Решение №004/05/5-50/2019 РЕШЕНИЕ по делу 004/05/5-50/2019 от 17 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                   

«17» апреля 2019г.                                                                                

г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе,

11 апреля 2019г. рассмотрев дело №004/05/5-50/2019 от 18.03.2019г., возбужденное в отношении ИП <…> по факту распространения рекламы с признаками нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие заявителя – <…> (уведомлена надлежащим образом);

В отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП <…> (уведомлена надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес УФАС по РА поступило заявление <…> (вх. №157 18.01.2019г.) о возможном факте нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», выразившемся в распространении недостоверной рекламы ИП <…> путем размещения на фасаде аптечного учреждения, расположенного по адресу: с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 51 информации: «Аптека низкие цены» с признаками нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г.    №38-ФЗ «О рекламе», определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 18.03.2019г. возбуждено дело №004/05/5-50/2019 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 11.04.2019г.

Определение от 18.03.2019г. о возбуждении дела №004/05/5-50/2019 получено <…> 27.03.2019г. (почтовая корреспонденция №80084333422360), ИП <…> получено 27.03.2019г. (почтовая корреспонденция №80084333422353).

Следовательно, на момент заседания Комиссии УФАС по РА заявитель и ответчик были надлежащим образом уведомлены о дате и времени рассмотрения дела.

Согласно части 9 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, устанавливают Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508.

Согласно пункту 30 Правил, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

В связи с вышеизложенным, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь пунктом 30 вышеуказанных Правил, приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя и ответчика.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее:

В силу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Распространяемая информация: «Аптека низкие цены», является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц, за счет указания на низкие цены формирует интерес потребителей к аптеке ИП <…>, реализуемым ею лекарственным препаратам и способствует их продвижению на соответствующем рынке розничной реализации лекарственных средств. Цены на товары - один из ведущих факторов конкурентной борьбы, поэтому указание на низкие цены в аптеке привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать интерес потребителей к рекламируемой аптеке и ее ассортименту.

Согласно статье 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Пленум ВАС РФ в пункте 29 постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

В целях оценки на предмет достоверности рассматриваемой рекламы УФАС по РА проведен сравнительный анализ розничных цен на лекарственные препараты в границах с. Кош-Агач по состоянию на 07.02.2019г. (цены аптеки ИП <…> были сопоставлены с ценами других аптек).

В качестве исходной информации обработаны данные о розничных ценах на конкретные лекарственные препараты (форма выпуска, дозировка препарата, производитель), представленные следующими аптечными организациями с. Кош-Агач: ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Арбик», ИП <…>, БУЗ РА «Кош-Агачская РБ». При выборе лекарственных препаратов частично была использована информация, размещенная на сайте DSM Group (маркетинговое агентство, которое специализируется на исследованиях фармацевтического рынка) о препаратах-лидерах продаж (ТОП-20 брендов лекарственных препаратов по объему аптечных продаж в России за октябрь-декабрь 2018г.).

Результаты данного анализа показали, что розничные цены ИП <…> выше средних розничных цен аптек с. Кош-Агач на 07.02.2019г. на следующие лекарственные препараты:

Кагоцел, таблетки, 10 шт.  по 12 мг., Ниармедик плюс ООО;

Кагоцел, таблетки, 20 шт. по 12 мг., Ниармедик плюс ООО;

Нурофен, таблетки, 8 шт. по 200 мг., Реккит Бенкизер;

Арбидол, капсулы, 10 шт. по 100 мг., Фармстандарт- Лексредства;

Арбидол, капсулы, 40 шт. по 100 мг., Фармстандарт- Лексредства;

Арбидол, капсулы, 20 шт. по 100 мг., Фармстандарт-Лексредства;

Арбидол, таблетки, 10 шт. по 50 мг., Фармстандарт- Лексредства;

Кардиомагнил, таблетки, 30 шт. по 75 мг.+15.2 мг., Никомед ГмбХ;

Мирамистин, раствор, 0,01%, 50 мл., Инфамед;

Анальгин, таблетки, 10 шт. по 500 мг., Фармстандарт-Лексредства;

Анальгин, таблетки, 20 шт. по 500 мг., Фармстандарт;

Анальгин, таблетки, 20 шт. по 500 мг., Медисорб;

Пенталгин, таблетки, 12 шт., Фармстандарт;

Ингавирин, капсулы, 7 шт. по 90 мг., Валента Фармацевтика;

Ингавирин, капсулы, 7 шт. по 60 мг., Валента Фармацевтика;

Парацетамол, таблетки, 20 шт. по 500 мг., Медисорб;

Экзодерил, крем, 1%, 30 г., Сандоз ГмбХ;

Экзодерил, раствор, 1%, 10 мл., Сандоз ГмбХ;

Экзодерил, раствор, 1%, 20 мл., Сандоз ГмбХ;

Фенистил, гель 0,1%, 30 г., Новартис;

АЦЦ, сироп, 20 мг., 100 мл., Салютас Фарма ГмбХ;

Линекс, капли, 8 мл., Биофарма.

