Решение №28 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 28 от 25 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 28

 

«25» мая 2021г.                                                                                   г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

<…>;

<…>;

<…>,

с участием по ВКС директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» <…>, рассмотрела материалы внеплановой документарной проверки соблюдения заказчиком МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий муниципального контракта от 26.12.2020г. №0377300007120000077 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Советская, 52 (заключение с ООО «СпецСтрой» дополнительных соглашений № 1 от 26.12.2020г., №3 от 03.03.2021г.).

ООО «СпецСтрой» должным образом уведомлено о дате и времени заседания Комиссии УФАС по РА, явку представителя не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа № 58 от 13.05.2021г. назначена внеплановая документарная проверка заказчика МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при изменении существенных условий муниципального контракта от 26.12.2020г. №0377300007120000077 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Советская, 52 (заключение с ООО «СпецСтрой» дополнительных соглашений № 1 от 26.12.2020г. и № 3 от 03.03.2021г.). Данный муниципальный контракт заключен в рамках реализации НП «Производительность труда и поддержка занятости».

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно ч. 1 ст. 95, ч. 65         ст. 112 Закона о контрактной системе (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе).

В ходе проверки у МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» и ООО «СпецСтрой» запрошена следующая информация: об основаниях для внесения 26.12.2020г. и 03.03.2021г. изменений в контракт, предусмотренных       ч. 1 ст. 95, ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе; письменное обращение ООО «СпецСтрой» о выплате аванса по муниципальному контракту №0377300007120000077 от 26.12.2020г. (при наличии); решение администрации МО «Кош-Агачский район» о внесении изменений в контракт и письменное обоснование такого изменения; о способе обеспечения исполнения контракта, предоставленного ООО «СпецСтрой» при заключении контракта, а также на новый срок исполнения контракта (с учетом внесенных изменений); письменные возражения (пояснения) по выявленным признакам нарушения законодательства о контрактной системе.

Запрашиваемые документы и пояснения поступили от МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 21.05.2021г. (вх. 2657), 24.05.2021г. (вх. №2705, №2707), 25.05.2021г. (вх. № 2721). От ООО «СпецСтрой» документов и пояснений не поступило.

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав доводы представителя заказчика, установила следующее.

По итогам электронного аукциона № 0377300007120000077 МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» с ООО «СпецСтрой» 26.12.2020г. заключен муниципальный контракт №0377300007120000077 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Советская, 52 (далее – муниципальный контракт, контракт). Цена контракта составляет 64 787 470,67 руб.

Исходя из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

Согласно п.п. 1.1, 5.1, 5.2 контракта подрядчик обязуется своевременно по заданию заказчика выполнить работу по капитальному ремонту здания учреждения в соответствии со сметной документацией (приложение №1 к контракту), в сроки, указанные в контракте, графике выполнения работы (приложение № 3 к контракту). Подрядчик приступает к выполнению работы с момента подписания контракта сторонами. Работа должна быть закончена через 75 (семьдесят пять) календарных дней с момента заключения контракта. Аналогичный срок выполнения работ (75 календарных дней с момента подписания контракта) определен графиком выполнения работ (приложение №3 к контракту).

Таким образом, общий срок исполнения контракта подрядчиком составляет 75 календарных дней, т.е. до 11.03.2021г. (с 26.12.2020г. по 11.03.2021г.).

Авансовые платежи по контракту не предусмотрены (п. 3.4.3 контракта).

В п. 8.2 контракта установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 6 478 747,07 руб. (10 процентов начальной (максимальной) цены контракта).

Дополнительным соглашением от 26.12.2020г. № 1 стороны изложили п. 3.4.3 контракта в следующей редакции: в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и невозможностью исполнения контракта на предусмотренных условиях предоставить аванс в размере 50% от суммы не использованного остатка лимитов, доведенного на 2020 год, 32 393 735,34 руб. в течение 15 рабочих дней с даты предоставления подрядчиком счета на аванс.

Согласно п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 данной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

В ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 данного Федерального закона.

Случаи (основания) внесения изменений в контракт предусмотрены ч. 1    ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой не предусмотрено изменение контракта с целью включения в него условия о выплате аванса.

Согласно ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данного Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с данной частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с данным Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное данной частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 данного Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссией УФАС по РА при проверке наличия (отсутствия) законных оснований для заключения вышеназванного дополнительного соглашения установлено следующее.

Применение ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

- обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта на предусмотренных им условиях, возникли в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV;

- наличие в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения местной администрации;

- новый размер аванса не превышает предельный размер авансирования, установленный для соответствующего контракта законодательством Российской Федерации;

- заключенным контрактом была предусмотрена выплата аванса;

- внесение в контракт изменений осуществляется по соглашению сторон по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе допускается в 2020 году по соглашению сторон изменение, в том числе размера аванса исключительно при наличии в контракте условия о выплате аванса. Данная норма закона не предусматривает возможности включения в контракт новых условий о выплате аванса, ранее не предусмотренного.

Обращение подрядчика с просьбой установить аванс по муниципальному контракту от 26.12.2020г. №0377300007120000077, решение администрации МО «Кош-Агачский район» с обоснованием внесения изменений в контракт МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» в адрес УФАС по РА не представлены. Следовательно, установить наличие основания для заключения дополнительного соглашения № 1 от 26.12.2020г., вызванного распространением новой коронавирусной инфекции, Комиссии УФАС по РА не представляется возможным.

Данные обстоятельства и то, что муниципальным контрактом от 26.12.2020г. №0377300007120000077 при его заключении не было предусмотрено условия о выплате подрядчику аванса, свидетельствуют, что действия заказчика по внесению изменений в контракт в части включения условий о выплате аванса в размере 50% нарушают ч. 1 ст. 95, ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дополнительным соглашением от 03.03.2021г. № 3 МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» и ООО «СпецСтрой» увеличен срок выполнения работ на 75 календарных дней, что составляет 100% от срока, предусмотренного п. 5.1 контракта, графиком выполнения работ. Общий срок выполнения работ составил 150 календарных дней, т.е. до 25.05.2021г.

Оснований продления срока выполнения работ в дополнительном соглашении не указано.

На заседании комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что в перечень работ по капитальному ремонту, в том числе входит ремонт системы отопления школы, однако, выполнить данные работы в период отопительного сезона было невозможно.

25.05.2021г. (вх. № 2721) заказчиком в УФАС по РА представлен протокол технического совещания по рассматриваемому контракту от 02.03.2021г., согласно которому комиссией установлена необходимость выполнения работ по утеплению ростверка и нижней поверхности цокольного перекрытия напыляемым пенополиуретаном, производству земляных и бетонных работ при устройстве канализационных выгребов, устройству мягкой кровли при ремонте чердачной кровли и других видов наружных работ исключительно при плюсовой температуре воздуха. Кроме того, установлена необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных проектной документацией и требующих дополнительного времени не менее одного месяца. Данным протоколом решено в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе продлить срок выполнения работ по контракту до 150 календарных дней с момента заключения контракта.

Комиссией УФАС по РА исходя из сведений реестра контрактов в ЕИС в сфере закупок (реестровый номер 3040100377820000021) установлено, что срок выполнения работ по контракту от 26.12.2020г. №0377300007120000077 изменен сторонами только один раз, дополнительным соглашением № 3 от 03.03.2021г.

В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных данным законом случаях.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное данным пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечения исполнения контракта.

Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями данного Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 данного Федерального закона.

Следовательно, на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе возможно продление срока исполнения контракта от 26.12.2020г. №0377300007120000077 на 75 календарных дней, при условии предоставления ООО «СпецСтрой» обеспечения исполнения контракта на новый срок обязательств (с учетом ч. 3 ст. 96 данного закона).

ООО «СпецСтрой» исполнение контракта от 26.12.2020г. №0377300007120000077 обеспечено банковской гарантией № 9991-4R1/429824 от 17.12.2020г., выданной ПАО «БАНК УРАЛСИБ», со сроком действия по 01.04.2021г. включительно.

На заседании комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что ООО «СпецСтрой» банковская гарантия от 17.12.2020г. не продлевалась, подрядчиком приняты меры (направлен пакет документов в кредитную организацию) для получения новой банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта от 26.12.2020г. №0377300007120000077. Однако, на дату заседания Комиссии УФАС по РА новая банковская гарантия в целях обеспечения исполнения контракта от 26.12.2020г. №0377300007120000077 ООО «СпецСтрой» не предоставлена.

Согласно отчета о состоянии лицевого счета МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств № 05773200670, на 01.05.2021г. остаток средств на счету составляет 0,00 руб.

Следовательно, при заключении дополнительного соглашения от 03.03.2021г. № 3 обязательства ООО «СпецСтрой» по контракту от 26.12.2020г. №0377300007120000077 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Советская, 52 не были обеспечены на новый срок, что исключает возможность продления срока исполнения контракта по п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Иные основания изменения условий контракта, предусмотренные ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, не позволяют продлить срок выполнения работ на 100%.

Таким образом, 03.03.2021г. МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» изменены существенные условия контракта (срок исполнения подрядчиком контракта) в нарушение требований ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки,

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика МКОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа им. В.И. Чаптынова» нарушившим требования ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95, ч. 65 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части включения дополнительным соглашением №1 от 26.12.2020г. в муниципальный контракт от 26.12.2020г. №0377300007120000077 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Советская, 52 условия о выплате аванса, изначально им не предусмотренного, и принятия 03.03.2021г. решения о продлении срока выполнения работ при отсутствии обеспечения исполнения подрядчиком контракта на новый срок выполнения обязательств.

2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчика, допустивших данные нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны