Решение №18 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 18 от 14 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 18

 

  «14» апреля 2021г.                                        г. Горно-Алтайск                                                                           

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

с участием посредством видео-конференц-связи 09.04.2021г. и 14.04.2021г. (после перерыва) заведующей МБДОУ детский сад «Алтынсай» …, рассмотрела материалы внеплановой документарной (камеральной) проверки по вопросу соблюдения заказчиком МБДОУ детский сад «Алтынсай» требований Федерального закона     № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении условий муниципального контракта № 2019.225.01 от 03.10.2019г., заключенного с ООО «Чойское ЖКХ» на выполнение работ по строительству объекта: Детский сад на 125 мест в с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай.

ООО «Чойское ЖКХ» уведомлено надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии УФАС по РА, участие представителя не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай приказом № 32 от 26.03.2021г. назначена внеплановая камеральная проверка заказчика МБДОУ детский сад «Алтынсай» по соблюдению требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при изменении условий муниципального контракта № 2019.225.01 от 03.10.2019г., заключенного с ООО «Чойское ЖКХ» на выполнение работ по строительству объекта: Детский сад на 125 мест в с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай.

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе (пп. б п. 2    ч. 15 ст. 99 данного закона).

Приказом УФАС по РА № 32 от 26.03.2021г. заседание комиссии по проведению внеплановой камеральной проверки было назначено на 09.04.2021г.

Приказом УФАС по РА № 42 от 09.04.2021г. срок проведения внеплановой камеральной проверки в связи с необходимостью истребования дополнительных документов был продлен до 19.04.2021г. Заседание комиссии уведомлением  исх. № 990/07 от 12.04.2021г. было назначено на 14.04.2021г.

В ходе проверки у МБДОУ детский сад «Алтынсай», ООО «Чойское ЖКХ» запрошены:

- письменные пояснения с указанием оснований повышения цены муниципального контракта и увеличения сроков его исполнения (с приложением подтверждающих документов и указанием на норму Закона о контрактной системе, на основании которой заказчиком принято решение об изменении условий муниципального контракта №2019.225.01 от 03.10.2019г.);

- проектно-сметная документация на строительство здания «Детский сад на 125 мест с. Шебалино, Шебалинский район, Республика Алтай» (с учетом всех изменений);

- заключения государственной экспертизы на проектную документацию и сметную стоимость строительства вышеуказанного объекта (в случае повторного проведения государственной экспертизы причину ее проведения);

- копии всех заключенных соглашений в рамках исполнения муниципального контракта № 2019.225.01 от 03.10.2019г.;

- информация об объемах, видах и стоимости работ, измененных после корректировки ПСД.

Запрашиваемые документы и возражения поступили в УФАС по РА 02.04.2021г., 07.04.2021г., 14.04.2021г. (вх. №№ 1724, 1832, 1967, 1968).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав представителей заказчика, установила следующее.

МБДОУ детский сад «Алтынсай» в лице заведующей Телесовой З.Е. заключен муниципальный контракт № 2019.225.01 от 03.10.2019г. (далее контракт) на выполнение работ по строительству объекта: Детский сад на 125 мест в с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай с ООО «Чойское ЖКХ», на сумму 88 411 318,18 рублей.

Данный контракт в нарушение ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключен без проведения конкурентных процедур. УФАС по РА по данному факту привлечена к административной ответственности по ч. 2    ст. 7.29 КоАП РФ заведующая МБДОУ детский сад «Алтынсай» Телесова З.Е. (дело №004/04/7.29-283/2019). 

Согласно пункту 4.1 контракта подрядчик обязуется начать работы незамедлительно с момента подписания контракта и выполнить работу по строительству объекта в соответствии с проектной документацией (приложение №1 к контракту) до 23.09.2020г.

В п. 3.1 муниципального контракта установлено, что цена контракта составляет 88411318,18 руб. Предусмотрено авансирование в размере не более 30% от цены контракта.

МБДОУ детский сад «Алтынсай» с ООО «Чойское ЖКХ» принято решение о внесении изменений в муниципальный контракт от 03.10.2019г. №2019.225.01. Сторонами заключено шесть дополнительных соглашений (№ 1 от 04.10.2019г.,    № 2 от 08.10.2019г., № 3 от 13.12.2019г., № 4 от 22.09.2020г., № 5 от 25.09.2020г., № 6 от 01.12.2020г.).

Соглашением № 1 от 04.10.2019г. в муниципальный контракт от 03.10.2019г. №2019.225.01 внесены изменения в реквизиты сторон.

Соглашением № 2 от 08.10.2019г. стороны уточнили место выполнения работ, установили гарантийный срок объекта, уточнили порядок финансирования в соответствии с доведенными лимитами, определили источник финансирования работ.

Соглашением № 3 от 13.12.2019г. стороны определили авансирование в размере не более 30% (данное условие изначально было предусмотрено в п. 3.1 контракта) от цены контракта в размере 26521895,45 руб.

Соглашением № 4 от 22.09.2020г. стороны на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе договорились о внесении изменений в муниципальный контракт от 03.10.2019г. №2019.225.01: п. 4.1 изложен в следующей редакции «Подрядчик обязуется начать работы незамедлительно с момента подписания контракта и выполнить работу по строительству объекта в соответствии с проектной документацией (Приложение №1 к контракту) до 25.12.2020г.», п. 8.1 изложен в следующей редакции «Контракт действует с момента заключения и до полного исполнения обязательств сторонами».

 Соглашением № 5 от 25.09.2020г. стороны договорились о внесении изменений в п. 3.1 муниципального контракта от 03.10.2019г. №2019.225.01, изложили его в следующей редакции «Цена контракта составляет 113767026,18 руб.».

Соглашением № 6 от 01.12.2020г. стороны договорились о внесении изменений в муниципальный контракт от 03.10.2019г. №2019.225.01: п. 3.1 изложен в следующей редакции «Цена контракта составляет 128225005,98 руб.»,  п. 4.1 изложен в следующей редакции «Подрядчик обязуется начать работы незамедлительно с момента подписания контракта и выполнить работу по строительству объекта в соответствии с проектной документацией (Приложение №1 к контракту) до 30.12.2021г.».

Следовательно, с учетом дополнительных соглашений № 4 от 22.09.2020г.,    № 5 от 25.09.2020г., № 6 от 01.12.2020г. цена контракта составила 128225005,98 руб., т.е. увеличена более чем на 45%, стороны продлили срок выполнения работ по контракту на 15 месяцев и 7 дней.

Согласно письменным пояснениям заказчика от 02.04.2021 (вх. № 1724) соглашения № 5 от 25.09.2020г., № 6 от 01.12.2020г. заключены на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Прохождение повторной экспертизы вызвано тем, что в ПСД внесены изменения, так как в процессе строительства были выявлены упущенные объемы работ и не соответствия стоимости оборудования.  

Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 данного Федерального закона.

В разделе 8 муниципального контракта №2019.225.01 от 03.10.2019г. предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта при его исполнении в случаях, установленных п.п. а, б п. 1, п. 5, п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменений по соглашению сторон  если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное данным пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с данным Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с данным Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрено однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

В период с 22.07.2020г. по 24.11.2020г. ПСД проходила повторную государственную экспертизу в связи с корректировкой проекта (положительное заключение государственной экспертизы № 04-1-1-2-059279-2020 от 24.11.2020г.).

Следовательно, стороны муниципального контракта от 03.10.2019г. №2019.225.01 правомерно заключили дополнительное соглашение №4 от 22.09.2020г. по п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено по соглашению сторон изменение существенных условий контракта, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

В п. 1(1) постановления Правительства РФ от 19.12.2013 №1186 установлен предельный размер цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства могут быть изменены в установленном порядке в случае возникновения при исполнении такого контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию - 100 млн. рублей.

С учетом дополнительного соглашения №4 от 22.09.2020г. срок действия муниципального контракта от 03.10.2019г. №2019.225.01 установлен сторонами до 25.12.2020 года (п. 4.1 данного контракта), т.е. составляет более года.

Цена муниципального контракта от 03.10.2019г. №2019.225.01, до заключения соглашения № 5 от 25.09.2020г., составляет 88411318,18 рублей.

Следовательно, стороны муниципального контракта от 03.10.2019г. №2019.225.01, заключая дополнительное соглашение № 5 от 25.09.2020г., неправомерно приняли решение об изменении его условий по п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, т.к. не соблюдаются установленные данным пунктом требования (цена контракта не превышает 100 млн. рублей).

Дополнительным соглашением №5 от 25.09.2020г. увеличена цена контракта на 28,7%, следовательно, пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе  не может быть применен, т.к. данным пунктом допускается увеличение цены контракта не более чем на 10%,  кроме того изменение условий контракта по      пп. «в» п. 1 ч. 1 данной статьи не предусмотрено условиями рассматриваемого муниципального контракта.

Стороны муниципального контракта от 03.10.2019г. №2019.225.01, заключая дополнительное соглашение № 6 от 01.12.2020г., неправомерно приняли решение об изменении его условий по п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, т.к. не соблюдаются установленные данным пунктом требования (увеличена цена контракта более 30% с 88411318,18 руб. по 128225005,98 руб.).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации.

Пункт 1 постановления Правительства РФ от 19.12.2013г. № 1186 «Об установлении размера цены контракта, предельного размера цены контракта, при которых или при превышении которых существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно» установлен размер для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд, - 500 млн. рублей.

Следовательно, в данном случае стороны не имели правовых оснований для изменения существенных условий контракта по п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, т.к. цена контракта не превышает размер цены, установленный постановлением Правительства Российской Федерации № 1186.

Иных законных оснований для изменения цены контракта, срока выполнения работ ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе не предусматривает (с учетом предмета контракта и причин, послуживших основанием для изменений).

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика уточнила, что дополнительное соглашение № 6 от 01.12.2020г. заключено сторонами на основании ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе.

В качестве подтверждения данного довода заказчик представил в УФАС по РА копию распоряжения главы МО «Шебалинский район» от 10.07.2020г. № 235-р (вх. №1832 от 07.04.2021). Из данного распоряжения следует, что в связи с распространением новой короновирусной инфекции главой района принято решение продлить срок действия муниципального контракта от 03.10.2019г. №2019.225.01 до 30.12.2020г.

В соответствии с ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данного Федерального закона), и (или) размера аванса  (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с данной частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с данным Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное данной частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 данного Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

В адрес УФАС по РА заказчиком представлено (вх. № 1724 от 02.04.2021г.) письмо ООО «Чойское ЖКХ» б/н от 23.11.2020г., в котором подрядчик сообщает заказчику о том, что в связи с эпидемией коронавируса субподрядчиком сорвана поставка и монтаж модульной котельной и других дорогостоящих материалов и технологического оборудования. В результате чего невозможно выполнить внутренние отделочные и монтажные работы. Предполагаемые сроки поставки и монтажа модульной котельной постоянно переносятся. С начала строительства отмечается ограничение количества квалифицированных трудовых ресурсов из-за закрытия границ Республики Алтай, связанного с объявлением эпидемии.                

Комиссией УФАС по РА установлено, что у заказчика отсутствовали основания для заключения 01.12.2020г. соглашения № 6 по ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе, т.к. в распоряжении главы МО «Шебалинский район» от 10.07.2020г. № 235-р указано, что срок действия муниципального контракта от 03.10.2019г. №2019.225.01 продлевается до 30.12.2020г., в то время как данным соглашением срок действия продлен до 30.12.2021г., т.е. на 1 год больше.

Следовательно, заказчиком нарушены ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе при изменении условий муниципального контракта от 03.10.2019г. №2019.225.01 на выполнение работ по строительству объекта: Детский сад на 125 мест в с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай, т.к. при подписании 25.09.2020г., 01.12.2020г. дополнительных соглашений № 5,      № 6 заказчиком не соблюдены требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать заказчика МБДОУ детский сад «Алтынсай» нарушившим требования ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении условий муниципального контракта от 03.10.2019г. №2019.225.01 с ООО «Чойское ЖКХ» на выполнение работ по строительству объекта: Детский сад на 125 мест в              с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай, путем заключения соглашений: № 5 от 25.09.2020г., увеличивающего цену контракта, № 6 от 01.12.2020г.,  увеличивающего цену контракта и срок выполнения работ.
  2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административных производств по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчика, допустивших данные нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны