Решение №004/01/10-204/2021 РЕШЕНИЕ от 17.09.2021г. по делу № 004/01/10-204/2021 от 17 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

от 17.09.2021г. по делу № 004/01/10-204/2021 

 

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 15.09.2021г.

В полном объеме решение изготовлено 17.09.2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Г. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

Члены Комиссии:

В. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

К. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

Рассмотрев 15.09.2021г. дело № 004/01/10-204/2021 от 09.06.2021г. по признакам нарушения ГУП «Ф» РА пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило перенаправленное от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Алтай, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай обращение гр. Е. (вх. №2123 от 22.04.2021г., №2212 от 27.04.2021г. соответственно) о реализации в аптеке №241 ГУП «Ф» РА лекарственного препарата «Формалин» по завышенной цене.  

По итогам рассмотрения заявления, Управлением в действиях ГУП «Ф» РА установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольной высокой цены лекарственного препарата «Формалин» (раствор формальдегида 40%) в аптеке № 241.

Приказом УФАС по Республике Алтай от 11.06.2021г. №65 было возбуждено дело №004/01/10-204/2021 по признакам нарушения ГУП «Ф» РА пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение данного дела назначено на 27.07.2021г.  в 11:30 часов.

В целях установления хозяйствующих субъектов, реализующих на территории Республики Алтай лекарственный препарат «Формалин», Управлением направлены запросы в аптечные пункты Республики Алтай о реализации и ценах реализации данного лекарственного препарата.

Согласно представленным информациям аптечных пунктов, на территории Республики Алтай лекарственный препарат «Формалин» (раствор формальдегида 40%) реализовывается лишь ГУП «Ф» РА. Таким образом, ГУП «Ф» РА на рынке реализации лекарственного препарата «Формалин» (раствор формальдегида 40%) занимает доминирующее положение, со 100% долей реализации товара на данном рынке. 

Приказом ГУП «Ф» РА №206 от 25.03.2020г. «Об утверждении прейскуранта цен на изготовление Тарифов на изготовление и фасовку лекарственных форм аптечного изготовления ГУП «Ф» РА» установлена цена на препарат «Формалин» в объеме 200 мл. стоимостью 305 рублей. Заявителем был приобретен «Формалин» в объеме 1 литр стоимостью 1270 рублей (305 рублей * 5 штук с вычетом стоимости упаковочного материала).

В силу представленных пояснений ГУП «Ф» РА, высокая цена реализации лекарственного препарата «Формалин» установлена с целью возмещения затрат продавцу по продаже товара конечному потребителю, связанных с изготовлением и получением прибыли. Также, ГУП «Ф» РА является коммерческой организацией, целью создания которой является извлечение прибыли путем осуществления различных видов деятельности. «Формалин» не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в связи с этим формирование цены на отпускаемы препарат является свободным регулированием.

27.07.2021г. на заседании Комиссии присутствовали представители ГУП «Ф» РА Д. и Ф. Представителями ГУП «Ф» РА было пояснено, что препарат «Формалин» (раствор формальдегида 40%) реализуемый в аптеке № 241 является техническим, а не лекарственным. Торговая наценка в размере 80% покрывает только расходы, не позволяя при этом получать прибыль. Претензий от граждан по вопросам установления такой цены на «Формалин» ранее получено не было. Представителем было указано, что аптеками, осуществляющими свою деятельность на территории г. Горно-Алтайска, также реализуется «Формалин», но указать какие именно это аптечные пункты затруднился ответить. «Формалин» применяется как дезинфицирующее средство, как например, для обработки стен, древесины и т.д. Цена на лекарственный препарат не была изменена с 25.03.2020 года. «Формалин» имеет свойство летучести и выпадания в осадок (необходим особый способ хранения). Установление данного размера надбавки на «Формалин» поясняется тем, что согласно правилам организации по установлению цен на лекарственные формы, на востребованные лекарственные препараты торговая надбавка устанавливается в меньшем размере, а на препараты, не пользующиеся особым спросом – надбавка повышается. При установлении цены на препарат организацией суммируются все расходы организации, далее данные расходы пропорционально разделяются и включаются в стоимость реализуемых препаратов. «Формалин» изначально не реализовывался (практически не реализовывается, единичный случай), а приобретается для нужд ГУП «Ф» РА.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о защите конкуренции Комиссия отложила рассмотрение дела № 004/01/10-204/2021 от 11.06.2021г. с целью предоставления права ГУП «Ф» РА направить Комиссии УФАС по РА дополнительные пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств дела. Рассмотрение дела назначено на 15.09.2021г. на 11:00 часов.            

23.08.2021г. в адрес Управления поступил ответ от ГУП «Ф» РА о предоставлении пояснений по порядку формирования цены на препарат «Формалин». Так при формировании розничных цен на лекарственные средства, в том числе на препарат «Формалин» использовалась полная себестоимость, которая представляет собой сумму производственной себестоимости и внепроизводственных расходов, исчисляемых на производственную площадь, с учетом затрат. При калькулировании затрат учитывались затраты на все производство. При изготовлении лекарственных форм и формировании цен на них в аптеке № 241 к прямым затратам отнесены затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции. Косвенные затраты определяются по данным бухгалтерской отчетности за определенный период и представляют собой издержки обращения или затраты по основной деятельности организации. Также была предоставлена информация об убытках и прибыли организации на данный календарный год. Согласно которому деятельность организации признается убыточной. 

Установление торговой надбавки на лекарственные формы позволяет ГУП «Ф» РА покрыть только затраты на его изготовление и частично понесенные убытки, при этом не извлекает прибыли при его реализации.

15.09.2021г. продолжилось рассмотрение дела №004/01/10-204/2021. На заседании Комиссии присутствовали представители ГУП «Ф» РА Д., Ф., С. Представители дали пояснения, что с реализации препарата «Формалин» ГУП «Ф» РА прибыль не извлекает. Установленная торговая надбавка на препарат «Формалин» позволяет организации покрыть убытки, связанные с реализацией лекарственных препаратов розничная цена на которые установлена на основании постановления Правительства РФ от 29.10.2010г. №865.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрен запрет на действия, занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.       

Статьей 6 Закона о защите конкуренции дается определение монопольно высокой цене товара – это цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1)      путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Согласно п. 17 постановлению Пленума Верховного суда РФ от 04.03.2021г. №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» установленная доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных рынках при их наличии.

Установленная ГУП «Ф» РА стоимость реализации «Формалина» (не включенного в список ЖНВЛП, реализуемого не систематически) возмещает понесенные расходы на изготовление препарата, но не обеспечивает получение прибыли за его реализацию, что не соответствует ст. 6 Закона о защите конкуренции.   

Следовательно, действия ГУП «Ф» РА не приводят к нарушению пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3.3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                        РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №004/01/10-204/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 11.06.2021г. в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ГУП «Ф» РА.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны