Определение №004/05/18-243/2021 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 004/05/18-243/2021 ПО ПРИЗ... от 16 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 004/05/18-243/2021 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

16.07.2021г.                                                                                           г. Горно-Алтайск

 

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>, рассмотрев заявление <…> по факту распространения рекламного звонка посредством телефонной связи с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление физического лица <…>, являющегося абонентом оператора сотовой связи ПАО «Мегафон», о распространении следующего рекламного звонка с признаками нарушения статьи 18 Закона о рекламе на мобильный телефон (абонентский номер <…>), а именно: «-Алло. – Добрый день. Предлагаем воспользоваться займом суммой до сорока тысяч рублей, сроком до 1 года, под низкий процент. Если вам интересно наше предложение – оставайтесь на линии, если вам не интересно – просто положите трубку. – Здравствуйте. Группа компании «Деньги на дом», меня зовут Марина. Вы оставили заявку на получение денежных средств. Проживаете в Санкт-Петербурге? – Здравствуйте Марина. Как ваша компания называется? – Деньги на дом. – А юридический адрес?», поступившего в 15:54 часов 18.05.2021г. от отправителя <…>.

По мнению заявителя, данное сообщение является рекламой. Заявитель считает, что вышеуказанными действиями распространитель голосового сообщения нарушил Закон о рекламе, так как согласия на получение рекламы посредством сотовой связи он не давал.

В качестве подтверждения факта получения рекламного звонка заявителем представлена запись данного звонка со своего сотового телефона, подтверждающая факт получения абонентом вышеуказанного телефонного звонка.

03.06.2021г. (вх. № 2942) был получен ответ от ПАО «Мегафон», согласно которому абонентский номер <…> принадлежит <…> (договор об оказании услуг № 15460331-191 от 31.10.2017г.), а также был зафиксирован факт телефонного соединения 18.05.2021г. в 15:53 часов с абонентского номера <…> на абонентский номер заявителя <…>).

По информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, абонентский номер <…> выделен оператору ПАО «ВымпелКом».

ПАО «ВымпелКом» 16.06.2021г. представило информацию (вх. № 3165), согласно которой номер телефона <…> выделен абоненту ООО «И» на основании договора на оказание услуг связи № 690533173 от 13.06.2018г.

 06.07.2021г. (вх. № 3578) поступил ответ от ООО «И» (далее – Общество), согласно которому абонентский номер <…> принадлежит Обществу. Телефонный звонок 18.05.2021г. на абонентский номер <…> был осуществлен сотрудником Общества на основании агентского договора № 7 от 27.12.2019г., заключенного с ООО МКК «Р» (далее – Принципал).

Согласно данному агентскому договору Общество обязуется за вознаграждение совершать от имени и за счет Принципала консультирование клиентов по услугам, путем совершения вызовов с целью проведения телефонной презентации услуг Принципала, сбора данных о клиенте, необходимых для заключения договора потребительского микрозайма и заполнения письменной заявки и передачи ее Принципалу.

Также в ответе Общества был представлено заявление о предоставлении потребительского микрозайма В. (№0012304505 от 18.05.2021г.) в адрес Принципала. В. при подаче сведений был указан контактный телефон 2 - <…> (абонентский номер заявителя). В. было дано согласие на получение от ООО МКК «Р», ООО «И», ООО «К» и иных третьих лиц, действующих в интересах Принципала, любых сообщений, направленных на привлечение внимания и формирование/поддержание интереса к Принципалу, к деятельности Принципала и к услугам, оказываемым Принципалом, по любым каналам связи, включая СМС-оповещение, почтовое письмо, телеграмму, голосовое сообщение, сообщение по электронной почте, личные сообщения в мессенджерах, личные сообщения на странице (в профиле, аккаунте, учетной записи) в социальных сетях.

Согласно агентскому договору № 07 от 27.12.2019г. ООО «И» обязуется исполнять данное ему поручение (консультирование клиентов Принципала путем совершения вызовов, сбора данных о клиенте и передачи ее Принципалу) самостоятельно. А также Общество обязяно нести ответственность за любые нарушения, совершенные при взаимодействии с клиентом. Таким образом, Общество является рекламопроизводителем, т.к. согласно договору самостоятельно приводит информацию в готовую для распространения форму.

Согласия <…> на получение от ООО МКК «Р», ООО «И», ООО «К» и иных третьих лиц, действующих в интересах ООО МКК «Р» рекламной информации дано не было.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующий телефонный звонок, содержащий рекламную информацию.

Рекламораспространителем, согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. 

Однако, Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем, согласие на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Из рассматриваемой рекламы следует, что ООО «И» предлагает услуги по предоставлению «займа суммой до сорока тысяч рублей, сроком до 1 года, под низкий процент».

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении и рассчитывается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В рассматриваемой рекламе указаны три из условий получения займа – информация о сумме (до сорока тысяч рублей), сроках кредита (до 1 года), процентов (низкий процент), однако не указаны платежи и комиссии по кредитным операциям, дополнительные расходы заемщика. Таким образом, реклама не содержит все остальные условия, определяющие полную стоимость займа.

В связи с чем, рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламопроизводителем, согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, является лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из указанных материалов дела усматривается, что рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «И». 

Из вышеперечисленного следует, что в действиях ООО «И», связанных с распространением информации «-Алло. – Добрый день. Предлагаем воспользоваться займом суммой до сорока тысяч рублей, сроком до 1 года, под низкий процент. Если вам интересно наше предложение – оставайтесь на линии, если вам не интересно – просто положите трубку. – Здравствуйте. Группа компании «Деньги на дом», меня зовут Марина. Вы оставили заявку на получение денежных средств. Проживаете в Санкт-Петербурге? – Здравствуйте Марина. Как ваша компания называется? – Деньги на дом. – А юридический адрес?», поступившего в 15:54 часов 18.05.2021г. от отправителя <…> посредством сотовой связи без получения предварительного согласия абонента, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 18, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ №1922 от 24.11.2020г.,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 004/05/18-243/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель – <…>;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «И»;

- заинтересованное лицо – ООО МКК «Р».

3. Назначить дело № 004/05/18-243/2021 к рассмотрению на 10.08.2021г. на 14:00 часов (время местное) по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, 2 этаж.

4. ООО «И» представить в срок до 09.08.2021г. в УФАС по Республике Алтай представить следующую информацию и копии документов:

- документальное подтверждение факта получения ООО МКК «Р» предварительного согласия абонента <…> на получение рекламы (при наличии);

- каким образом было подписано согласие абонента <…> на получение рекламы (лично или с использованием электронно-цифровой подписи);

- письменные пояснения по факту распространения вышеуказанного рекламного сообщения посредством телефонной связи с признаками нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе, с указанием абонентских номеров, на которые также была передана данная реклама.

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, либо представителя с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции CОVID-19 в Управлении реализована возможность принять участие в рассмотрении дела в режиме видео-конференц-связи, перейдя по ссылке (https://fas1.tconf.rt.ru/c/2282718826).

Для участия в рассмотрении дела в режиме видео-конференц-связи Вам необходимо в срок не позднее 09.08.2021г. направить в УФАС по РА на электронный адрес to04@fas.gov.ru ходатайство об участии в рассмотрении дела путем видео-конференц-связи с приложением доверенности на представителя (-ей), документов, удостоверяющих их личность (скан-копии). Такие документы должны быть подписаны электронной подписью.

С инструкцией для участников видео-конференц-связи можно ознакомиться на сайте УФАС по РА (altr.fas.gov.ru) в разделе «Главное».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны