Решение б/н Решение по жалобе ИП «…» на действия заказчика МБОУ «Владими... от 29 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 254-К/17

о нарушении законодательства о контрактной системе

«26» декабря 2017 года                                                    г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в отсутствии сторон рассмотрела жалобу ИП «…» на действия заказчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Владимировская ООШ» в части необоснованного определения в плане – графике способа определения поставщика – закупка у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на выполнение работ по реконструкции здания МБОУ «Владимировская ООШ» в с. Владимировка, Усть-Канского района, Республики Алтай.

Заказчик Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Владимировская ООШ» и заявитель ИП «…» надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, присутствие представителя не обеспечили. При таких обстоятельствах Комиссия УФАС по РА полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей сторон.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 19.12.2017г. поступила жалоба ИП «…» на действия заказчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Владимировская ООШ» в части необоснованного определения в плане – графике способа определения поставщика – закупка у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на выполнение работ по реконструкции здания МБОУ «Владимировская ООШ» в с. Владимировка, Усть-Канского района, Республики Алтай.

Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Владимировская ООШ» возражения по доводам жалобы не представлены.

Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, полагает, что доводы жалобы являются обоснованными по следующим основаниям:

16.11.2017г. заказчиком – Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Владимировская ООШ» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок РФ (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0377300028317000002 на выполнение работ по реконструкции здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «Владимировская ООШ» в с. Владимировка, Усть-Канского района, Республики Алтай.

Согласно извещению № 0377300028317000002:

- начальная (максимальная) цена контракта: 4 040721 рублей;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 17.12.2017г. 10-00 часов;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 18.12.2017г.;

- дата проведения аукциона: 21.12.2017г.

04.12.2017г. данным заказчиком на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru) размещено извещение об отмене электронного аукциона № 0377300028317000002.

07.12.2017г. заказчиком Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Владимировская ООШ» на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru) размещены изменения в план-график № 2017037730002830010001.

Так, согласно новой редакции плана-графика заказчик планирует осуществить закупку на выполнение работ по реконструкции здания МБОУ «Владимировская ООШ» в с. Владимировка, Усть-Канского района, Республики Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, с ценой контракта 4 040721 руб.

08.12.2017г. Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Владимировская ООШ» заключен муниципальный контракт № 1 на выполнение вышеуказанных работ с единственным исполнителем ООО «Монолит» на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Согласно отчету о невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчиком в качестве обоснования невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика указаны: большие временные затраты, исполнение решения Усть-Канского районного суда от 21.07.2016г. по делу № 2-579/2016.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с данным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

В качестве обоснования выбранного способа определения поставщика, заказчиком указана необходимость исполнения судебного решения от 21.07.2016г.

Однако, учитывая длительность времени с момента решения суда по дату заключения вышеуказанного муниципального контракта (более одного года), а также отсутствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для заключения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований данного Федерального закона.

Перечень включает в себя пункт 41.20.40 - работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий).

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно заключен контракт с единственным подрядчиком ввиду отсутствия обстоятельств, являющихся основанием для заключения контракта. Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является не столько отсутствие времени для проведения иных процедур закупок, сколько наступление такого обстоятельства как непреодолимая сила.

Термин «непреодолимая сила» положениями Закона о контрактной системе не закреплен. Однако, это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере закупок.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.

Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.

Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т.д.

Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.

В частности, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, носящие систематический характер или связанные с осуществлением властных полномочий заказчика.

Исходя из документов и сведений, представленных заказчиком, следует, что основания для заключения контракта с единственным поставщиком отсутствовали и при выборе способа определения подрядчика в соответствии с требованиями части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик должен был провести процедуру в форме электронного аукциона.

Таким образом, доводы жалобы о необоснованном определении в плане – графике способа определения поставщика – закупка у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на выполнение работ по реконструкции здания МБОУ «Владимировская ООШ» в с. Владимировка, Усть-Канского района, Республики Алтай являются обоснованными.

В связи с тем, что на момент поступления жалобы в УФАС по РА муниципальный контракт заключен, отсутствуют правовые основания для выдачи предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП «…» на действия заказчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Владимировская ООШ» в части необоснованного определения в плане – графике способа определения поставщика – закупка у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на выполнение работ по реконструкции здания МБОУ «Владимировская ООШ» в с. Владимировка, Усть-Канского района, Республики Алтай обоснованной.

2. Признать заказчика МБОУ «Владимировская ООШ» нарушившим ч.1 ст. 24, ч. 2 ст. 59, п. 9 ч.1 ст. 93 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с заключением контракта на выполнение работ по реконструкции здания МБОУ «Владимировская ООШ» в с. Владимировка, Усть-Канского района, Республики Алтай с единственным подрядчиком в отсутствие обстоятельств, указанных в п. 9 ч.1 ст. 93 данного закона.

3. Передать материалы дела должностному лицу управления для возбуждения административного производства в отношении должностного лица, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны