Решение №№004/01/16-418/2021 РЕШЕНИЕ № 004/01/16-418/2021 от 1 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 004/01/16-418/2021

  г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» января 2022г.

В полном объеме решение изготовлено «01» февраля 2022г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

Члены комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

рассмотрев 26 января 2021 года дело № 004/01/16-418/2021 по признакам нарушения Администрацией МО «Т» (ИНН <…>, ОГРН <…>, адрес: <…>) и ООО «С» (ИНН <…>, ОГРН <…>, адрес: <…>) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление Комитета по тарифам Республики Алтай (вх. №5041 от 21.09.2021г.) о проверке законности передачи ООО «С» муниципального имущества по договору аренды в отношении здания котельной №1, а также по договору безвозмездного пользования от 15.09.2021г. в отношении тепловых сетей котельной №1.

Приказом УФАС по Республике Алтай от 18.11.2021г. № 122 было возбуждено дело № 004/01/16-418/2021 по признакам нарушения ООО «С» и Администрацией МО «Т» (далее – Администрация) п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение данного дела назначено на 03.12.2021г. в 14:00 часов.

В рамках рассмотрения дела № 004/01/16-418/2021 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссией УФАС по РА был подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции в Республике Алтай, согласно которому:

1) Временной интервал исследования определен с 15.09.2021г. (дата заключения договора) по 18.11.2021г. (дата возбуждения дела №004/01/16-418/2021);

2) Продуктовые границы товарного рынка: теплоснабжение;

3) Географические границы определены в пределах территории Турочакского района Республики Алтай.

Анализ проведен в целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при заключении договора безвозмездного пользования муниципального имущества, а именно тепловых сетей котельной №1, заключенного с ООО «С». 

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №004/01/16-418/2021 Комиссией УФАС по РА установлено следующее.

ООО «С» 10.02.2021г. признано победителем открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества – котельной по адресу: Турочакский район, ул. Рабочая, 31Б. По итогам открытого конкурса ООО «С» и Администрация подписали договор аренды котельной №1. Администрацией издано распоряжение №490-р от 15.09.2021г., в соответствии с которым между ООО «С» и Администрацией заключен договор «Безвозмездного пользования имуществом» от 15.09.2021г., в силу которого ООО «С» переданы тепловые сети от котельной №1 до потребителей общей протяженностью 960 м. для целевого использования.

Согласно письменному пояснению Администрации (вх. №5585 от 19.10.2021г.), возражению на заключение об обстоятельствах дела №004/01/16-418/2021 от 07.12.2021г. (вх. №6748 от 15.12.2021г.) по договору аренды котельной №1 от 10.02.2021г. ООО «С» была передана тепловая сеть протяженностью 660 метров. Далее 15.09.2021г. Администрация и ООО «С» заключили договор безвозмездного пользования, в силу которого в пользование второго перешли тепловые сети протяженностью 300 метров (указан как отдельный объект). Тепловые сети протяженностью 960 метров, введены в эксплуатацию в 1969 году. Далее, в 2019 году была осуществлена реконструкция данных тепловых сетей, однако, разрешение на допуск в эксплуатацию дан лишь на часть сетей (660 метров). Оставшаяся часть тепловых сетей (300 метров) была отремонтирована по договору капитального ремонта в 2018 году. По договору безвозмездного пользования передавались тепловые сети продолжительностью 300 метров (т.к. они не были оформлены надлежащим образом в единую сеть с реконструированной ранее). У ООО «С» на момент заключения договора безвозмездного пользования уже был заключен договор аренды котельной №1 с примыкающим к ней тепловыми сетями протяженностью 660 метров.  

Вместе с тем, пояснения противоречат договору аренды котельной №1 от 10.02.2021г., в силу которого, в распоряжение ООО «С» переходит лишь здание котельной №1 с оборудованием, склад угля и земельный участок в целях теплоснабжения населения (Администрацией в ходе рассмотрения дела подтверждается). Про передачу тепловых сетей в данном договоре не указано. Договор безвозмездного пользования от 15.09.2021г., заключенный между Администрацией и ООО «С», предусматривает передачу в безвозмездное пользование ООО «С» тепловых сетей общей протяженностью 960 метров, балансовой стоимостью 372 003,45 руб. Договор безвозмездного пользования заключен без проведения торгов на срок до 25.02.2024г. (на срок действия договора аренды котельной №1).

За основание передачи тепловых сетей в безвозмездное пользование Администрация указала п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.  

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

ООО «С» не имеет статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения.

Таким образом, в данном случае п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не применим.

В силу части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключается в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Часть 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» не предусматривает возможность передачи объекта теплоснабжения, находящегося в муниципальной собственности по договору безвозмездного пользования.

Согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 настоящей статьи, является ничтожным.

Таким образом, заключение договора безвозмездного пользования имуществом, без проведения конкурентных процедур, противоречит требованиям части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении.

В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Передача ООО «С» муниципального имущества, а именно объектов теплоснабжения, без проведения конкурентных процедур, предусмотренных законом, привела к ограничению конкуренции, выразившемся в ограничении доступа на рынок теплоснабжения других хозяйствующих субъектов, потенциально претендующих на осуществление предпринимательской деятельности на соответствующем товарном рынке Турочакского района.

07.12.2021г. Комиссия УФАС по РА на основании пункта 3 части 1.1 статьи 47, частей 1, 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции отложила рассмотрение дела №004/01/16-418/2021 от 18.11.2021г. в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела Комиссией УФАС по РА, рассмотрение дела назначено на 26.01.2022г. в 11:00 часов.

Копия заключения об обстоятельствах дела №004/01/16-418/2021 от 18.11.2021г. была направлена в адрес лиц, участвующих в деле.

Возражения на заключение об обстоятельствах дела поступили лишь от Администрации МО «Т». В своем возражении Администрация поясняет, что из смысла текста п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не следует, что этот пункт применяется в отношении только единой теплоснабжающей организации (ЕТО). ООО «С» не имеет статус ЕТО, однако, это единственная организация, которая может снабжать теплом потребителей, присоединенных к сетям котельной №1. Переданная часть тепловых сетей по договору безвозмездного пользования является частью сети инженерно-технического обеспечения тепловой энергии и не может являться предметом самостоятельного тарифного регулирования и самостоятельным предметом торгов. Для применения п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции имеет значение тот факт, что передаваемые сети и котельная составляют единый комплекс, сети и котельная №1 являются частями одного целого и сети не могут быть использованы отдельно от котельной №1.

Комиссия УФАС по РА установила, что ООО «С» не имеет статуса единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения. Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции конкретно указывает на то, что без проведения торгов можно передать муниципальное имущество лицу, имеющему статус ЕТО в ценовых зонах теплоснабжения. Иной трактовки данной нормы закона нет. Заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, без проведения конкурентных процедур, ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг теплоснабжения, в связи с невозможностью принятия участия в проведении конкурентных процедур для заключения концессионного соглашения, договора аренды с собственником муниципального имущества.

Комиссия УФАС по РА по итогам рассмотрения дела приходит к выводу, что рассматриваемые действия Администрации МО «Т» и ООО «С» противоречат п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г.  №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При решении вопроса о выдаче предписания Комиссия УФАС по РА исходит из того, что из материалов дела следует, что муниципальное имущество находится во владении ООО «С». Документов, свидетельствующих о расторжении договора и возврате недвижимого муниципального имущества во владение Администрации МО «Т» в УФАС по РА не представлено.

Согласно части 4 статьи 14.32 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации МО «Т» и ООО «С» нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении 15.09.2021г. без проведения торгов, договора безвозмездного пользования муниципального недвижимого имущества, а именно тепловых сетей котельной №1 общей продолжительностью 960 метров, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Т».

2. Выдать Администрации МО «Т» и ООО «С» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны