Решение б/н Решение по делу № 3 в отношении АУ РА «Редакция газеты «Звез... от 7 августа 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

05.06.2013г.                                                                                  г. Горно-Алтайск

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

       30 мая 2013 года, рассмотрев дело № 3 от 22.05.2013г., возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в отношении Автономного учреждения Республики Алтай «Редакция газеты «Звезда Алтая» ОГРН: 1020400757772, ИНН: 0400000260, юридический адрес: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 38, по факту  распространения на страницах газеты «Звезда Алтая» рекламы медицинских услуг без соблюдения требования к размеру предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста, распространении рекламы финансовых услуг без указания в ее содержании наименования лица, предоставляющего финансовую услугу,

       в присутствии  лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – АУ РА «Редакция газеты «Звезда Алтая» и менеджера по рекламе Редакции,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения плановой выездной проверки АУ РА «Редакция газеты «Звезда Алтая» УФАС по РА был выявлен факт распространения на страницах газеты «Звезда Алтая» (свидетельство о регистрации в качестве СМИ от 21.04.2011г. серия ПИ № ТУ 04-0032) рекламы с признаками нарушения рекламного законодательства, а именно:

На 32 странице газеты «Звезда Алтая» от 22 ноября 2012 года (четверг)       № 268-271 (и в других номерах) опубликовано информационное сообщение следующего содержания: «Новосибирская клиника «X-LAB» проводит лечение зависимостей. 25 ноября. Начало сеансов  09.00 – алкогольная зависимость, 15.00 – избыточный вес. Адрес: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 116 медицинское училище. Телефон: 8-923-112-9-211…». В нижней части текста так же размещены две строки, напечатанные мелким нечитабельным шрифтом, содержание которых, удалось прочесть только по рекламному макету, приобщенному к заявке рекламодателя: «Требуется консультация специалиста.  ИП Старощук П.В. лицензия     № ЛО- 04-01-000086».

Вышеуказанная информация адресована неопределенному кругу лиц, и направлена на привлечение внимания, а так же формирование и поддержание интереса потребителей к объекту рекламирования – медицинским услугам, связанным с лечением зависимостей человека, что способствует их продвижению на рынке, следовательно, полностью соответствует определению рекламы, закрепленному пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе».

Законом «О рекламе» предусмотрен порядок и условия рекламирования отдельных видов товаров, работ, услуг, в том числе медицинских услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно замеру площади рекламы Новосибирской клиники «X-LAB», публикация занимает площадь, равную 84 см2. Таким образом, предусмотренное рекламным законодательством предупреждение должно занимать не менее 4,2 смплощади рекламной публикации, что составляет 5%  от общей площади рекламы.

Фактически площадь предупреждения: «Требуется консультация специалиста» занимает 0,44   см2  или 0,52% от общей площади рекламной публикации Новосибирской клиники «X-LAB». Следовательно, требования части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» об отведении 5 % площади рекламного поля для предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов, в данном случае не соблюдены, в связи с чем, предупреждение в рекламе не поддается прочтению.

На 29 странице газеты «Звезда Алтая» от 18 октября 2012 года  (четверг)  № 239-242 была опубликована информация следующего содержания: «25 октября с 9 до 17 ч. в ГДК распродажа шуб (г. Пятигорск). Цены от производителя. Мутон – 10-35 тыс. руб., нутрия – 15-25 тыс. руб. Кредит без первоначального взноса».

Вышеуказанная информация адресована неопределенному кругу лиц, и направлена на привлечение внимания, а так же формирование и поддержание интереса потребителей к объекту рекламирования – изделиям из меха животных и услуге – кредит без первоначального взноса, что способствует их продвижению на рынке, следовательно, полностью соответствует определению рекламы, закрепленному пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе».

В соответствии  с  пунктом  2  статьи  4  Федерального  закона  от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.  Пункт 6 статьи 4 настоящего Федерального закона к числу финансовых организаций относит кредитные организации.

Кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Таким образом, слово: «Кредит» в информационном содержании вышеуказанной рекламы является рекламой финансовых услуг, на которую распространяются требования Закона «О рекламе» применяемые к рекламе финансовых услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица –  наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество). 

В информационном содержании рассматриваемой рекламы отсутствует наименование лица, предоставляющего финансовую услугу – кредит, что свидетельствует о ее несоответствии требованиям части 1  статьи  28  Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия признала ненадлежащей рекламу: «Новосибирская клиника «X-LAB» проводит лечение зависимостей. 25 ноября. Начало сеансов  09.00 – алкогольная зависимость, 15.00 – избыточный вес. Адрес: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 116 медицинское училище. Телефон: 8-923-112-9-211…», опубликованную на 32 странице газеты «Звезда Алтая» от 22 ноября 2012 года (четверг)  № 268-271, так как при ее распространении не соблюдены требования об отведении 5 % площади рекламного поля для предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов, что противоречит требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», признала ненадлежащей рекламу:  «25 октября с 9 до 17 ч. в ГДК распродажа шуб (г. Пятигорск). Цены от производителя. Мутон – 10-35 тыс. руб., нутрия – 15-25 тыс. руб. Кредит без первоначального взноса», опубликованную на 29 странице газеты «Звезда Алтая» от 18 октября 2012 года  (четверг)  № 239-242, так как в рекламе отсутствуют сведения о лице, предоставляющем финансовую услугу (кредит), что противоречит требованиям части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе»,  рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель -  это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Принятые Редакцией газеты «Звезда Алтая» заявки на распространение вышеуказанной рекламы и ее публикация на страницах газеты «Звезда Алтая», свидетельствуют, что ее  рекламораспространителем является АУ РА «Редакция газеты «Звезда Алтая».

Частями 6,  7 статьи 38 Закона «О рекламе» за нарушение требований части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 настоящего Федерального закона ответственность возложена на рекламодателя и рекламораспространителя.

16.04.2013г. в адрес УФАС по РА поступило письменное пояснение  Русских С.Н., менеджера по рекламе АУ РА «Редакция газеты «Звезда Алтая» (вх. № 927) согласно которому заявки рекламодателей  на распространение рассматриваемой  рекламы были приняты ею без проверки содержания рекламных макетов на предмет соответствия требованиям рекламного законодательства и в последующем отданы в печать. Таким образом, Русских С.Н., менеджер  по рекламе АУ РА «Редакция газеты «Звезда Алтая» признала в своих действиях нарушения части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» при распространении рассматриваемой рекламы медицинских и финансовых услуг.

В процессе рассмотрения дела № 3 от 22.05.2013г., главный редактор газеты «Звезда Алтая» Егоров Ю.Г. также признал в действиях редакции факт нарушения рекламного законодательства при распространении вышеуказанной рекламы, и представил Комиссии номер газеты «Звезда Алтая»  от 30.05.2013 № 113-116 (20054-20057) на страницах которой реклама Новосибирской клиники «X-LAB» опубликована с соблюдением требований рекламного законодательства. Относительно рекламы о продаже шуб из Пятигорска в кредит пояснил, что заявка на распространение данной рекламы носила разовый характер и в настоящее время не распространяется, что так же подтверждается представленным Комиссии номером газеты «Звезда Алтая».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения главного редактора газеты «Звезда Алтая» Егорова Ю.Г. Комиссия пришла к выводу, что  распространение ненадлежащей рекламы: «Новосибирская клиника «X-LAB» проводит лечение зависимостей. 25 ноября. Начало сеансов  09.00 – алкогольная зависимость, 15.00 – избыточный вес. Адрес: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 116 медицинское училище. Телефон: 8-923-112-9-211…», «25 октября с 9 до 17 ч. в ГДК распродажа шуб (г. Пятигорск). Цены от производителя. Мутон – 10-35 тыс. руб., нутрия – 15-25 тыс. руб. Кредит без первоначального взноса» на страницах газеты «Звезда Алтая» произошло по вине ее рекламораспространителя – АУ РА «Редакция газеты «Звезда Алтая», так как при оформлении заявок на распространение рекламы в газете «Звезда Алтая» редакцией не выполнены возлагаемые на рекламораспространителя требования рекламного законодательства,  по доведению до потребителей рекламы обязательной  информации, а именно:  предупреждения о наличии противопоказаний  к применению и использованию медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов; сведений о лице, предоставляющем финансовую услугу (фамилию имя отчество – если это индивидуальный предприниматель, наименование – если это юридическое лицо).

       При принятии своего решения Комиссией принят во внимание факт добровольного прекращения АУ РА «Редакция газеты «Звезда Алтая» нарушений рекламного законодательства до вынесения решения по делу № 3 от 22.05.2013г., и решено не выдавать Редакции обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.  

       Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36  Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  Комиссия,

 РЕШИЛА:

     Признать ненадлежащей:

 - рекламу медицинских услуг: «Новосибирская клиника «X-LAB» проводит лечение зависимостей. 25 ноября. Начало сеансов  09.00 – алкогольная зависимость, 15.00 – избыточный вес. Адрес: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 116 медицинское училище. Телефон: 8-923-112-9-211…», опубликованную на 32 странице газеты «Звезда Алтая» от 22 ноября 2012 года (четверг) № 268-271 (и в других номерах), так как при ее распространении не соблюдены требования об отведении 5 % площади рекламного поля для предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов, что противоречит требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе»;

      - рекламу: «25 октября с 9 до 17 ч. в ГДК распродажа шуб (г. Пятигорск). Цены от производителя. Мутон – 10-35 тыс. руб., нутрия – 15-25 тыс. руб. Кредит без первоначального взноса», опубликованную на 29 странице газеты «Звезда Алтая» от 18 октября 2012 года (четверг)  № 239-242, в части рекламы финансовых услуг,  так как в рекламе отсутствуют сведения о лице, предоставляющем финансовую услугу (кредит) (фамилия имя отчество индивидуального предпринимателя либо наименование юридического лица), что противоречит требованиям части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

     Резолютивная часть решения оглашена 30.05.2013г., решение изготовлено в полном объеме 05.06.2013г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны