Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Запсибресурс» на действ... от 13 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 211-К/17

о нарушении законодательства о контрактной системе

«09» ноября 2017 года                                          г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в присутствии представителя заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» Булыгина С.А., по доверенности от 25.04.2017г., рассмотрела жалобу ООО «Запсибресурс» на действия заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000917002428 на строительство пожарного депо II типа на 4 выезда в с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай.

09.11.2017г. от уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай поступило ходатайство (вх. № 3789/1) о рассмотрении жалобы без участия представителя министерства.

Заявитель ООО «Запсибресурс» должным образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечил. О причинах неявки не сообщил, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя общества не поступало.

При таких обстоятельствах Комиссия УФАС по РА полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя заявителя и уполномоченного органа.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 01.11.2017г. (вх. № 3710) поступила жалоба ООО «Запсибресурс» (г. Барнаул, пр. Ленина, 22 офис 326, ИНН 2222849624, ОГРН 1162225082997) на действия заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000917002428 на строительство пожарного депо II типа на 4 выезда в с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай.

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, полагает, что доводы жалобы являются обоснованными в части по следующим основаниям:

12.10.2017г. уполномоченным органом Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство пожарного депо II типа на 4 выезда в с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай.

Согласно извещению № 0177200000917002428 в редакции от 17.10.2017г.:

- начальная (максимальная) цена контракта – 53 827 551,00 рубль;

- дата и время окончания подачи заявок - 02.11.2017г. 18-00 час.;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок– 08.11.2017г.;

- дата проведения электронного аукциона - 13.11.2017г.

Заказчиком является КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай».

1. В соответствии с п. 1, 2, 8 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, и инструкцию по ее заполнению; размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта. При этом не допускается установление требований к содержанию, составу заявки влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе).

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указано, что сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг – согласно контракта.

Пунктом 4.1 проекта государственного контракта определен срок выполнения работ (с момента подписания контракта до 01.10.2018г.).

В связи с чем, довод заявителя о том, что в извещении отсутствует информация о сроках выполнения работ, является необоснованным.

2. Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства) устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 №1042 утверждены новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3-9 данных Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).

Пунктом 3 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 данных Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Пунктом 6 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Комиссией УФАС по РА установлено, что аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, который составляет 53 827 551,00 руб.

В разделе 6 проекта государственного контракта (Ответственность сторон) заказчиком правила определения размера штрафа (п. 6.4, п. 6.7) установлены в соответствии с постановлением Правительства РФ №1042 с учетом возможной цены контракта.

Таким образом, заказчиком в проекте государственного контракта установлены размеры штрафов, которые не противоречат требованиям Закона о контракта системе.

Доводы заявителя в данной части являются необоснованными.

Доводы заявителя о том, что заказчиком в п. 3.3. проекта государственного контракта установлены требования о страховании, но не определен предмет страхования, Комиссия УФАС по РА считает необоснованными, т.к. данный пункт проекта контракта является условием, определяющим какие расходы и затраты включены в цену контракта, которые понесет подрядчик при выполнении работ, до приемки объекта строительства заказчиком. Проектом контракта не предусмотрена обязанность подрядчика застраховать какие-либо риски.

3. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного закона.

Кроме того, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Согласно проектно-сметной документации работы по монтажу пожарной сигнализации и оповещения о пожаре (локальная смета № 02-01-09) не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входит в состав строительных работ.

Исходя из условий пунктов 1.2, 1.2.1, 4.5.16 проекта контракта подрядчик обязан выполнить работы лично и с привлеченными силами из числа субъектов малого предпринимательства.

При этом виды работ по монтажу пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, не включены в виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017г. № 570.

Поскольку в перечень работ включены как работы, подлежащие лицензированию, так и не подлежащие лицензированию, а контрактом предусмотрена возможность и обязанность привлечения субподрядных организаций, довод заявителя о том, что заказчиком не установлены требования к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и не затребована данная лицензии во второй части заявки, является необоснованным.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В пункте 10 раздела I аукционной документации (Информационная карта) для перечисления денежных средств, в качестве обеспечения исполнения контракта, указан расчетный счет (40302810000002000003) который отличается от расчетного счета указанного пункте 7.4 проекта государственного контракта (40201810900000100012).

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что в пункте 7.4 проекта государственного контракта допущена опечатка. Достоверным является счет указанный в Информационной карте. При этом подтвердил, что расчетный счет 40201810900000100012 также принадлежит заказчику.

Следовательно, заказчиком в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе в пункте 7.4 проекта государственного контракта указана недостоверная информация о счете заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

5. Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) с использованием показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно части 2 данной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 4.8 Информационной карты заказчиком указано, что описание объекта закупки установлено в разделе II аукционной документации (Техническое задание).

В приложении № 1 к Техническому заданию заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в том числе:

- по товару «Камни бортовые тип 1» заказчиком, в том числе установлено следующее: «камень должен быть изготовлен из тяжелого или мелкозернистого бетона. Значение показателя длина камня по основанию должно составлять 1000 мм. Должны соответствовать ГОСТ 6665-91».

Согласно пункту 1.2.5 ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» камни длиной 1,0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии, обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту. Камни длиной 3,0 и 6,0 м следует изготовлять из тяжелого бетона, армированными.

Примечание. Камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускается изготавливать до 01.01.96г.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что согласно сведениям интернет-сайтов производителей на товарном рынке имеются камни бортовые длиной 1000 мм изготовленные в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91, в том числе из тяжелого бетона. Заказчиком установлена возможность выбора камня бортового изготовленного из мелкозернистого камня, чем расширен круг участников закупки.

Требование заказчика позволяющее предоставить в заявке противоречивую информацию об изготовлении камня бортового из тяжелого бетона и соответствие его ГОСТ 6665-91, который допускал изготовления камня бортового длиной 1000 мм из тяжелого бетона до 01.01.96г. не соответствует объективности описания объекта закупки и нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

- по товару «Фланцы тип 1» заказчиком, в том числе установлено следующее: «Тип фланца должен быть стальной плоский приварной. Значение показателя температуры применения не должно быть ниже минус 40 °С. Должен соответствовать ГОСТ 33259-2015».

Согласно разделу 4 (Типы фланцев и исполнения уплотнительных поверхностей) ГОСТ 33259-2015 «Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования» фланец стальной плоский приварной относиться к типу 01.

Пунктом 5 примечания к данному разделу ГОСТ 33259-2015 определено, что фланцы типов 01 и 02 – только для температуры применения не ниже минус 40 °С.

Комиссией УФАС по РА при анализе инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, содержащейся в технической части аукционной документации, установлено, что инструкция в отношении требований заказчика к показателю товара с использованием предлога (слова) «не должно быть ниже» не предусматривает предоставление участником закупки конкретного значения показателя. В отношении параметров, где участнику закупки необходимо выбрать конкретный показатель, содержит знак «*», которая предусматривает, что в случае если для определения конкретных показателей товаров требуется их приобретение либо проведение анализов/исследований/испытаний, то допускается указание показателей в редакции ГОСТов, установленных на данные товары.

Таким образом, доводы заявителя о том, что инструкция и требования заказчика не позволяют представить значение температуры применения фланца, Комиссия УФАС по РА считает необоснованными, т.к. согласно инструкции по заполнению первой части заявки требования заказчика не предусматривают предоставление конкретного значения данного показателя, и допускается указание показателя в редакции ГОСТа на данный товар.

Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.11.2017г. поступило 7 заявок.

При анализе первых частей заявок Комиссией УФАС по РА установлено, что участниками предложен камень бортовой изготовленный из мелкозернистого бетона.

В связи с тем что, заявителем не представлено доказательств невозможности предоставить обеспечения исполнения контракта; допущенные заказчиком нарушения в части описания товаров не явились основанием отклонения заявок, Комиссия УФАС по РА решила предписание заказчику об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесении изменений в аукционную документацию и продления сроков подачи заявок не выдавать.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА руководствуясь ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Запсибресурс» на действия заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000917002428 на строительство пожарного депо II типа на 4 выезда в с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай обоснованной в части установления в проекте государственного контракта недостоверного расчетного счета заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта; установления необъективных требований к товару «Камни бортовые тип 1».
  2. Признать заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» нарушившим ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в пункт 7.4 проекта государственного контракта на стадии направления его на подписание победителю закупки в части указания достоверного расчетного счета на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение и предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

«09» ноября 2017 года                                         г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок <…> на основании решения № 211-К/17 от 09.11.2017г., принятого Комиссией УФАС по РА по итогам рассмотрения жалобы ООО «Запсибресурс» на действия заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000917002428 на строительство пожарного депо II типа на 4 выезда в с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай, руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:

1. Заказчику КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» устранить нарушения ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем:

1.1 внесения изменений в пункт 7.4 проекта государственного контракта на стадии направления его на подписание победителю закупки в части указания достоверного расчетного счета, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.

2. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательство об исполнении настоящего Предписания в течение трех рабочих дней с даты подписания государственного контракта.

В случае неисполнения настоящего предписания, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны