Решение б/н Решение и предписание по жалобе ИП <...> на действия заказчи... от 22 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 260-К/17

о нарушении законодательства о контрактной системе

«10» января 2018 года                                                                                                                  г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)

в отсутствии представителей сторон рассмотрела жалобу ИП на действия заказчика Администрации МО «Улаганское сельское поселение» Улаганского района Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт внеплощадочной подъездной дороги с. Улаган» №0177300004717000003.

Администрация МО «Улаганское сельское поселение» и ИП должным образом уведомлены о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 28.12.2017г. (вх. 4356) на рассмотрение поступила жалоба ИП на действия заказчика Администрации МО «Улаганское сельское поселение» Улаганского района Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт внеплощадочной подъездной дороги с. Улаган» №0177300004717000003.

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Письменных возражений на жалобу от Администрации МО «Улаганское сельское поселение» не поступало.

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее:

13.12.2017г. Администрацией МО «Улаганское сельское поселение» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона «Капитальный ремонт внеплощадочной подъездной дороги с. Улаган».

Согласно извещению №0177300004717000003:

- начальная (максимальная) цена контракта: 5 060 179,0 рублей;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 28.12.2017г. 18-00 час;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 09.01.2018г.;

- дата проведения аукциона: 18.01.2018г.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено данной статьей.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (далее - Приказ Ростехнадзора № 58) утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, предусмотренной формой, утвержденной Приказом Ростехнадзора № 58.

При анализе размещенной на официальном сайте ЕИС в сфере закупок аукционной документации УФАС по РА установлено, что в пп.2 п.26 Информационной карты документации «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки. Предоставляется копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.2. Транспортное строительство

33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.

Таким образом, действия заказчика, установившего требование о наличии в составе второй части заявки на участие в аукционе свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ нарушают п. 2 ч. 5, ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе. Следовательно, довод жалобы в данной части является обоснованным.

2. Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства от 04.02.2015г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление №99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями № 1 и № 2 к Постановлению № 99.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Таким образом, дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются заказчиком в аукционной документации в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей.

В п. 26 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию и составу второй части заявки, в том числе вторая часть заявки должна содержать: пп. 4 «Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе».

Согласно извещению о проведении данной закупки начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 060 179,0 рублей, т.е. менее 10 млн. рублей.

Таким образом, заказчиком в нарушение ч.6 ст. 31, ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки согласно Постановлению № 99. Следовательно, довод жалобы в данной части является обоснованным.

3. В соответствии с п.3 с. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

В п. 2.6 Технического задания, размещенного на официальном сайте ЕИС в сфере закупок отдельным файлом, заказчиком установлены требования к условиям выполнения работ, где указано, что для подтверждения соответствия организации (Поставщика) требованиям конкурсной документации в составе заявки необходимо представить копии сертификатов на материалы, свидетельства о собственности на АБЗ, договор аренды карьера с лицензией на недропользование либо предварительные договоры на приобретение ПГС, асфальтобетонной смеси, с приложением правоустанавливающих документов собственника, копии ПТС на необходимую технику либо договоры аренды такой техники с приложением копий ПТС.

Комиссия УФАС по РА считает, что заказчиком в нарушение п.3 ч.5, ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе неправомерно установлены излишние требования о предоставлении вышеуказанных документов (сертификатов, договоров аренды карьера с лицензией на недропользование, копий ПТС на необходимую технику и т.д.). Следовательно, довод жалобы в данной части является обоснованным.

4. В соответствии с ч.1 ст. 65 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 данного Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Согласно п.11 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

При этом по смыслу ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе срок направления запроса на разъяснения положений документации установлен со дня размещения извещения и не позднее чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В п. 13 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации с 13 января 2017г. по 25 января 2017г.

Согласно извещению о проведении данного электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок 28.12.2017г. 18-00 час.

Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации установлена недостоверная информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, поскольку период предоставления разъяснений положений аукционной документации определен до даты размещения информации о закупке. Следовательно, довод жалобы в данной части является обоснованным.

5. В п. 21 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлены сроки (периоды) выполнения работ, в том числе начало строительства с 3 мая 2018 года. Однако, в п. 3.3 проекта контракта начало строительства с 01 мая 2018 года.

Таким образом, заказчиком в нарушение ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе размещена разночтивая информация в отношении срока начала строительства.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данного электронного аукциона Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

В соответствии с ч.3 ст. 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

В нарушение данной нормы Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлена дата проведения электронного аукциона 18.01.2018г., однако, срок окончания рассмотрения первых частей заявок 09.01.2018г., т.е. по истечении 6 рабочих дней.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.

Федеральным законом № 489-ФЗ от 28.12.2016г. «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пункт 7 изложен в следующей редакции: «отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации». Данная норма закона вступила в силу с 09.01.2017г.

В п. 22 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлены требования к участникам электронного аукциона, в том числе п. 5 отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Кроме того, в ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе введена новая норма (п. 7.1), согласно которой при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, заказчиком в нарушение п.7, 7.1 ч.1 ст. 31, ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе в п. 22 ИК аукционной документации единые требования к участникам закупки установлены в старой редакции Закона, т.е. без учета внесенных изменений.

В нарушение ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе в п. 11.1 проекта контракта «Разрешение споров» заказчиком указана недостоверная информация: «Все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении Контракта или в связи с ним, Стороны будут стремиться урегулировать путем переговоров, а если такое урегулирование становиться невозможным, то спор подлежит решению в Арбитражном суде Республики Мордовия в установленном законом порядке».

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

Следовательно, в нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе и п. 3 Правил определения размера штрафа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042, заказчиком в п.9.1 проекта контракта неправомерно установлены размеры штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013г. № 1063.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП на действия заказчика Администрации МО «Улаганское сельское поселение» Улаганского района Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт внеплощадочной подъездной дороги с. Улаган» №0177300004717000003 обоснованной.

2. Признать заказчика Администрацию МО «Улаганское сельское поселение» Улаганского района Республики Алтай нарушившим ч.3 ст. 7, п. 7, 7.1 ч.1, ч. 6 ст. 31, ч. 8 ст. 34, ч.3 ст. 64, п. 2, 3 ч. 5, ч. 6 ст. 66, ч.3 ст. 68 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику Администрации МО «Улаганское сельское поселение» Улаганского района Республики Алтай предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем отмены данного электронного аукциона, приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений

законодательства о контрактной системе

«10» января 2018 года                                                                                           г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок на основании решений № 259-К/17, 260-К/17 от 10.01.2018г., принятых Комиссией по итогам рассмотрения жалоб ООО «Перспектива» и ИП на действия заказчика Администрации МО «Улаганское сельское поселение» Улаганского района Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт внеплощадочной подъездной дороги с. Улаган» №0177300004717000003, руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:

1. Заказчику Администрации МО «Улаганское сельское поселение» Улаганского района Республики Алтай устранить нарушения ч.3 ст. 7, п. 7, 7.1 ч.1, ч. 6 ст. 31, ч.2, 8 ст. 34, п. 2, 3 ч. 5, ч. 6 ст. 66, ч.3 ст. 68 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем:

1.1 отмены электронного аукциона «Капитальный ремонт внеплощадочной подъездной дороги с. Улаган» №0177300004717000003;

1.2 размещения информации об отмене электронного аукциона № 0177300004717000003 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru).

1.3. приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе (с учетом решений) и повторного осуществления закупки в случае необходимости.

2. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай документы, подтверждающие исполнение настоящего Предписания:

- по п. 1.1 и 1.2 Предписания не позднее 30.01.2018г.

- по п. 1.3 в течение 5 дней с момента размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) извещения об осуществлении закупки.

В случае неисполнения настоящего предписания, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны