Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Профит-плюс» на действи... от 29 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 27-К/17

о нарушении законодательства о контрактной системе

«27» марта  2017 года                                      г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)

в отсутствии  представителей сторон рассмотрела  жалобу ООО «Профит-плюс» на действия заказчика Администрации МО «Усть-Коксинский район» при проведении электронного аукциона № 0377300008717000014 на содержание дорог.

27.03.2017г. Администрацией МО «Усть-Коксинский район» представлено ходатайство (вх. 898) о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя заказчика.

ООО «Профит-плюс» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 20.03.2017г. (вх. № 801) на рассмотрение поступила жалоба ООО «Профит-плюс» (г.Сочи, пер. Виноградный, 2А, офис 201) на действия заказчика  Администрации МО «Усть-Коксинский район» при проведении электронного аукциона на содержание дорог № 0377300008717000014.

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Администрацией МО «Усть-Коксинский район» 22.03.2017г. (вх.855) представлено письменное  возражение  на жалобу.

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, проведя внеплановую проверку в соответствии с  п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее:

06.03.2017г. Администрацией МО «Усть-Коксинский район» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на содержание дорог. 

Согласно извещению № 0377300008717000014:

- начальная (максимальная) цена контракта: 5 000 314,0 рублей;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 20.03.2017г. 18-00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 21.03.2017г.;

- дата проведения аукциона: 24.03.2017г.

1. В соответствии с ч. 3 ст. 63 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно ч. 7 ст. 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Согласно части 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия и это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Согласно регламенту работы ЭТП участники закупки имеют возможность подавать заявки на участие в аукционе круглосуточно, в том числе и в выходные дни, поскольку не связаны с работой лиц, оказывающих услуги по доставке корреспонденции, в любое время участник закупки имеет доступ к электронной площадке.

В связи с тем, что заявка (первая и вторая часть) направляется оператору электронной площадки (ч. 8 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ), соответственно  заказчику необходимо устанавливать срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ и ГК РФ.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС в сфере закупок 06.03.2017г. в 09-22 час., срок окончания подачи заявок установлен 20.03.2017г. 18-00 час., соответственно, заказчиком установлен срок для подачи заявок 14,5 дней, что является нарушением ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе. Следовательно, довод жалобы является обоснованным.

2. В соответствии с ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе  в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование  невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 перечня Постановления № 1457 с 1 января 2016 года запрещено выполнение работ (оказание услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен запрет, предусмотренный Постановлением № 1457. Таким образом, действия заказчика, не установившего в извещении о проведении электронного аукциона запрет, предусмотренный Постановлением № 1457, нарушают п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе. Таким образом, доводы жалобы в данной части  являются обоснованными.

3. Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.

 Федеральным законом № 489-ФЗ от 28.12.2016г. «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»   пункт 7 изложен в следующей редакции: «отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации». Данная норма закона вступила в силу с 09.01.2017г.

В  разделе 5 аукционной документации заказчиком установлены требования к участникам электронного аукциона, в том числе  п. 5 «отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации».

Таким образом, заказчиком в нарушение п.7 ч.1 ст. 31, ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации  требования (п. 5)  к участникам закупки установлены в старой редакции Закона, т.е. без учета внесенных изменений. Следовательно, довод жалобы в данной части является обоснованным.

4. Согласно п. 7.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает  единые требования к участникам закупки, в том числе, что  участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная норма закона введена Федеральным законом от 28.12.2016 № 489-ФЗ (с 09.01.2017г.).

В соответствии с п. 2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона.

В пп. 2 п.9.5 раздела 9 документации об аукционе заказчиком установлены требования ко второй части заявки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 5.1 документации, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника требованиям, установленным подпунктами 2-7 пункта 5.1 документации.

Таким образом, в нарушение п. 7.1 ч.1 ст. 31, п. 2 ч.5 ст. 66  Закона о контрактной системе   требование  о предоставлении во второй части заявки декларации о соответствии  участников п. 7.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено. Следовательно, довод жалобы является обоснованным.

5. Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В п. 2.3.4 проекта муниципального контракта документации об электронном аукционе заказчиком установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 2.5 Контракта, оплата выполненных работ производится в течение 90 дней со дня поступления Заказчику от Подрядчика денежных средств в счет уплаты в полном объеме начисленной и выставленной Заказчиком неустойки (штрафа, пени) и (или) возмещения Подрядчиком убытков, согласно предъявленным Заказчиком требованиям, на основании подписанных Заказчиком акта о приемке работ и представленных Подрядчиком счета и счета-фактуры.

Согласно положениям постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» счет-фактура без НДС заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления обычных счетов-фактур, содержащих НДС.

На основании пункта 2 раздела 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ   № 1137 в графах основной таблицы, предназначенной для указания ставки налога и его суммы, рассчитанной по этой ставке, в счете-фактуре, составляемой без НДС, делается запись «без НДС».

Нормативные правовые акты не содержат запретов на выставления счетов-фактур без начисления суммы НДС организациями, применяющими УСНО.

На основании изложенного указанный пункт проекта муниципального контракта не противоречит нормам законодательства о контрактной системе.

Кроме того, заказчиком в проекте контракта для оплаты по контракту предусмотрены не только счет-фактуры, но и счета. Таким образом, жалоба в данной части является необоснованной.

6. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 000 314,0 руб., т.е.  превышает 3 млн. рублей.

В п. 7.2 проекта муниципального контракта заказчиком установлено: «Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» в размере: 2%».

Пунктом 7.3 проекта муниципального контракта заказчиком предусмотрено:  «Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, в размере: 5% от цены настоящего Контракта».

При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам необходимо устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Следовательно, заказчиком в проекте муниципального контракта не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (не указаны проценты для цены контракта, не превышающей 3 млн. руб.).

Таким образом, заказчиком нарушены требования ч. 5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе и довод жалобы в данной части является обоснованным.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данного электронного аукциона Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В разделе 9  аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки, в том числе к первой части заявки (п. 9.3), где заказчиком предусмотрены все требования согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, т.е. как для поставки товара, так и выполнения работ, оказания услуг, со ссылкой на п. 12 Информационной карты.

Пункт 12 Информационной карты содержит условие: «Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации: не установлено».

Таким образом,  в нарушение п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе требование к содержанию и составу заявки  заказчиком не установлено (только согласие или в том числе конкретные показатели используемого товара).

Согласно  ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В разделе 5 аукционной документации указано, что сроки завершения работ 31 декабря 2017г.

Однако, в п. 11.1 раздела 11 проекта контракта «Срок действия контракта»  заказчиком указана недостоверная информация о сроке действия муниципального контракта «до 31 декабря 2016г.».

Вышеуказанные нарушения могли ввести участников закупки в заблуждение,  и как следствие,  привести  к невозможности  участниками закупки сформировать первые части заявок.  Ограничение количества участников электронного аукциона подтверждается протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 21.03.2017г.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу  ООО «Профит-плюс» на действия заказчика Администрации МО «Усть-Коксинский район» при проведении электронного аукциона на содержание дорог   № 0377300008717000014 обоснованной в части:  сокращения сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе; установления в аукционной документации требований к участникам закупки без учета внесенных изменений;  неустановления в извещении о проведении электронного аукциона запрета и ограничения к участникам закупки, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики; неустановления требования ко второй части заявки о декларировании  соответствия участников п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе и ненадлежащее установление  в проекте контракта размеров штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

2. Признать заказчика Администрацию МО «Усть-Коксинский район» нарушившим ч.3 ст. 7, ч.3 ст. 14,  п.7, 7.1 ч.1  ст. 31, ч. 5,8 ст. 34, ч. 3, п. 7 ч. 5  ст. 63, п. 2 ч.1, ч.3 ст. 64, п. 2 ч.5 ст. 66  Федерального закона   № 44–ФЗ от 05.04.2013г.  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику Администрации МО «Усть-Коксинский район» предписание об устранении  нарушений законодательства о контрактной системе, путем отмены данного электронного аукциона, приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении  в отношении должностного лица заказчика.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

ПРЕДПИСАНИЕ  

об устранении нарушений

законодательства о контрактной системе

«27» марта 2017 года                                                                    г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок

на основании решений № 26-К/17, 27-К/17 от 27.03.2017г., принятых Комиссией по итогам рассмотрения жалоб ООО «Перспектива», ООО «Профит плюс» на действия заказчика  Администрации МО «Усть-Коксинский район» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на содержание дорог   № 0377300008717000014, руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:

1. Заказчику Администрации МО «Усть-Коксинский район»  устранить нарушения ч.3 ст. 7, ч. 3 ст. 14, п.7, 7.1 ч.1  ст. 31, ч. 5,8, 13 ст. 34, ч. 3, п. 7 ч. 5 ст. 63, п. 2 ч.1, ч.3 ст. 64, п. 2 ч.5 ст. 66  Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем:

1.1 отмены электронного аукциона на  содержание дорог № 0377300008717000014;

1.2 размещения информации об отмене электронного аукциона №  0377300008717000014 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru).

1.3. приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе (с учетом решений УФАС по РА) и повторного осуществления закупки в случае необходимости.

2. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай документы, подтверждающие исполнение настоящего Предписания:

- по п. 1.1 и 1.2 Предписания не позднее 07.04.2017г.

- по п. 1.3 в течение 5 дней с момента размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) извещения об осуществлении закупки.

В случае неисполнения настоящего предписания, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны