Решение №004/06/42-481/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/42-481/2023 о нарушении законодател... от 24 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/42-481/2023

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«24» октября 2023 года                                                                           г. Горно-Алтайск

                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: «…» – руководитель управления;

«…» – начальник отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии;

«…» – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии,

с участием по видео-конференц-связи представителей: уполномоченного органа Администрации МО «Город Горно-Алтайск» «…» (доверенность №0115/2189 от 23.10.2023), заказчика МКУ «По делам ГОЧС и единая дежурно-диспетчерская служба МО «Город Горно-Алтайск»» «…» (доверенность №1 от 23.10.2023), рассмотрела жалобу ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ МАШИНЫ» на действия заказчика МКУ «По делам ГОЧС и единая дежурно-диспетчерская служба МО «Город Горно-Алтайск»» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028723000249 на выполнение работ по модернизации систем видеонаблюдения АПК «Безопасный город».

От ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ МАШИНЫ» поступило ходатайство (вх. №4589-ЭП/23 от 18.10.2023) о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 17.10.2023 (вх. №4555-ЭП/23) поступила жалоба ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ МАШИНЫ» на действия заказчика МКУ «По делам ГОЧС и единая дежурно-диспетчерская служба МО «Город Горно-Алтайск»» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028723000249 на выполнение работ по модернизации систем видеонаблюдения АПК «Безопасный город».

Заявитель считает, что заказчик неправомерно не установил ограничение допуска для участников в соответствии с постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление №878), запрет, предусмотренный постановлением Правительства РФ №1236 от 16.11.2015 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №1236).

Не согласившись с доводом жалобы, уполномоченным органом Администрацией МО «Город Горно-Алтайск» (вх. №4642-ЭП/23 от 23.10.2023), заказчиком МКУ «По делам ГОЧС и единая дежурно-диспетчерская служба МО «Город Горно-Алтайск»» (вх. №4641-ЭП/23 от 23.10.2023) представлены письменные возражения.

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей уполномоченного органа, заказчика, установила следующее.

09.10.2023 уполномоченным органом Администрацией МО «Город Горно-Алтайск» в ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона №0377300028723000249 на выполнение работ по модернизации систем видеонаблюдения АПК «Безопасный город». Начальная цена – 8009278,43 руб. Заказчиком является МКУ «По делам ГОЧС и единая дежурно-диспетчерская служба МО «Город Горно-Алтайск»».

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссией УФАС по РА установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона №0377300028723000249 заказчиком не установлено ограничение в соответствии с положениями Постановления №878. Извещением определено, что объектом закупки является выполнение работ по модернизации систем видеонаблюдения АПК «Безопасный город».

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что конечным результатом по контракту является функционирующая система видеонаблюдения. Описание объекта закупки сформировано для модернизации системы видеонаблюдения в целом, а не для оборудования по отдельности. Используемое для работы оборудование не принимается к бухгалтерскому учету заказчика как отдельные объекты, в связи с чем, товары, указанные в описании объекта закупки будут, использоваться при выполнении работ.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в требовании к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение к извещению №0377300028723000249) установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Заказчиком в техническом задании (приложение к извещению 0377300028723000249) в перечне поставляемого оборудования и основных требованиях к нему установлены функциональные, технические и качественные характеристики, например: Камера видеонаблюдения КТРУ 26.70.13.000-00000004 Тип камеры: Цифровая Тип конструкции камеры: Цилиндрическая Исполнение: Уличная Число мегапикселей матрицы: ≥ 4 и < 8 Размер матрицы, дюйм: > 1/3.9 и ≤ 1/3 Частота кадров (кадр/сек): 25 HD-формат: Full HD 1080p и т.д., код ОКПД2 которого включен в перечень радиоэлектронной продукции, включенной в Постановление №878.

Таким образом, предметом закупки является выполнение работ с используемым и поставляемым Заказчику товаром, в связи с чем, положения Постановления №878 подлежат установлению.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком нарушен п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в связи с неустановлением ограничений допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Довод жалобы является обоснованным.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — постановление №1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что в описании объекта закупки речь идет не о названии ПО «TRASSIR», а о том, что система должна интегрироваться в существующую систему видеонаблюдения, а именно возможность подключения видеокамер к видеорегистратору «TRASSIR» с установленным на него ПО.

Из письма Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 28.04.2023г. №П11-01-04-200-32064 в части установления запрета на закупку иностранного программного обеспечения при осуществлении закупок камер видеонаблюдения следует, что «согласно подпункту «б» пункта 2.1 постановления №1236 для целей реализации установленного запрета под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта. Таким образом, если в извещении или документации о закупке камер видеонаблюдения предусмотрена необходимость установки программного обеспечения на камеры видеонаблюдения и передачи прав на такое встроенное программное обеспечение вследствие выполнения контрактных обязательств, то запрет на допуск иностранного ПО распространяется на такую закупку».

Комиссией УФАС по РА установлено, что в техническое задание (приложение к извещению №0377300028723000249) заказчиком включены, в том числе следующие требования:

- Лицензия на подключение IP-видеокамеры1 Назначение: подкючение IP-видеокамеры любого производителя к IP-видеорегистратору TRASSIR Функционал: Подключение камеры по ONVIF, RTSP; просмотр видео онлайн; просмотр и экспорт видеоархива; поиск по дате, движению;

- Обязательное наличие поддержки операционной системы TRASSIR OS (на базе ОС Linux) для интеграции в действующую систему АПК «Безопасный город».

Комиссия отмечает, что в случае если поставляемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

Представитель заказчика на заседании Комиссии УФАС по РА затруднился пояснить правомерность установления в техническом задании вышеуказанных требований, при условии отсутствия в извещении запрета, предусмотренного Постановлением №1236.

С учетом установленных по делу обстоятельств, Комиссия УФАС по РА пришла к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в связи с неустановлением запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Жалоба является обоснованной.

За данное нарушение предусмотрена ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В связи с тем, что допущенное МКУ «По делам ГОЧС и единая дежурно-диспетчерская служба МО «Город Горно-Алтайск»» нарушение влияет на исполнение контракта в части возможности установки (использования) программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, Комиссией УФАС по РА принято решение о выдаче заказчику, уполномоченному органу предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона №0377300028723000249.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь     ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ МАШИНЫ» на действия заказчика МКУ «По делам ГОЧС и единая дежурно-диспетчерская служба МО «Город Горно-Алтайск»» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028723000249 на выполнение работ по модернизации систем видеонаблюдения АПК «Безопасный город», обоснованной.

2. Признать заказчика МКУ «По делам ГОЧС и единая дежурно-диспетчерская служба МО «Город Горно-Алтайск»» нарушившим п. 15 ч. 1 ст. 42 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с не установлением ограничений допуска радиоэлектронной продукции, в соответствии с постановлением Правительства РФ №878 от 10.07.2019, а также запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 №1236.

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона №0377300028723000249 на выполнение работ по модернизации систем видеонаблюдения АПК «Безопасный город».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе (по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны