Решение №004/06/54.3-169/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/54.3-169/2021 о нарушении законодат... от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/54.3-169/2021

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«28» мая 2021 года                                                                            г. Горно-Алтайск

                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

….,

с участием представителей заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» …. (доверенность от 28.05.2021), …. (доверенность от 06.07.2020), по видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа Администрации г. Горно-Алтайска …. (доверенность № 01-03/881 от 24.03.2021), рассмотрела жалобу ООО «Джули» на действия заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0377300028721000109 «Строительство физкультурно – оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, 12».

ООО «Джули» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя на заседание комиссии УФАС по РА не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 21.05.2021 (вх. № 2671) поступила жалоба ООО «Джули» на действия заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0377300028721000109 «Строительство физкультурно – оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, 12».

Заявитель считает, что конкурсная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Не согласившись с доводами жалобы, заказчиком МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» (вх. №2771 от 27.05.2021) и уполномоченным органом Администрацией города Горно-Алтайска (вх. №2780 от 27.05.2021) представлены письменные возражения на жалобу.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа, установила следующее:

02.04.2021г. уполномоченным органом Администрацией города Горно-Алтайска на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0377300028721000109 «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, 12». Начальная (максимальная) цена контракта – 286 737 700,48 руб. Заказчиком является МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска».

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе установлен нестоимостной критерий оценки заявок - наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства, подтвержденного исполненными контрактами:

- без применения к такому участнику по данным контрактам неустоек (штрафов, пеней);

- заключенными и исполненными за последние 2 года до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе;

- стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013г. № 1085 (далее – Правила № 1085), в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Подпунктом «б» пункта 27 Правил № 1085 установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

В соответствии с п. 27(2) Правил № 1085 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

В п. 22 Информационной карты (раздел 1 документации на открытый конкурс в электронной форме №0377300028721000109) указано, что критерии оценки заявок, величины значимости данных критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок, указаны в приложении № 1 к разделу 1 «Информационная карта».

Согласно п. 2 регламента оценки заявок на участие в закупке (приложение № 1 к Информационной карте) заявки участников закупки оцениваются по нестоимостному критерию оценки «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», а именно: опыт участника по успешному выполнению работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства. Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контрактов в соответствии с условиями, установленными в контрактах, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Опыт участника по успешному выполнению работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства должен соответствовать следующему описанию: наличие за последние 2 года до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме заключенных и исполненных государственных и/или муниципальных контрактов (договоров) и/или договоров, заключенных в рамках Закона о контрактной системе, Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а так же договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства. При этом, стоимость каждого контракта (договора) должна составлять не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» пояснили, что для оценки заявок ими был выбран показатель «Общее количество исполненных контрактов (договоров)». Условие о неприменении неустоек (штрафов, пеней) к участникам закупки по исполненным контрактам (договорам) говорит о добросовестности участников закупки. Принятие к оценке контрактов (договоров) со стоимостью не менее 50 процентов от НМЦК, заключенных и исполненных за последние 2 года, так же позволяет определить участника закупки, имеющего сопоставимый, положительный и добросовестный опыт выполнения аналогичных работ.

Представитель уполномоченного органа Администрации г. Горно-Алтайска на заседании Комиссии УФАС по РА поддержал доводы представителей заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска».

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев п. 2 регламента оценки заявок на участие в закупке, установила, что заказчиком применен пп. б) п. 27(2) Правил № 1085, что подтверждается используемой конкурсной комиссией шкалой оценки:

- наличие 3 и более контрактов (договоров) по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства со стоимостью таких контрактов не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта – 100 баллов;

- наличие до 2 (включительно) контрактов (договоров) по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства со стоимостью таких контрактов не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта – 50 баллов;

- наличие 1 (включительно) контракта (договора) по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства со стоимостью таких контрактов не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта – 25 баллов.

Показатели, предусмотренные подпунктами а), в) пункта 27(2) Правил №1085, заказчиком в конкурсной документации не установлены.

Комиссия УФАС по РА считает, что вышеназванные требования заказчика, установленные в п. 2 регламента оценки заявок на участие в закупке, являются незаконными, приводят к ограничению возможности участника закупки получить максимальное количество баллов, по следующим основаниям:

-   законодательство о контрактной системе, в том числе Правила № 1085 не содержат требований о предоставлении в качестве подтверждения наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, контрактов (договоров), исполненных без применения к подрядчику штрафных санкций, а также контрактов (договоров), заключенных и исполненных в определенный заказчиком период времени (за последние 2 года или другой период);

- законодательство о контрактной системе, в том числе Правила № 1085 не позволяют заказчику устанавливать «смешанный» показатель нестоимостного критерия оценки заявок (по мнению Комиссии УФАС по РА, установленный заказчиком показатель «стоимость контракта не менее 50% от НМЦК» соответствует пп. в) п. 27(2) Правил №1085, а не пп. б - общее количество исполненных контрактов (договоров)). При этом, установленный заказчиком показатель «стоимость контракта не менее 50% от НМЦК» не имеет 100- балльную шкалу оценки, предусмотренную п. 11 Правил №1085 (следовательно, одинаково оцениваются контракты со стоимостью 50% от НМЦК и контракты со стоимостью более 50% НМЦК).

Например, при наличии установленного показателя по пп. б) п. 27(2) Правил №1085 подлежит оценке количество договоров без ограничения их по цене, а по показателю, предусмотренному пп. в) п. 27(2) Правил №1085, оцениваются договоры исключительно по их цене. Следовательно, предоставленные в составе заявки договоры, подтверждающие наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, будут оцениваться по каждому из данных показателей с учетом установленной заказчиком 100-балльной шкалы оценки (отдельно по цене, отдельно по количеству).

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика, уполномоченного органа не смогли пояснить какие нормы законодательства о контрактной системе позволяют заказчику при проведении открытого конкурса в электронной форме «ужесточать» требования к документам, подтверждающим наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, установленного в качестве критерия оценки заявок (отсутствие штрафных санкций по контракту, период заключения и исполнения представленных контрактов и др.).

По мнению Комиссии УФАС по РА заказчик самостоятельно определяет количество применяемых при оценке показателей нестоимостного критерия «наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта», предусмотренных п. 27(2) Правил №1085.

Представители заказчика не смогли пояснить Комиссии УФАС по РА причину неустановления в конкурсной документации иных показателей, предусмотренных пп. а), в) п. 27(2) Правил №1085, при условии важности для заказчика стоимости исполненных участником закупки контрактов (договоров), а также обосновать необходимость установления периода заключенных и исполненных контрактов (чем опыт, полученный за последние 2 года отличается от опыта, полученного, например, за последние 3 или 5 лет).

Следовательно, уполномоченным органом Администрацией г. Горно-Алтайска и заказчиком МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» нарушены требования п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, так как в конкурсной документации №0377300028721000109 установлены требования по нестоимостному критерию оценки заявок с нарушением Правил №1085.

За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Таким образом, доводы жалобы являются обоснованными.

Заявитель в жалобе указывает, что конкурсная документация содержит в своем составе требования к поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки - строительством физкультурно – оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, 12.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта и локальной смете № 02-01-10 на технологическое оборудование, размещенным в составе документации по закупке №0377300028721000109, в ходе исполнения контракта поставляются, в том числе следующие товары и немонтируемое оборудование: «Шкаф для раздевалок», «Фен Hottek», «Зеркало», «Стол компьютерный угловой», «Кресло рабочее», «Кассовый аппарат в комплекте с денежным ящиком» и другие товары.

Комиссия УФАС по РА считает, что законодательство о контрактной системе предусматривает осуществление единой закупки работ по строительству объекта капитального строительства и поставке оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта, исключительно в рамках частей 55 – 57 статьи 112 Закона о контрактной системе при условии если предметом контракта одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта.

Комиссией УФАС по РА установлено, что проектная документация «Физкультурно – оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, 12» в полном объеме размещена в составе конкурсной документации на ЕИС в сфере закупок, в том числе положительное заключение АУ РА «Государственная экспертиза Республики Алтай» от 02.11.2020г.

Представители заказчика на заседании Комиссии УФАС по РА не смогли пояснить причину объединения в один предмет закупки работ по строительству объекта и поставки немонтируемого оборудования и товаров, не влияющих на выполнение работ по строительству и вводу объекта капитального строительства в эксплуатацию (заказчик не обосновал невозможность объявления отдельной закупки на поставку указанного в локальной смете №02-01-10 товара, либо наличие предусмотренных законодательством о контрактной системе оснований (условий) для включения в один объект закупки работ по строительству и поставки немонтируемых товаров и оборудования).  

В связи с чем, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком, уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки строительные работы и поставка товаров, функционально и технологически не связанных между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, нарушает ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Довод жалобы является обоснованным.

Принимая во внимание незаконность укрупнения предмета закупки, а также незаконность установленных требований к нестоимостному критерию оценки заявок, Комиссия УФАС по РА в целях восстановления прав участников закупки приняла решение о выдаче заказчику, уполномоченному органу предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены открытого конкурса в электронной форме №0377300028721000109 на строительство физкультурно – оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, 12.

28.05.2021 в 14:03 часов (по местному времени), т.е. после времени принятия настоящего решения, в адрес УФАС по РА поступило ходатайство (вх. 2833) ООО «Джули» об отзыве жалобы на действия заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0377300028721000109 «Строительство физкультурно – оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, 12».

Данное ходатайство не подлежит удовлетворению, т.к. подано с нарушением требований ч. 15 ст. 105 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Джули» на действия заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0377300028721000109 на строительство физкультурно – оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, 12, обоснованной.

2. Признать заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска», уполномоченный орган Администрацию г. Горно-Алтайска при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0377300028721000109 на строительство физкультурно – оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, 12 нарушившими ч. 2 ст. 8, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части установления в конкурсной документации порядка оценки заявок по нестоимостному критерию, несоответствующего требованиям Правил №1085; объединения в одну закупку функционально-технологически не связанных между собой товаров и работ (выполнение строительных работ и поставка немонтируемого оборудования, при условии отсутствия в предмете контракта работ по разработке ПСД).

3. Выдать заказчику МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска», уполномоченному органу Администрации г. Горно-Алтайска предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены открытого конкурса в электронной форме №0377300028721000109, приведения конкурсной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны