Решение №18 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 18 от 22 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 18

 

«22» февраля 2023 года                                                                     г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

руководитель комиссии – <…> руководитель управления;

<…> – начальник отдела контроля закупок и торгов, член комиссии;

<…> – заместитель наальника отдела контроля закупок и торгов, член комиссии,

в присутствии представителя Министерства регионального развития Республики Алтай <…> (доверенность № 26 от 22.02.2023), временно исполняющего обязанности директора КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» <…>, с участием по видео-конференц-связи представителя Министерства экономического развития Республики Алтай <…> (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие представителей ООО «Альянс», рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки по вопросу соблюдения заказчиком КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» по соблюдению требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении государственного контракта №9-ГК/2022 от 16.12.2022 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске»,

УСТАНОВИЛА:

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), в связи с поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа № 23 от 08.02.2023 назначена внеплановая документарная проверка заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» по соблюдению требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении государственного контракта                    № 9-ГК/2022 от 16.12.2022 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске». Данный государственный контракт заключен в рамках реализации национального проекта «Образование», на основании распоряжения Правительства Республики Алтай № 822-р от 13.12.2022, протокола заседания Оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай (далее – Оперативный штаб) от 07.12.2022.

Основанием для проведения проверки явилась поступившая в УФАС по РА информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (решение межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции при прокуратуре Республики Алтай от 09.12.2022 (вх. № 5506 от 19.12.2022)).

В ходе проверки у Правительства Республики Алтай, Министерства регионального развития Республики Алтай, КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай (далее – КУ РА «УКС РА», заказчик), ООО «Альянс» запрошены обращение заказчика о заключении контракта с единственным подрядчиком, полученное Минрегионразвития РА (с приложениями, отметкой о получении); обращение Минрегионразвития РА о заключении контракта с единственным подрядчиком, полученное Правительством РА (с приложениями, отметкой о получении); решение о направлении обращения о заключении контракта с единственным подрядчиком в Оперативный штаб (с приложениями); обращение о заключении контракта с единственным подрядчиком направленное в адрес руководителя Оперативного штаба (с отметкой о направлении); все распоряжения, изданные Правительством РА, касающиеся государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске» (заключение, изменение существенных условий и т.д.); информация о проведенных конкурентных процедурах на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске» до принятия решения о заключении контракта с единственным подрядчиком (номера извещений); все документы, касающиеся изменения условий контракта: копии дополнительных соглашений с подтверждением правовых оснований для их заключения, обращения подрядной организации о необходимости внесения изменений (при наличии); распоряжения Правительства Республики Алтай с приложением информации и документов, подтверждающих правовые основания для заключения дополнительных соглашений об изменении существенных условий государственного контракта №9-ГК/2022 и возникновение независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения (при наличии); решение о необходимости корректировки проектно-сметной документации (при наличии); документы по корректировке проектно-сметной документации (договор с проектной организацией, документы, подтверждающие приемку выполненных работ, откорректированную проектно-сметную документацию и т.д.) (при наличии); положительное заключение государственной экспертизы на корректировку проектно-сметной документации (при наличии); информацию об обеспечении исполнения контракта на весь срок исполнения контракта с учетом его изменения, с предоставлением подтверждающих документов (независимые гарантии, платежные поручения и т.д.).

Запрашиваемые документы и пояснения поступили в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 13.02.2023         (вх. № 559), 15.02.2023 (вх. № 608), 15.02.2023 (вх. № 611), 16.02.2023              (вх. № 620).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав доводы представителей заказчика и других лиц установила следующее.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 01.04.2022 № 114 «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Алтай и (или) муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения государственных нужд Республики Алтай и муниципальных нужд в Республике Алтай и порядка их осуществления» (далее – Постановление № 114) установлено, что по 31 декабря 2023 включительно в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай, муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно правовым актом Правительства Республики Алтай, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в Республике Алтай, изданным в соответствии с решением Оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай, в том числе, при осуществлении закупки работ для завершения строительства, реализуемого в рамках национальных проектов (пп. «в» п. 1); утвержден Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай, муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно правовым актом правительства Республики Алтай, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в Республике Алтай, изданным в соответствии с решением оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай (далее – Порядок № 114).

Пунктом 3 Порядка № 114 установлено, что в целях осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай у единственного поставщика заказчик направляет главному распорядителю средств республиканского бюджета Республики Алтай обращение, содержащее следующую информацию (документы):

а) наименование заказчика;

б) предмет контракта и описание объекта закупки, включающее в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

в) экономическое и (или) технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

г) подготовленное в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и подписанное заказчиком обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

д) информация о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе), включая его наименование, идентификационный номер налогоплательщика и обоснование выбора такого поставщика (подрядчика, исполнителя);

е) предполагаемый срок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предельный срок исполнения контракта;

ж) результаты проведенной заказчиком проверки соответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе;

з) информация об исполнении единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично или с привлечением к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей и обоснование необходимости их привлечения, а также требование к объему исполнения этим поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому контракту лично, установленному в виде процента от цены заключаемого с ним контракта, в случае привлечения к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей;

и) информация об установлении этапов контракта (при наличии);

к) информация о предполагаемом размере аванса (в случае, если контрактом предусмотрено авансирование), о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта (если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта);

л) информация о предполагаемом установлении требования к обеспечению исполнения контракта или обоснование нецелесообразности установления такого требования, информация об установлении требования к обеспечению гарантийных обязательств или обоснование нецелесообразности установления таких требований;

м) информация о казначейском сопровождении расчетов по контракту (расчетов по контракту в части выплаты аванса);

н) информация об источниках финансирования закупки.

02.12.2022 КУ РА «УКС РА» в адрес Министерства регионального развития Республики Алтай направлено обращение о заключении контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске» с единственным подрядчиком ООО «Альянс».

В данном обращении указана следующая информация:

- заказчиком является КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай»;

- предметом контракта является выполнение работ по строительству объекта: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске»;

- объект «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске» строится в рамках национального проекта «Образование», в связи с чем, для завершения строительства и освоения денежных средств, предусмотренной программой финансирования в кратчайшие сроки необходимо заключить контракт с единственным Подрядчиком. Осуществление закупки с использованием конкурентных способов определения Подрядчика приведет к затягиванию завершения строительства;

- в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» цена контракта составляет 669055753 (шестьсот шестьдесят девять миллионов пятьдесят пять тысяч семьсот пятьдесят три) рубля 65 коп.;

- единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для обеспечения нужд Республики Алтай на выполнение работ по строительству объекта: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске»;

- предполагаемый период до 01 июля 2025 включительно предельным сроком, на который заключается контракт, предельный срок исполнения 2025 год;

- единственный поставщик - Общество с ограниченной ответственностью «Альянс» соответствует требованиям статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ;

- по контракту размер обеспечения устанавливается от НМЦК уменьшенной на размер такого аванса;

- источник финансирования закупки - федеральный, местный бюджет.

Таким образом, в обращении не указана информация, предусмотренная     пп. «з», «и», «к», «м» п. 3 Порядка № 114, а также указана неполная информация по пп. «д» п. 3 данного Порядка.

В обоснование необходимости заключения государственного контракта с единственным подрядчиком КУ РА «УКС РА» приводит следующие основные доводы:

- наличие заключенного между КУ РА «УКС РА» и ООО «Альянс» государственного контракта № 4-ГК/2021 от 22.06.2021 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске», которым предусмотрен не полный комплекс работ, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию;

- корректировка раздела 4 проектно-сметной документации «Конструктивные и объемно-планировочные решения», раздела 3 «Архитектурные решения» и размела 1 «Пояснительная записка» к ПСД;

- привлечение новой подрядной организации приведет к невозможности передачи строительной площадки, организации складирования строительных материалов, передаче объекта незавершенного строительства, гарантийных обязательств подрядчика;

- срочность и нерентабельность закупки.

В соответствии с п. 5 Порядка № 114 Министерством регионального развития Республики Алтай 02.12.2022 данное обращение рассмотрено, принято решение о направлении обращения на Оперативный штаб по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай (приказ Минрегионразвития РА от 02.12.2022 № 353-Д). В тот же день Министерство регионального развития Республики Алтай в адрес руководителя Оперативного штаба направило обращение КУ РА «УКС РА» о заключении контракта на выполнение работ по строительству объекта: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске» с единственным подрядчиком ООО «Альянс».

По результатам рассмотрения обращения Оперативный штаб рекомендовал Минрегионразвития РА подготовить правовой акт Правительства Республики Алтай об определении единственного поставщика для обеспечения государственных нужд Республики Алтай в установленном порядке; КУ РА «УКС РА» рекомендовал заключить государственный контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по выполнению строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске» (протокол заседания оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай от 07.12.2022).

Пунктом 1 распоряжения Правительства РА № 822-р от 13.12.2022 ООО «Альянс» (ИНН 2288000493, ОГРН 1082289000530) определено единственным поставщиком для обеспечения государственных нужд Республики Алтай на выполнение работ по строительству объекта: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске» на общую сумму 669055753,56 рубля.

На основании данного распоряжения 16.12.2022 КУ РА «УКС РА» заключило государственный контракт № 9-ГК/2022 с ООО «Альянс» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске».

В соответствии с п. 1.1 данного государственного контракта подрядчик обязуется собственными (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570) и (или) привлеченными силами, своевременно выполнить на условиях данного контракта строительно-монтажные работы по объекту: «Строительство общеобразовательной школы №7 в г. Горно-Алтайске» в соответствии с проектно-сметной документацией, описанием объекта закупки (приложение № 8 к контракту), сметой контракта (приложение № 1 контракта) и иными приложениями, являющимися неотъемлемой частью данного контракта, а заказчик обязуется принять надлежаще выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных данным контрактом в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств.

Пунктом 4.4.3 Контракта предусмотрено, что в течение 5 календарных с момента заключения контракта из возможных видов и объемов работ по строительству объекта капитального строительства, из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570, подрядчик определяет конкретные виды и объемы работ, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении, которые должны составлять не менее 25% цены контракта и которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по данному контракту и предоставляет заказчику. Определенные по предложению подрядчика виды и объемы работ подписываются обеими сторонами и указываются в приложении №5 к данному контракту дополнительным соглашением и будет являться неотъемлемой частью заключенного контракта.

Приложение № 5 к контракту содержит табличную форму с указанием видов, объемов работ, сметной стоимости этих работ (руб.) и процентном выражении от цены государственного контракта.

Таким образом, по условиям заключенного государственного контракта №9-ГК/2022, ООО «Альянс» обязано выполнить 25% работ в стоимостном выражении.

Вместе с тем, 22.12.2022 ООО «Альянс» заключило с ООО «ГазТеплоСнаб» договор субподряда № 9-ГК/2022/СУБ, в пункте 1.1 которого указано, что данный договор заключен в рамках исполнения государственного контракта   №9-ГК/2022 от 16.12.2022 «Строительство общеобразовательной школы №7 в    г. Горно-Алтайске».

В соответствии с п. 2.1 названного договора субподряда цена является твердой, определена на весь срок исполнения договора и составляет 669055750,00 рублей.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что подрядчиком не был направлен в их адрес указанный договор, в связи с чем, пояснить необходимость передачи 100% работ субподрядной организации не представляется возможным.

На вопрос Комиссии УФАС по РА о целесообразности заключения государственного контракта с ООО «Альянс», как с единственным подрядчиком, в то время, как все работы переданы субподрядчику, были даны пояснения, что в данной части контракт будет приведен в соответствие, кроме того, ООО «Альянс» несет всю ответственность и гарантийные обязательства по контракту № 9-ГК/2022 от 16.12.2022.

Как пояснила представитель Минрегионразвития РА, лимиты бюджетных обязательств были доведены в конце года, в связи с чем возникла необходимость в кратчайшие сроки освоить денежные средства. Государственный контракт   №4-ГК/2021 по рассматриваемому объекту заключен с ООО «Альянс», смена подрядной организации была нецелесообразной. По вопросу заключения договора субподряда пояснить не смогла.

В соответствии с п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 данной статьи) в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.

Согласно п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 данной статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

В связи с чем, Комиссия УФАС по РА считает необходимым передать вопрос об исполнении государственного контракта № 9-ГК/2022 от 16.12.2022 в части заключения подрядной организацией ООО «Альянс» договора субподряда № 9-ГК/2022/СУБ от 22.12.2022 и передачи по нему 100% объема работ в денежном выражении субподрядной организации ООО «ГазТеплоСнаб», а также неосуществлении контроля исполнения заключенного государственного контракта со стороны заказчика КУ РА «УКС Республики Алтай», в Управление Федерального казначейства по Республике Алтай.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,

 

РЕШИЛА:

 

1. В действиях заказчика Казенного учреждения Республики Алтай «Управление капитального строительства Республики Алтай» при заключении государственного контракта № 9-ГК/2022 от 16.12.2022 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске» с единственным подрядчиком ООО «Альянс», не установлены нарушения требований ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. В соответствии с п. 5 ч. 8, п. 1 ч. 9 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» передать информацию об исполнении государственного контракта № 9-ГК/2022 от 16.12.2022 (заключение договора субподряда № 9-ГК/2022/СУБ от 22.12.2022 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске» в размере 100% от цены государственного контракта) в Управление Федерального казначейства по Республике Алтай.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Руководитель Комиссии                                                                      

 

Члены Комиссии                                                                                   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны