Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ОАО «РЖКХ» от 30 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 32-А/15

                                                                                                           г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 22.07.2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 29.07.2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) в составе <…>,

рассмотрев 22.07.2015г. в присутствии представителей: заявителя ООО «Газпром газораспределение Томск» в лице Филиала в Республике Алтай <…> (доверенность от 23.07.2014г. № 248); ответчика ОАО «РЖКХ» генерального директора <…>, дело № 32-А/15 от 22.06.2015г., возбужденное по признакам нарушения ОАО «Республиканское жилищно-коммунальное хозяйство» (649100, Республика Алтай, с. Майма, ул. Ленина, 10) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с предъявлением ООО «Газпром газораспределение Томск» Филиал в Республике Алтай платы за услуги по утилизации ТБО за январь 2015г. по тарифам, утвержденным на 2014г., что является злоупотреблением доминирующим положением и нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, т.к. приводит к ущемлению интересов потребителя,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление ООО «Газпром газораспределение Томск» в лице Филиала в Республике Алтай (вх. № 1443 от 21.05.2015г.) на действия ОАО «РЖКХ» в связи с предъявлением платы за услуги по размещению и утилизации ТБО за январь 2015г. по тарифам, утвержденным на 2014г. в размере 215,73 руб.

Указанные действия, по мнению заявителя, образуют признаки нарушения   п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения поступившего заявления и материалов, Управлением на основании части 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «РЖКХ» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с предъявлением ООО «Газпром газораспределение Томск» Филиал в Республике Алтай платы за услуги по утилизации ТБО за январь 2015г. по тарифам, утвержденным на 2014г., что является злоупотреблением доминирующим положением, нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, и приводит к ущемлению интересов потребителя (приказ УФАС по РА от 22.06.2015 №120).

Рассмотрение дела № 32-А/15 от 22.06.2015г. о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 08.07.2015г.

В связи с отсутствием в материалах дела документов, необходимых для принятия решения о наличии (отсутствии) нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «РЖКХ», в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», рассмотрение дела было отложено на 22.07.2015г.

Комиссия УФАС по РА в ходе рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее:

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса» (далее ФЗ № 210-ФЗ) данный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ № 210-ФЗ подлежат регулированию, в том числе тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2013г. № 33/5 «Об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ОАО «РЖКХ» на 2014 год» (в редакции приказа от 28.03.2014г. № 5/1 «О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай») установлены тарифы на услуги по утилизации ТБО на 2014г. в размере 215,73 (254,56 с учетом НДС) руб./куб.м (применяемые с 01.07.2014г.).

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2014г. № 47/10 «Об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ОАО «РЖКХ» на 2015г.» утверждены тарифа на услуги по утилизации ТБО на 2015г. в размере 198,73 (234,50 с учетом НДС) руб. за 1 кв.м.   

Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ № 210-ФЗ расчеты потребителей за услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.

31.03.2014г. между ООО «Газпром газораспределение Томск» в лице Филиала в Республике Алтай и ОАО «РЖКХ» заключен договор № ФРА 11-14/19 на оказание услуг по приемке и утилизации ТБО.

Пунктом 3.1 указанного договора предусмотрено, что расчет за услуги, оказываемые по настоящему договору, производится на основании утвержденных в предусмотренном законодательством порядке тарифов.

Абз. 2 указанного пункта договора предусмотрено, что в период с 01.07.2014г. по 31.03.2015г. стоимость услуг по утилизации ТБО составляет 215,73 руб. за 1 кв.м. (без НДС).

В феврале 2015г. ОАО «РЖКХ» направлены в адрес ООО «Газпром газораспределение Томск» Филиал в Республике Алтай документы (счет от 17.02.2015г. №637, универсальный передаточный документ от 31.01.2015г. № 80)  на оплату услуг по размещению и утилизации ТБО за январь 2015г. При формировании стоимости оказанных услуг применен тариф, установленный на 2014 год, в размере 254,56 руб. за 1 кв.м.

В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 Федерального закона.

Частью 8 статьи 9 ФЗ № 210-ФЗ установлено, что тарифы на услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

Таким образом, установленные тарифы подлежат применению не ранее чем через один календарный месяц с даты принятия тарифного решения, а именно даты, указанной в реквизитах принятого тарифного решения (указанная позиция закреплена в Информационном письме ФСТ России от 08.11.2012 № ДС-8719/4 «О разъяснении порядка принятия решений об установлении регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса»).

Анализ вышеуказанных положений позволяет сделать вывод о том, что применение тарифов, утвержденных приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2014г. № 47/10 «Об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ОАО «РЖКХ» на 2015г.» должно осуществляться не ранее 30.01.2015г.

Данная позиция подтверждается письмом ФСТ России от 30.06.2015г.       вх. № 1868, поступившим в адрес УФАС по РА.

В связи с чем, довод заявителя о необходимости применения в рассматриваемый период тарифов, утвержденных приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2014г. № 47/10 «Об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов ОАО «РЖКХ» на 2015г.», является необоснованным.

Вместе с тем, учитывая нормы статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ в части того, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия и действуют до окончания этого периода, Комиссия УФАС по РА считает, что применение в январе 2015г. тарифов, утвержденных на 2014г., также является незаконным (их действие заканчивается 31.12.2014г.).

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия ОАО «РЖКХ» в части предъявления заявителю платы за услуги по утилизации ТБО за январь 2015г. по тарифам, утвержденным на 2014г., противоречат положениям части 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», т.е. являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Товарный рынок - это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (статья 4 Закона о защите конкуренции).

В целях определения перечня лиц, осуществляющих деятельность на товарном рынке «размещение, утилизация твердых коммунальных отходов» УФАС по РА в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции изучило товарный рынок.

Исходя из данных анализа рынка услуг по размещению твердых коммунальных отходов за 2014г., ОАО «РЖКХ» занимает доминирующее положение на указанном рынке (является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги на данном рынке в границах г.Горно-Алтайска и Майминского района) с долей 100%. Следовательно, на него распространяется норма ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия ОАО «РЖКХ» в части предъявления заявителю платы за услуги по утилизации ТБО за январь 2015г. по тарифам, утвержденным на 2014г., образуют состав нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, что приводит к ущемлению интересов ООО «Газпром газораспределение Томск» Филиал в Республике Алтай.

Генеральный директор ОАО «РЖКХ» на заседании Комиссии УФАС по РА согласился с тем, что рассматриваемые действия предприятия образуют нарушение федерального законодательства. Пояснил, что данное нарушение произошло в связи с бездействием Комитета по тарифам Республики Алтай в части своевременного принятия для ОАО «РЖКХ» тарифа и просил Комиссию УФАС по РА учесть тот факт, что он самостоятельно не устанавливал тарифы на услуги предприятия, а использовал единственный возможный вариант, т.к. ОАО «РЖКХ» не вправе отказывать потребителям в услугах. 

Комиссией УФАС по РА установлено, что 30.03.2015г. между ООО «Газпром газораспределение Томск» в лице Филиала в Республике Алтай и ОАО «РЖКХ» заключено дополнительно соглашение № 2 к договору на оказание услуг по приемке и утилизации ТБО № ФРА11-14/19 от 31.03.2015г.

Указанным дополнительным соглашением предусмотрено, что в период с 01.01.2015г. по 31.03.2015г. стоимость утилизации ТБО составляет 234,50 руб. за 1 куб.м., в том числе НДС 18%.

Учитывая факт согласования сторонами размера платы за услуги по утилизации ТБО за январь 2015г. в размере 234,50 руб. (в размере тарифа, утвержденного Комитетом по тарифам Республики Алтай на 2015г.) при условии отсутствия действующего тарифа, утвержденного уполномоченным органом на указанный период, Комиссия УФАС по РА считает возможным удовлетворить требования заявителя в части осуществления перерасчета платы за услуги по утилизации ТБО, оказанные в январе 2015г., с учетом размера платы за указанные услуги, предусмотренные в п. 3.1 дополнительного соглашения от 30.03.2015г. № 2 к договору на оказание услуг по приемке и утилизации ТБО №ФРА11-14/19 от 31.03.2014г. 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать открытое акционерное общество «Республиканское жилищно-коммунальное хозяйство» (649100, Республика Алтай, с. Майма, ул. Ленина, 10) занимающим доминирующее положение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в границах МО «Город Горно-Алтайск» и МО «Майминский район» на рынке размещения твердых коммунальных отходов в 2014г.

2. Признать ОАО «РЖКХ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи со злоупотреблением доминирующим положением, выразившимся в нарушении  установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно предъявление ООО «Газпром газораспределение Томск» Филиал в Республике Алтай платы за услуги по утилизации ТБО за январь 2015г. по тарифам, утвержденным на 2014г., что приводит к ущемлению интересов потребителя.

3. Выдать ОАО «РЖКХ» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно принять меры по осуществлению ООО «Газпром газораспределение Томск» Филиал в Республике Алтай перерасчета платы за услуги по утилизации ТБО, оказанные в январе 2015г., с учетом размера платы за указанные услуги, предусмотренные в п. 3.1 дополнительного соглашения от 30.03.2015г. № 2 к договору на оказание услуг по приемке и утилизации ТБО №ФРА11-14/19 от 31.03.2014г.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 32-А/15

29 июля 2015 года                                                                           г. Горно-Алтайск

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 29.07.2015г. по делу № 32-А/15 от 22.06.2015г. о нарушении ОАО «РЖКХ» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «РЖКХ» устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства (пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно предъявление ООО «Газпром газораспределение Томск» Филиал в Республике Алтай платы за услуги по утилизации ТБО за январь 2015г. по тарифам, утвержденным на 2014г., путем осуществления ООО «Газпром газораспределение Томск» Филиал в Республике Алтай перерасчета платы за услуги по утилизации ТБО, оказанные в январе 2015г., с учетом размера платы за указанные услуги, предусмотренные в п. 3.1 дополнительного соглашения от 30.03.2015г. № 2 к договору на оказание услуг по приемке и утилизации ТБО №ФРА11-14/19 от 31.03.2014г.  

О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 21 августа 2015г., представив в управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай подтверждающие документы.

 

Председатель Комиссии                                                          <…>

Члены Комиссии                                                                       <…>

                                                                                                   <…>                                                                                                                                

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания  антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны