении указан не надлежащий порядок предоставления обеспечения исполнения контракта и требования к такому обеспечению.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

3. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона о контрактной системе в случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.

В разделе извещения «Ограничения участия в определении поставщика» МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» установлено, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Однако, в нарушение ч. 2      ст. 27 Закона о контрактной системе не указано обоснование причин такого ограничения.

Доводы жалобы в данной части являются обоснованными.

4. В соответствии п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе, в том числе должны содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара.

В п. 2 раздела I аукционной документации установлено, что сведения об объекте закупки определены в разделе IV документации (Информационная карта аукциона), согласно которому (п. 10 ст. 3) описание объекта закупки представлено в приложении 1, 2 к Информационной карте, которые также являются требованиями к содержанию и составу заявки. В приложении 2 к Информационной карте, в том числе установлено требование, что заказчикам необходим уголь каменный или антрацит Горловского или Кузнецкого бассейнов. Аналогичное требование установлено в извещении.

Следовательно, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» в нарушение ч. 3 ст. 33, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в документации установлено требование к производителю товара.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

5. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 данного Федерального закона.

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Вместе с тем, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» в нарушение ч. 2, 13 ст. 34 Закона о контрактной системе не предусмотрело в проекте контракта условия о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, сумма контракта, выплачиваемая физическому лицу, подлежит уменьшению на размер налоговых платежей, и не предусмотрен порядок и сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара и его оформления.

Отсутствие в проекте контракта указанной информации может привести к заключению контракта, не соответствующего положениям законодательства о контрактной системе, а также к возникновению споров в ходе исполнения сторонами обязательств по контракту.

6. Согласно ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Таким образом, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе исчисляется с учетом количества дней, установленных Законом о контрактной системе, начиная со следующего дня после размещения извещения в ЕИС. При этом необходимо учитывать, что заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки, который осуществляет прием заявок круглосуточно.

На заседании Комиссии УФАС по РА установлено, что извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС 12.09.2016г.

Согласно извещению, аукционной документации, срок окончания подачи заявок заканчивается 19.09.2016г. в 16:00, то есть на шестой день с даты размещения извещения о проведении электронного аукциона.

При этом минимальный срок окончания подачи заявки на участие в данной закупке согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен до 20.09.2016г. в 00:00 часов.

Таким образом, действия МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», сократившего срок подачи заявок на участие в данном аукционе, нарушают требования ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

7. Доводы заявителя о том, что установленное в п. 8 ст. 4 Информационной карты условие о признании победителя или иного участника уклонившимся от заключения контракта и срок, в течении которого победитель аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя от заключения контракта должен заключить контракт в зависимости от даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта вводит участников закупки в заблуждение, т.к. согласно ч. 10 ст. 112 Закона о контрактной системе заключение контрактов по результатам электронных аукционов осуществляется на электронных площадках, Комиссия УФАС по РА считает необоснованными, в силу следующего:

Сроки заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона, условия признания победителя или иного участника электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта определены и регламентированы законодательством о контрактной системе (ст. 70) и не зависят от условий, указанных в аукционной документации. Следовательно, не препятствуют подписанию контракта.

Однако, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», установив вышеуказанные недостоверные сведения, нарушило ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения не позволяют сформировать первую часть заявки, предоставить обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии, соответствующей требованиям заказчика, и исполнить контракт на условиях аукционной документации Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Практик Плюс» на действия организатора совместного аукциона МБОУ «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0377300034116000017 на поставку каменного угля для нужд образовательных учреждений МО «Усть-Коксинский район» обоснованной в части:

указания в извещении и в аукционной документации разночтивой, недостоверной и неполной информации о требованиях к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе; о соответствии объекта закупки ТУ; о порядке, сроках поставки и оплаты товара; об окончании срока предоставления разъяснений; о праве заказчика на требование неустойки (штрафов, пеней); о возможности заказчиков заключить муниципальный контракт;

установления в извещении ненадлежащего порядка предоставления обеспечения исполнения контракта и требования к такому обеспечению;

неустановления в извещении обоснования причин ограничения участия в закупке;

установления в извещении и в аукционной документации требований к производителю товара;

отсутствия в проекте контракта условий о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта; об уменьшении суммы контракта, выплачиваемая физическому лицу на размер налоговых платежей, а также отсутствия порядка и сроков осуществления заказчиком приемки поставленного товара и его оформления;

сокращения сроков подачи заявок.

2. Признать организатора совместной закупки МБОУ «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа» нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 27, п. 2, 8   ст. 42, ч. 3 ст. 33, ч. 2, 6, 13 ст. 34, ч. 2 ст. 63, п.1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать организатору совместной закупки МБОУ «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона на поставку каменного угля для нужд образовательных учреждений МО «Усть-Коксинский район».

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении  в отношении должностного лица организатора совместного аукциона виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

 

ПРЕДПИСАНИЕ  

об устранении нарушений

законодательства о контрактной системе

«26» сентября 2016 года                                                                         г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок в составе: <…>,

на основании решения 179-К/16 от 26.09.2016г., принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «Практик Плюс» на действия организатора совместного аукциона Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа» при осуществлении совместной закупки путем проведения электронного аукциона №0377300034116000017 на поставку каменного угля для нужд образовательных учреждений МО «Усть-Коксинский район», руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:

1. Организатору совместного аукциона МБОУ «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 27, п. 2, 8   ст. 42, ч. 3 ст. 33, ч. 2, 6, 13 ст. 34, ч. 2 ст. 63, п.1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем:

1.1 отмены электронного аукциона №0377300034116000017 на поставку каменного угля для нужд образовательных учреждений МО «Усть-Коксинский район»;

1.2 размещения информации об отмене электронного аукциона №0377300034116000017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru);

1.3. приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и повторного осуществления закупки в случае необходимости.

2. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай документы, подтверждающие исполнение настоящего Предписания:

- по п. 1.1 и 1.2 Предписания не позднее 14.10.2016г.

- по п. 1.3 в течение 5 дней с момента размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) извещения об осуществлении закупки.

В случае неисполнения настоящего предписания, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны