Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении Комитетаом по тари... от 28 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 30-А/15

                                                                                                     г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 24.07.2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 28.07.2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) в составе <…>,

рассмотрев 24.07.2015г. в присутствии представителей: заявителя ОАО «РЖКХ» <…>, ответчика Комитета по тарифам Республики Алтай <…> по доверенности от  20.02.2015г.  № 3 дело № 30-А/15 от 08.06.2015г., возбужденное по признакам нарушения Комитетом по тарифам Республики Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182) пункта 2 части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии приказа  № 47/10 от 30.12.2014г. «Об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ОАО «РЖКХ» на 2015 год» с нарушением норм, установленных  ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210–ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса» (принятие тарифа позднее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего тарифа), что препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, т.е. приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление ОАО «РЖКХ» (вх. № 1353 от 14.05.2015г.)  на действия Комитета по тарифам Республики Алтай о принятии приказа № 47/10 от 30.12.2014г. «Об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ОАО «РЖКХ» на 2015 год» с нарушением норм, установленных ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210–ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса» и бездействия в части пересмотра Комитетом утвержденных вышеназванным приказом тарифов.

По результатам анализа предоставленных Комитетом по тарифам Республики Алтай материалов, Управлением  на основании п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Комитета по тарифам Республики Алтай по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с принятием приказа  № 47/10 от 30.12.2014г. «Об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ОАО «РЖКХ» на 2015 год» с нарушением норм, установленных  ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210–ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса», а именно принятие тарифа позднее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего тарифа (приказ № 110 от 08.06.2015г.).

Рассмотрение дела № 30-А/15 от 08.06.2015г. о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 07.07.2015г.

В связи с отсутствием в материалах дела документов, необходимых для принятия решения о наличии (отсутствии) нарушения антимонопольного законодательства в действиях Комитета по тарифам Республики Алтай, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», рассмотрение дела было отложено на 24.07.2015г.

Комиссия УФАС по РА в ходе рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее:

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса» (далее ФЗ № 210-ФЗ) данный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ № 210-ФЗ подлежат регулированию, в том числе тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.

Частью 8 статьи 9 ФЗ № 210-ФЗ установлено, что тарифы на услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

В соответствии с ч.1 ст.13 ФЗ № 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.

Данные требования закона разъяснены также в информационном письме Федеральной службы по тарифам от 08 ноября 2012 г. № ДС-8719/4 «О разъяснении порядка принятия решений об установлении регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса».

Часть 2 статьи 13 ФЗ № 210-ФЗ предусматривает, что период действия тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, период действия надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса определяются устанавливающим их органом регулирования.

19.06.2015г. Комитет по тарифам Республики Алтай в адрес управления предоставил запрашиваемые документы  (вх. №1745) и письменные  пояснения по факту возбужденного дела. Комитет считает, что факт установления тарифа на услуги по утилизацию твердых бытовых отходов для ОАО «РЖКХ» позже месячного срока до начала его применения, не является обстоятельством, препятствующим осуществлению деятельности организацией, в связи с тем, что приказ № 47/10 от 30.12.2014г. опубликован на официальном портале Республики Алтай http:www.altai-republic.ru, и направлен в адрес ОАО «РЖКХ» письмом от 13.01.2015. Соответственно регулируемая организация осведомлена о размере установленных для нее тарифов на 2015 год.

Комиссия УФАС по РА считает доводы Комитета по тарифам Республики Алтай необоснованными по следующим обстоятельствам:

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок относится установление тарифа на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Согласно Положению о Комитете по тарифам Республики Алтай (далее Положение), утвержденному постановлением Правительства Республики Алтай № 57 от 15.03.2012г., Комитет по тарифам Республики Алтай (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, созданным с целью осуществления государственного регулирования тарифов (цен).

Пунктом 3 Положения установлено, что Комитет в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, законодательством Республики Алтай и настоящим Положением.

Подпунктом 5 пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520, установлено, что к регулируемым тарифам на услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов.

На основании заявления генерального директора ОАО «РЖКХ» (исх. № 119 от 30.04.2014г.) Комитет по тарифам Республики Алтай открыл тарифное дело. 

Комиссией УФАС по РА установлено, что тариф на услуги по утилизации твердых бытовых отходов  ОАО «РЖКХ» на 2014 год утвержден Комитетом по тарифам Республики Алтай 30.12.2013г. приказом № 33/5. Соответственно действие данного тарифа согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ №210-ФЗ заканчивается 31.12.2014г.

В соответствии с требованием ч. 8 ст. 9 ФЗ № 210-ФЗ Комитет должен установить тарифы  ОАО «РЖКХ» на 2015 год не позднее 30.11.2014г., т.е. не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

На основании предоставленных Комитетом по тарифам Республики Алтай документов (вх. № 2049 от 21.07.2015г.) комиссией УФАС по РА установлено, что с момента подачи  генеральным директором ОАО «РЖКХ» заявления (исх. № 119 от 30.04.2014г.) об установлении тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, Комитетом у хозяйствующего субъекта запрашивались дополнительные документы. Комитетом были установлены следующие сроки предоставления документов по расчету тарифа на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на 2015 год: до 02.06.2014г. (исх. № 577); до 25.09.2014г. (исх. № 1054); до 24.10.2014г. (исх. № 1243); до 05.12.2014г. (исх. № 1474).

На заседании комиссии  УФАС по РА генеральный директор ОАО «РЖКХ» Шкурковский С.Г. пояснил, что в соответствии с запросами Комитета по тарифам Республики Алтай ОАО «РЖКХ» своевременно предоставляло запрашиваемую документацию.

Комитет по тарифам Республики Алтай, по мнению Комиссии УФАС по РА, с апреля 2014 года имел возможность запросить у хозяйствующего субъекта перечень документов, необходимых для своевременного утверждения тарифа на услуги по утилизации ТБО в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса».

Однако, на основании протокола заседания Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай № 46 от 25 декабря 2014г. принято решение о рассмотрении вопроса об утверждении тарифов на 2015 год на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ОАО «РЖКХ» 30 декабря 2015 года. В связи  с  чем, приказ № 47/10 «Об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ОАО «РЖКХ» на 2015 год» принят только 30.12.2014г., т.е. с нарушением требований ч. 8 ст. 9 ФЗ № 210-ФЗ.

Данным приказом установлено, что он вступает в силу с 1 января 2015 года.

Уведомление  (исх. № 9 от 13.01.2015г.) об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ОАО «РЖКХ» на 2015 год направлено Комитетом в адрес ОАО «РЖКХ» заказным письмом с уведомлением (почтовое отправление № 64900081206699) 14.01.2015 года и получено адресатом 28.01.2015г.

Опубликован приказ № 47/10 от 30.12.2014г. в газете «Звезда Алтая» 21 января 2015 года № 7-10.

УФАС по РА в редакции газеты «Звезда Алтая» запрошена информация о сроках поступления от Комитета по тарифам Республики Алтай данного приказа.

09.07.2015г. (вх. № 1982)  редакция газеты «Звезда Алтая» предоставила информацию, согласно которой приказ № 47/10 от 30.12.2014г. поступил посредством электронной почты 16 января 2015 года и был опубликован в ближайшем к дате поступления номере.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в

Федеральной службе по тарифам запрошена информация (исх. № 1403/11 от 19.05.2015г.) по вопросу даты применения утвержденного 30.12.2014г. тарифа на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для хозяйствующего субъекта.

30.06.2015г. ФСТ России  предоставлена информация (вх. № 1868), согласно которой в силу ч.1 ст.13 Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса» тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, утвержденные органом регулирования 30.12.2014г., должны вступать в силу не ранее чем через один календарный месяц после их установления (то есть не ранее 30.01.2015г.).

Следовательно, Комиссией УФАС по РА установлено, что Комитетом по тарифам Республики Алтай при осуществлении своих полномочий (с п. 4 ч. 4 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ) допущено нарушение требований ч. 8 ст. 9 ФЗ № 210-ФЗ.

На заседании комиссии УФАС по РА  представитель Комитета по тарифам Республики Алтай <…> согласилась с доводами комиссии о нарушении сроков утверждения тарифа на услуги по утилизации ТБО для  ОАО «РЖКХ», но считает, что отсутствует ограничение конкуренции и препятствование деятельности хозяйствующего субъекта.

Комиссия УФАС по РА считает доводы <…> необоснованными по следующим обстоятельствам:

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Для квалификации действий органа власти по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить запрещенные законом и совершенные им действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).

Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Товарный рынок - это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (статья 4 Закона о защите конкуренции).

В целях определения перечня лиц, осуществляющих деятельность на товарном рынке «размещение, утилизация твердых коммунальных отходов» УФАС по РА в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции изучило товарный рынок.

Исходя из данных анализа рынка по размещению твердых коммунальных отходов за 2014г., ОАО «РЖКХ» занимает доминирующее положение на указанном рынке  с долей 100%,  т.к. является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги на данном рынке в границах г. Горно-Алтайска и Майминского района.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса» расчеты потребителей за услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.

 Следовательно, утверждение 30.12.2014г. Комитетом по тарифам Республики Алтай тарифа на услуги по утилизации твердых бытовых отходов на 2015 год для ОАО «РЖКХ» привело к образованию бестарифного периода (тариф 2014г. не применим с 01.01.2015г., а тариф 2015 года вступает в силу с 30.01.2015г.), что лишило хозяйствующий субъект возможности осуществлять хозяйственную деятельность на законных основаниях.

В связи с чем, ОАО «РЖКХ» в январе 2015 года для 600 контрагентов, пользующихся услугами Общества, применило тариф 2014 года в размере 254,56 руб. за 1 куб.м. Данные действия Общества явились основанием для  привлечения Комитетом по тарифам Республики Алтай юридического и должностного лица ОАО «РЖКХ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, а также возбуждения УФАС по РА дела (приказ № 120 от 22.06.2015г.) по признакам нарушения ОАО «РЖКХ» п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Комитет по тарифам Республики Алтай не указал нормативный акт, которым предусмотрено право в исключительных случаях  утверждать тарифы без учета требований ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210–ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса», а также не представил документы, подтверждающие невозможность утверждения до 30.11.2014г. тарифа для ОАО «РЖКХ» на 2015 года на основании материалов, имеющихся в распоряжении Комитета.

На основании вышеизложенного действия  Комитета по тарифам Республики Алтай, выразившиеся в принятии приказа № 47/10 от 30.12.2014г. «Об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ОАО «РЖКХ» на 2015 год» с нарушением норм, установленных ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210–ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса» (принятие тарифа позже месячного срока до начала его применения) приводят к нарушению п. 2  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Комитет по тарифам Республики Алтай нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с принятием приказа № 47/10 от 30.12.2014г. «Об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ОАО «РЖКХ» на 2015 год» с нарушением норм, установленных ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210–ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса» (принятие тарифа позднее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего тарифа), так как данные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно к необоснованному препятствованию осуществления деятельности ОАО «РЖКХ».

2. Выдать Комитету по тарифам Республики Алтай предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно до 07.12.2015г. предоставить в адрес УФАС по РА документы, подтверждающие утверждение тарифов для организаций коммунального комплекса на 2016 год.

3. Передать материалы дела специалисту УФАС по РА для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Комитета по тарифам Республики Алтай, виновного в нарушении антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 30-А/15

28 июля 2015 года                                                                                г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28.07.2015г. по делу № 30-А/15 от 08.06.2015г. о нарушении Комитетом по тарифам Республики Алтай пункта 2 части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Комитету по тарифам Республики Алтай прекратить нарушения антимонопольного законодательства (пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно до 07.12.2015г. предоставить в адрес управления документы, подтверждающие утверждение тарифов для организаций коммунального комплекса на 2016 год.

 

Председатель Комиссии                                                         А.Е. Гуткович

Члены Комиссии                                                                     Л.В. Шебалдина

                                                                                                  И.Н. Удалова

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны