Решение б/н Решение и предписание по жалобе ФГБОУ ВО «Новосибирский госу... от 16 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 239-К/16 о нарушении законодательства о контрактной системе
«14» декабря 2016 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<…>,
в присутствии представителей: заявителя ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» <…> по доверенности от 09.12.2016г. №122/16, заказчика Министерства сельского хозяйства Республики Алтай <...> по доверенности от 14.12.2016г., <…> по доверенности от 14.12.2016г., уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай <…> по доверенности от 26.07.2016г., рассмотрев жалобу ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» на действия государственного заказчика Министерства сельского хозяйства Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2016-2028 г.г.» (№0177200000916002396),
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 07.12.2016г. вх. №3638 поступила жалоба ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (г. Новосибирск, ул. Каменская, 56) на действия государственного заказчика Министерства сельского хозяйства Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2016-2028 г.г.» (№0177200000916002396).
Заявитель считает, что конкурсная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай, Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай 12.12.2016г. представили возражения на жалобу ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», согласно которым заказчик и уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей сторон, установила следующее:
14.11.2016г. уполномоченным органом – Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2016-2028 г.г.».
Согласно извещению №0177200000916002396 (в редакции от 23.11.2016г.:
- начальная (максимальная) цена контракта – 270 000,00 рублей;
- дата окончания срока подачи заявок - 08.12.2016г. 10:30 часов;
- дата и время вскрытия конвертов с заявками - 08.12.2016г. 10:30 часов;
- дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе – 09.12.2016г.
Заказчиком данного открытого конкурса является Министерство сельского хозяйства Республики Алтай.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «б» п. 4 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила) для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе такой нестоимостной критерий оценки как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В приложении № 1 к информационной карте конкурсной документации заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их значимость, содержание, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в соответствии с которыми определен, в том числе порядок оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (Значимость критерия 80%).
Оценка заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» осуществляется по следующим показателям:
- квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ. Коэффициент значимости показателя критерия оценки – 0,5 (показатель №1).
- опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Коэффициент значимости показателя критерия оценки – 0,5 (показатель №2).
По показателю №2 будет оцениваться наличие опыта выполнения работ в области стратегического планирования в Республике Алтай и/или муниципальных образованиях Республики Алтай за 2010-2016 года.
Подтверждается при наличии в заявке всех нижеперечисленных документов:
- копии договоров/контрактов;
-копии актов выполненных работ по соответствующим договорам/контрактам.
Суммарная стоимость ранее исполненных контрактов составляет 30 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Максимальное значение показателя составляет 100 баллов.
- отсутствие выполненных работ – 0 баллов,
- выполнено 3 работы – 20 баллов,
- выполнено 5 работ – 50 баллов,
- выполнено 7 работ и более - 100 баллов.
Заявитель в жалобе привел доводы о нарушении его прав на участие в данном конкурсе (создание необоснованных преимуществ для исполнителей, имеющих опыт выполнения работ в области стратегического планирования в Республике Алтай и/или муниципальных образованиях Республики Алтай).
На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что требование о наличии у исполнителя практического опыта стратегического планирования, полученного в процессе рабочей деятельности непосредственно в Республике Алтай вызвано тем, что Республика Алтай - это регион с особенными условиями ведения сельскохозяйственного производства, связанными с депресионно-дотационным состоянием региона, с крайней низкой его конкурентоспособностью, природно-климатическими условиями, отличающимися от других регионов Российской Федерации (многие из районов Республики Алтай приравнены к районам Крайнего Севера, присутствуют как высокогорные зоны, так и среднегорье, степи и низкогорье), со своими традиционными особенностями ведения животноводства и растениеводства.
На обозрение членам Комиссии УФАС по РА заказчиком представлены копии ранее выполненных контрактов по аналогичным закупкам, где исполнителями выступали АНО «Институт Развития Регионов», ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет», ООО «ДАБЛ Ю УАЙ ДЖИ ИНТЕРНШЛ ЛИМИТЕД» (филиал в г. Москва), ФГБНУ «Горно-Алтайский НИИСХ». Таким образом, заказчик считает, что требование о наличии у исполнителя практического опыта стратегического планирования, полученного в процессе рабочей деятельности непосредственно в Республике Алтай, не ограничивает количество участников закупки. Все заключенные контракты были успешно исполнены в установленные сроки.
Комиссия УФАС по РА считает, что заказчик имел возможность предусмотреть в документации показатели, которые бы раскрывали содержание нестоимостных критериев оценки и учитывали бы особенности оценки закупаемых услуг по нестоимостным критериям, в частности по показателю №2 предусмотреть опыт выполнения работ с учетом природно-климатических условий (районы Крайнего Севера, высокогорные зоны, среднегорье, степи, низкогорье) без территориальной привязки к Республике Алтай.
Комиссией УФАС по РА установлено, что в нарушение п. 10 Правил оценки заявок, ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установленный показатель «Наличие опыта выполнения работ в области стратегического планирования в Республике Алтай и/или муниципальных образованиях Республики Алтай за 2010-2016 года» не отражает содержание нестоимостного критерия «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», в связи с тем, что наличие копий заключенных и успешно выполненных в полном объеме участником закупки контрактов на территории Республики Алтай и/или муниципальных образований Республики Алтай не подтверждают возможность указанных организаций исполнить условия государственного контракта лучше, чем организации, имеющие опыт выполнения указанных работ в других субъектах РФ, а значит данный показатель не позволяет оценить квалификацию участников закупки.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 09.12.2016г. в установленный срок поступила 1 заявка. Таким образом, действия заказчика по установлению требования о наличии опыта выполнения работ в области стратегического планирования в Республике Алтай и/или муниципальных образованиях Республики Алтай за 2010-2016 года привели к ограничению количества участников закупки.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
Довод заявителя о том, что заказчиком неправильно определен код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, а именно 72.19.40.000 Комиссия УФАС по РА считает необоснованным по следующим основаниям: код 72.19.40.000 согласно «ОК 034-2014 (КПЕС 2008) общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» включает в себя услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области сельскохозяйственных наук, что отвечает предмету закупки. Код 70.22.11, указанный заявителем в жалобе, относится к услугам консультативным по вопросам стратегического управления предприятия.
Довод заявителя о том, что заказчик установил сроки, которые не позволяют выполнить установленный техническим заданием объем работ, Комиссия УФАС по РА считает необоснованным по следующим основаниям: Сроки выполнения работ установлены в 2 этапа (1 - до 27.12.2016г., 2 - до 28.02.2017г.), согласно календарному плану выполнения работ 1-й этап включает в себя анализ состояния сельского хозяйства и агропромышленного комплекса региона, основанный на статистических данных. Исходя из анализа официальном сайта ЕИС (zakupki.gov.ru) сроки выполнения аналогичных работ (всего объема) в среднем составляют 50 дней (закупки №0145200000416002269, №0116300005614000200, №0116300005614000229). Заявителем в жалобе не представлено доказательств невозможности выполнения работ в сроки, установленные в конкурсной документации.
В целях восстановления нарушенных прав потенциальных участников открытого конкурса, Комиссия УФАС по РА приняла решение выдавать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем внесения изменений в конкурсную документацию, в части исключения необоснованных преимуществ.
Комиссия, оценив изложенные обстоятельства, изучив представленные документы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» на действия государственного заказчика Министерства сельского хозяйства Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2016-2028 г.г.» обоснованной в части установления требования не отражающего нестоимостной критерий «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», а именно необоснованного установления в данном критерии условия оценки «в области стратегического планирования в Республике Алтай и /или муниципальных образованиях Республики Алтай».
2. Признать заказчика Министерство сельского хозяйства Республики Алтай нарушившим ч.8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Выдавать заказчику Министерству сельского хозяйства Республики Алтай, уполномоченному органу Министерству экономического развития и туризма Республики Алтай предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения открытого конкурса, внесения изменений в конкурсную документацию с учетом решения №239-К/16 и продления сроков на подачу заявок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
«14» декабря 2016 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок в составе:
<…>,
на основании решения №239-К/16 от 14.12.2016г., принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» на действия государственного заказчика Министерства сельского хозяйства Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2016-2028 г.г.» (№0177200000916002396),
руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:
1. Уполномоченному органу Министерству экономического развития и туризма Республики Алтай, заказчику Министерству сельского хозяйства Республики Алтай устранить нарушения ч.8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем:
1.1. отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки. Разместить информацию об отмене данных протоколов на официальном сайте ЕИС (zakupki.gov.ru).
1.2. не позднее 3 рабочих дней со дня исполнения пункта 1.1 настоящего предписания:
- вернуть заявку единственному участнику закупки, признанному соответствующим требованиям конкурсной документации;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе вновь;
1.3. внести изменения в конкурсную документацию и извещение №0177200000916002396 с учетом решения Комиссии УФАС по РА от 14.12.2016г. № 239-К/16, продлить сроки подачи заявок на участие в данной закупке не менее чем на 10 рабочих дней, установить даты и время окончания срока подачи заявок, вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок.
2. Уполномоченному органу Министерству экономического развития и туризма Республики Алтай, заказчику Министерству сельского хозяйства Республики Алтай осуществить дальнейшее проведение процедуры определения исполнителя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Уполномоченному органу Министерству экономического развития и туризма Республики Алтай, заказчику Министерству сельского хозяйства Республики Алтай представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательство об исполнении п.п. 1.1- 1.3 настоящего Предписания не позднее 30.12.2016г., по п.2 до 30.01.2017г.
В случае неисполнения настоящего предписания, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.