Розничные цены, установленные в аптеке ИП <…> по вышеуказанным 22 лекарственным препаратам, превышают средние розничные цены на аналогичные лекарственные препараты, установленные в аптеках с. Кош-Агач в среднем на 10,85 руб. (238,87/22, где 238,87 – сумма разницы цен ИП <…> от средних цен аптек с. Кош-Агач, 22 – количество лекарственных препаратов, по которым цены ИП <…> превышают цены остальных аптек).

По результатам анализа сделан вывод о том, что на анализируемую дату - 07.02.2019г. - по большинству лекарственных препаратов розничные цены, установленные в аптеке ИП <…>, не относятся к категории низких относительно цен конкурирующих аптек в с. Кош-Агач.

Таким образом, материалами дела подтверждается несоответствие действительности (недостоверность) заявленной в рекламе «Аптека низкие цены» характеристики аптеки ИП <…>, расположенной по адресу: с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 51.

05.04.2019г. ИП <…> представлены письменные пояснения (вх.№1390), согласно которым ответчиком был проведен самостоятельный анализ розничных цен на лекарственные препараты, реализуемые в границах с. Кош-Агач, по результатам которого установлено, что цены на лекарственные препараты, установленные в аптеке ответчика ниже, чем в других аптеках с. Кош-Агач. В подтверждение чего, к пояснениям приложены копии чеков о приобретении лекарственных препаратов в аптеках с. Кош-Агач. Реклама «Аптека низкие цены» указывает на наличие низких цен, при этом, не содержит характеристику как «самые низкие», «всегда низкие», что не вводит потребителей в заблуждение относительно цен других аптечных учреждений.

Вышеуказанные доводы ИП <…> Комиссия УФАС по РА находит  необоснованными ввиду следующего.

Во-первых, УФАС по РА сравнительный анализ розничных цен на лекарственные препараты в границах с. Кош-Агач проведен по состоянию на 07.02.2019г., ответчиком аналогичный анализ проведен по состоянию на март-апрель 2019г. (чеки от 29.03.2019г., 31.03.2019г., 02.04.2019г.). Недопустимо сравнивать информацию о ценах за разные периоды времени, поскольку цены, установленные в марте-апреле отличаются от цен, которые были установлены на 07.02.2019г. Например, Нурофен, таблетки, 8 шт. по 200мг., Реккит Бенкизер:

- на 07.02.2019г. в аптеке ИП <…> стоил 103,10 руб., в аптеке БУЗ РА «Кош-Агачская РБ» - 99,94 руб., в аптеке ИП <…> отсутствовал, в аптеке ИП <…> отсутствовал;

- на март-апрель 2019г. в аптеке ИП <…> стоит (стоил) 139,60 руб., в аптеке БУЗ РА «Кош-Агачская РБ» - 144,10 руб., в аптеке ИП <…> – 147,28 руб., в аптеке ИП <…>  – 147,00 руб.

Во-вторых, ИП <…> проведен не полный анализ розничных цен на лекарственные препараты, реализуемые в аптеках с. Кош-Агач, т.е. цены на определенные лекарственные препараты, установленные в аптеке ИП <…>, сопоставлены с ценами не всех аптек с. Кош-Агач.

В-третьих, для обыденного сознания характерно множественное понимание смысла того или иного текста, зависящее от социального и индивидуального опыта человека, в силу чего рекламный слоган «Аптека низкие цены» может иметь множество значений, однако, исходя из заявления <…>, доминирующим смыслом данного слогана для потребителя является следующий - в аптеке ИП <…> цены на любые лекарственные средства низкие, т.е. имеют преимущество по сравнению с ценами в других аптеках с. Кош-Агач.

Слоган «Аптека низкие цены» несет положительную смысловую окраску, привлекая тем самым внимание потребителя к аптеке и побуждая приобрести лекарства именно в данной аптеке. При этом реклама не уточняет, что низкие цены могут быть установлены не на весь ассортимент лекарственных препаратов, а на определенные группы и категории лекарств, в том числе в зависимости от производителя и поставщика.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрено, что за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность возложена на рекламодателя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Комиссией УФАС по РА установлено, что рекламодателем указанной рекламы является ИП <…>, поскольку именно она осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами в аптечном пункте, расположенном по адресу: с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 51.

При решении вопроса о возможности выдачи предписания, Комиссия руководствовалась тем фактом, ИП <…> не представлены документы, подтверждающие прекращение распространения ненадлежащей рекламы.

В связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать индивидуального предпринимателя <…> нарушившей требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. В целях прекращения нарушения рекламного законодательства выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы по адресу: Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 51;

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в отношении ИП <…>.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № №004/05/5-50/2019 от 18.03.2019г.

 

17 апреля 2019г.                                                                                 г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе,

на основании своего решения от 17.04.2019г. по делу № 004/05/5-50/2019 о признании ИП <…> нарушившей требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения ненадлежащей рекламы на аптеке, расположенной по адресу: Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 51 с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. В целях устранения нарушения рекламного законодательства (пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе») ИП <…> прекратить нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно, прекратить распространение ненадлежащей рекламы по адресу: Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 51.

2. ИП <…> представить в срок до 30.05.2019г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательства об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

В соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны