Постановление №004/04/14.31-303/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 004/04/14.31-303/2019 о назначении администр... от 12 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 004/04/14.31-303/2019

о назначении административного наказания

 

12.12.2019г.

 

 

 

г. Горно-Алтайск

ул. Ленина 226, стр.2

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <…>, рассмотрев протокол от 02.12.2019г. и материалы дела № 004/04/14.31-303/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «Энерго Алтай» (Республика Алтай, с. Майма, ул. Ленина, 8а, оф. 202, ИНН 0400008773, ОГРН 1180400002188) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Дело рассматривается в УФАС по РА (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, стр. 2, 2 этаж) в присутствии защитника ООО «Энерго Алтай» – Затулякиной Марины Сергеевны (по доверенности от 17.12.2018г.) и Генерального директора ООО «Энерго Алтай» <…>.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

По итогам рассмотрения дела № 004/01/10-177/2019 Комиссией УФАС по РА в действиях ООО «Энерго Алтай» (ИНН 0400008773, ОГРН 1180400002188, Республика Алтай, Майминский район, с.Майма, ул. Ленина, д. 8А, оф. 202) признано нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в занижении температуры теплоносителя в период с декабря 2018 года по февраль 2019 года в подающем трубопроводе котельной № 1 (Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, пер. Спортивный, д. 16а).

Нарушения выразились в следующем.

По подведомственности из Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на рассмотрение поступило коллективное обращение жильцов многоквартирного дома №3 по  ул. Механизаторов с. Майма (в лице <…>) от 14.05.2019г. вх. №1981 в отношении ООО «Энерго Алтай» в части несоблюдения температурного режима, предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Из обращения следовало, что весь отопительный период 2018-2019гг. в квартирах многоквартирного дома №3 по ул. Механизаторов с. Майма было очень холодно. Температура в период холодов не превышала 14 градусов. Стены в квартирах мокли и промерзали. В связи с чем, жители неоднократно обращались в Государственную жилищную инспекцию Республики Алтай (далее – ГЖИ РА) и ООО «УК Майминская». Однако, кардинальных изменений не произошло.

Администрацией МО «Майминский район» было принято решение о снятии показаний с теплосчетчика котельной № 1. При проверке температуры по теплосчетчику постоянно в период 2018-2019гг. был зафиксирован недотоп в 20 градусов со стороны ООО «Энерго Алтай».

22.05.2019г. от ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» поступили пояснения                (вх. № 2114), согласно которым сети теплоснабжения от котельной, расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма       пер. Спортивный, д. 16а, используются обществом на основании концессионного соглашения № 1 от 12.08.2016г., заключенного между муниципальным образованием «Майминский район» и ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго». Организацией, обслуживающей данную котельную, является ООО «Энерго Алтай». Ситуация, указанная в обращении граждан, связана с ненадлежащим температурным режимом котельной № 1. В отопительный период 2018-2019гг. ООО «Энерго Алтай» систематически не исполнялись требования п. 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. № 115 (далее-Правила №115), в результате чего температура в жилых помещениях не соответствовала санитарно-эпидемиологическим нормам. В подтверждение представлены копии следующих документов:

- справка Горно-Алтайского ЦГМС - филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» от 12.03.2019г. исх. № 55 о среднесуточной температуре воздуха за январь, февраль 2019г;

- отчет о теплопотреблении в теплофикационной воде за январь, февраль 2019г. по прибору учета СПТ961 №15328;

- анализ температуры на подающем трубопроводе котельной № 1 за январь, февраль 2019г.;

- договор от 11.10.2018г. № 9/р на поставку тепловой энергии и теплоносителя, соглашение об управлении системой теплоснабжения от 16.11.2018г., заключенные с ООО «Энерго Алтай».

На основании обращений граждан о низкой температуре в квартирах МКД, расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма        ул. Механизаторов д. 3, ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» обратилось к ООО «Энерго Алтай» с просьбой произвести перерасчет платы за ненадлежащее теплоснабжение в сумме 25 981,92 руб., которую ООО «Энерго Алтай» удовлетворило и произвело перерасчет.

Согласно представленной ООО «Энерго Алтай» информации от 27.05.2019г. (вх. № 2200) котельная № 1, расположенная в с. Майма, пер. Спортивный, 16 А, принадлежит на праве аренды ООО «Энерго Алтай» с 16 ноября 2018г. на основании договора аренды недвижимого имущества от 16.11.2018г. № б/н. Приложением к договору является, в том числе акт разграничения балансовой принадлежности и (или) эксплуатационной ответственности тепловых сетей, составленный между ООО «Энерго Алтай» и ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго».

При этом, по мнению общества, зафиксированные 30.01.2019г., 15.02.2019г. отклонения температуры в жилых помещениях от норматива вызваны отключением электроэнергии, а 24-26.01.2019г. с утечками в тепловой сети.

ООО «Энерго Алтай» в июне-августе 2019 года запланированы проведение модернизации котельной № 1, увеличение ее мощности с 5,18 Гкал/ч до 7,74 Гкал/ч, а также установка дизельного генератора на случаи отключения электроэнергии.

Факт отклонения температуры в подающем трубопроводе котельной на 20 C° общество считает неподтвержденным и не соответствующим действительности. Так при проверке ГЖИ РА 25.02.2019г. в доме по ул. Механизаторов, 5 в квартире № 32 зафиксирована температура +22 C°, а в соседней квартире № 31 зафиксирована температура +25,6 C°, что свидетельствует об иных причинах несоответствия температуры в жилых помещениях указанного дома. Аналогичная ситуация складывается и в жилом доме по ул. Механизаторов, д. 3. Поскольку источник тепловой энергии один и тот же – котельная № 1, то нелогична ситуация, что в одном доме температура в квартирах + 16 C°, а другом +25,6 C°.

Согласно представленной Администрацией МО «Майминский район» информации от 28.05.2019г. (вх. № 2207) ООО «Энерго Алтай» является поставщиком коммунальных услуг по предоставлению тепловой энергии в многоквартирный дом, расположенный по адресу: с. Майма, ул. Механизаторов     д. 3.

С ноября 2018 года по март 2019 года ООО «Энерго Алтай» обеспечивало население коммунальными услугами ненадлежащего качества, а именно с несоблюдением температурного графика, в квартирах не соблюдался температурный режим. Граждане, проживающие в доме по ул. Механизаторов, д.3, неоднократно обращались с жалобами в Администрацию МО «Майминский район» о низкой температуре в квартирах.

В целях устранения выявленных нарушений Администрация МО «Майминский район» совместно с ГЖИ РА, представителями управляющей компании, ресуроснабжающей организации, проводила проверку температурных параметров на котельной, в жилых помещениях, составляла акты.

20.06.2019г. (вх. № 2642) Администрацией МО «Майминский район» представлена схема теплоснабжения МО «Майминское сельское поселение» на период до 2028г. (далее – Схема теплоснабжения), утвержденная постановлением главы Администрации МО «Майминский район» от 26.12.2013г. № 167, а также актуализированная Схема теплоснабжения на 2019г., утвержденная постановлением главы Администрации МО «Майминский район» от 21.05.2019г. № 59.

На территории Майминского сельского поселения централизованное теплоснабжение оказывают 4 теплоснабжающие организации:

- ООО «Дабл-Ю Кэй Восток Энерго»;

- ООО «Жилищная инициатива»;

- ООО «Энерго Алтай»;

- ООО «Горно-Алтайская сервисная компания» (ГАСК).

Общество с ограниченной ответственностью «Энерго Алтай» осуществляет эксплуатацию двух котельных, являясь их балансосодержателем.

В соответствии с пунктом 1.2 обосновывающих материалов к Схеме теплоснабжения (2013г.) все котельные Майминского сельского поселения производят отпуск тепловой энергии потребителям по температурному графику – 95/70 C°.

Котельная №1 расположена по адресу пер. Спортивный, 16А, представляет собой блочно-модульную автоматизированную котельную. Котельная обеспечивает тепловой энергией жилые дома и общественно-деловые застройки. Схема теплоснабжения закрытая, двухтрубная. На котельной установлены два водогрейных котла типа КВСА-3, тепловой мощностью 2,58 Гкал/час каждый, работающие на природном газе. Основное топливо – природный газ, резервное топливо – дизельное. В эксплуатации находятся приборы учета расхода природного газа, воды, тепловой и электрической энергии. Температурный график отпуска теплоты – 95/70 C°.

Технологическая схема работы котельной является двухконтурной, без непосредственного нагрева сетевой воды в котле. Вода контура тепловой сети (сетевая вода) подогревается в пластинчатых теплообменниках водой из контура циркуляции котлов (котловой водой). Сетевые насосы установлены на обратной магистрали тепловой сети.

Тепловые сети в Майминском сельском поселении проложены преимущественно под землей, бесканально. Надземная прокладка характерна на незначительных участках тепловых сетей. Трубы надземной прокладки теплоизолированы минеральной ватой с покровным слоем из рубероида. Теплоизоляционный материал труб подземной бесканальной прокладки и его состояние в настоящее время не известно.

На территории жилой застройки отсутствуют центральные и квартальные тепловые пункты (осуществляющие регулирование отпуска тепловой энергии группам потребителей) и насосные станции. Необходимые параметры гидравлического режима тепловой сети обеспечиваются сетевыми насосами, установленными на источнике теплоснабжения.

Общая протяженность тепловых сетей от котельной в однотрубном исчислении составляет 8368 м.

ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» (19.06.2019г. вх. № 2550), в том числе представлены свидетельство о поверке тепловычислителя СПТ-961.1 от 27.11.2018г. прибора учета (заводской номер <...> ), а также отчеты о теплопотреблении в теплофикационной воде в период с 26.11.2018г. по 25.05.2019г. по данным прибора учета СПТ 961 № 15328.

ООО «Энерго Алтай» (вх. №2564 от 20.06.2019г.) представлена информация о приборе учета отопления, установленного в котельной № 1 (СПТ 961 № 15328), а также отчет о теплопотреблении в теплофикационной воде за сутки по данному прибору учета за период с 26.11.2018г. по 25.05.2019г. и копия оперативного журнала котельной №1.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация – это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с пунктом 16 указанной статьи теплосетевой организацией является организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Согласно части 4 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 данного Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 данного Федерального закона.

Таким образом, ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» для граждан (потребителей тепловой энергии) является теплоснабжающей организацией, а ООО «Энерго Алтай» является теплоснабжающей организацией для ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго».

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 15 Закона о теплоснабжении в системе теплоснабжения лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. № 808 (далее – Правила № 808), по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).

Согласно пункту 51 Правил №808 договор поставки определяет параметры качества поставляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя (температурные и гидравлические режимы).

Законом о теплоснабжении предусмотрено требование об обязательном коммерческом учете количества и качества тепловой энергии и (или) теплоносителя, которая(-ый) производится, передается и потребляется за определенный период по договорам теплоснабжения, поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 13 ст. 2, ч. 1 ст. 19 Закона о теплоснабжении).

Согласно договору на поставку тепловой энергии и теплоносителя № 9 от 11.10.2018г. ООО «Энерго Алтай» (Поставщик) и ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» (Потребитель) определили условия поставки тепловой энергии и теплоносителя, вырабатываемой, в том числе газовой модульной котельной, расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма,         пер. Спортивный, д. 16а, а именно:

- границы ответственности сторон (п. 2.1 точка раздела балансовой принадлежности согласно акту разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности, приложение № 2 к договору);

- порядок учета отпущенной тепловой энергии и теплоносителя (п. 2.3 определяется по показаниям прибора учета);

- права и обязанности сторон (п. 3.1.1 поставщик обязан обеспечить и соблюдать режим подачи тепловой энергии и теплоносителя, перепад давления и поддерживать среднесуточную температуру подающей сетевой воды на границе балансовой принадлежности в соответствии с температурным графиком, приложение № 3 к данному договору).

Таким образом, ООО «Энерго Алтай» по договору № 9 от 11.10.2018г. поставляет тепловую энергию и теплоноситель ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго», соответственно и гражданам, объекты которых технологически присоединенны к теплосетям ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго».

В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечивать качество теплоносителей.

В силу пункта 24 Правил №808 показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.

В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения, должны содержаться в утверждаемых Правительством Российской Федерации правилах коммерческого учета.

При этом под качеством тепловой энергии подразумевается совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением (п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1034) (далее - Правила № 1034).

Пунктом 107 Правил № 1034 определены параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения, которые подлежат контролю качества. Данные параметры различаются в зависимости от способа присоединения теплопотребляющей установки потребителя к тепловой сети - непосредственное присоединение, присоединение через центральный тепловой пункт, присоединение через индивидуальный тепловой пункт.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и (или) эксплуатационной ответственности тепловых сетей (приложение № 2 к договору № 9/р от 11.10.2018г.) разграничением балансовой принадлежности являются вторые фланцы запорной арматуры № 3, 4, 5, 6, расположенные в тепловой камере Ка, и вторые фланцы запорной арматуры № 1 и 2, расположенные в тепловой камере К1, а границей эксплуатационной ответственности – место соединения прибора учета с инженерной сетью.

Следовательно, в рассматриваемом случае для определения показателей качества теплоснабжения в точке поставки для ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» необходимо применять п. 24 Правил № 808, в соответствии с которым температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения (норматив).

Согласно п. 20 ст. 2 Закона о теплоснабжении схема теплоснабжения – это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.

В связи с чем, температура теплоносителя определяется по температурному графику, предусмотренному исключительно схемой теплоснабжения, утвержденной постановлением Администрации МО «Майминский район» от 26.12.2013г. №167, т.к. схема теплоснабжения на 2019 год актуализирована только 21.05.2019г., т.е. после завершения отопительного периода 2018-2019гг.

В соответствии с распоряжением Администрации МО «Майминский район» от 18.09.2018г. № 675-р датой начала отопительного сезона 2018-2019гг. на территории МО «Майминский район» является 19.09.2018г.

Согласно распоряжению Администрации МО «Майминский район» от 16.05.2019г. № 413-р отопительный сезон 2018-2019гг. на территории МО «Майминский район» завершен 18.05.2019г.

Из пункта 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003г.                № 115 (далее - Правила № 115), следует, что температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 часов, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов. Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более: по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, +/- 3%; по давлению в подающем трубопроводе, +/- 5%; по давлению в обратном трубопроводе, +/- 0,2 кгс/см2.

В соответствии с пунктом 9.2.1 Правил № 115 отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика. Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%.

Проведя выборочный анализ сведений за декабрь 2018 года – февраль 2019 года из отчетов о теплоснабжении в теплофикационной воде за сутки котельной № 1, сформированных по показаниям прибора учета СПТ 961 № 15328, а также сведений Горно-Алтайского ЦГМС-филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» в отопительный период, Комиссией УФАС по РА установлены неоднократные отклонения температуры теплоносителя в точке поставки от нормативных, а именно:

 

 

Дата

Среднесуточная температура, C°

 

Температурный график

95/70 C°

Котельная № 1 ООО «Энерго Алтай», C°

Отклонения температуры в точке поставки, (допустимо +/-3%)

По температуре, C°

в %

01.12.2018г.

-15,1

68

59,52

-8,48

- 12,47

08.12.2018г.

-20,5

75

65,43

-9,57

- 14,86

30.12.2018г.

-15,9

68

68,52

-

-

04.01.2019г.

-19,9

71

66,90

-4,10

- 5,77

28.01.2019г.

-21,5

75

64,22

-10,78

- 14,37

31.01.2019г.

-17,6

71

62,85

-8,15

- 11,47

01.02.2019г.

-19,7

71

64,93

-6,07

- 8,54

02.02.2019г.

-30,8

90

70,62

-19,38

- 21,53

11.02.2019г.

-18,2

71

67,91

-3,09

- 4,35

 

Соответственно, данные, выбранные Комиссией УФАС по РА из отчета о теплопотреблении в теплофикационной воде ООО «Энерго Алтай», свидетельствуют о том, что теплоснабжающая организация занижала температуру теплоносителя в подающем трубопроводе. При определении данных параметров теплоснабжающая организация обязана руководствоваться графиком, в котором установлены допустимые температуры теплоносителя при определенных температурах наружного воздуха.

08.10.2019г. в адрес УФАС по РА поступили письменные пояснения ООО «Энерго Алтай» (вх.№4440), из которых следует, что котельная № 1 работает при условии дефицита мощности, что опровергает доводы о целенаправленном занижении ООО «Энерго Алтай» температуры теплоносителя в подающем трубопроводе.

Данный довод Комиссия УФАС по РА нашла несостоятельным, так как, проанализировав информацию, представленную в таблице выше, усматривается, что теплоснабжающая организация занижала температуру, имея возможность соблюсти законодательство Российской Федерации, например 02.02.2019г. при температуре -30,8 C° ООО «Энерго Алтай» поддерживало температуру теплоносителя в подающем трубопроводе 70,62 C° (при необходимой 90 C°), но при более высокой температуре 01.12.2018г. (-15,1 C°) выдавала температуру 59,52 C° (при необходимой 68 C°). Из чего следует, что у ООО «Энерго Алтай» имелась техническая возможность поддерживать необходимую температуру теплоносителя в подающем трубопроводе, однако, этого не делалось.

ООО «Энерго Алтай», действуя на определенной территории МО «Майминское сельское поселение» (в границах эксплуатационной ответственности систем теплоснабжения) в качестве теплоснабжающей организации, и занижая температуру воды в подающем трубопроводе, нарушило условия договора теплоснабжения, заключенного с ООО «Дабл-Ю Кэй Восток Энерго», и требования пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 24 Правил об организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012г. №808, чем ущемило интересы граждан, являющихся потребителями коммунальных услуг ООО «Дабл-Ю Кэй Восток Энерго».

Отклонение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе ниже предусмотренных приводит к поставке теплового ресурса ненадлежащего качества и является причиной понижения температуры в местах проживания граждан, и является основанием для нарушения деятельности ООО «Дабл-Ю Кэй Восток Энерго» по представлению надлежащей коммунальной услуги, что также приводит к нарушению его интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Об ущемлении интересов граждан свидетельствуют жалобы собственников помещений многоквартирных домов в администрацию МО «Майминский район», и коллективная жалоба жителей по ул. Механизаторов д. 3 о несоответствии температурного режима в отопительный период.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995       №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Энерго Алтай» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по теплоснабжению в границах балансовой принадлежности тепловых сетей теплоснабжающей организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других теплоснабжающих организаций.

Таким образом, ООО «Энерго Алтай», является субъектом естественной монополии по передаче тепловой энергии на территории МО «Майминский район» в границах эксплуатируемых им систем теплоснабжения и на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При этом, в связи с доминирующим положением общества на товарном рынке, потребители тепловой энергии не имеют альтернативы в выборе иного лица для получения надлежащих услуг теплоснабжения.

Решением Комиссии УФАС по РА по делу № 004/01/10-177/2019 ООО «Энерго Алтай» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в соответствии с которой совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

25.11.2019г. ООО «Энерго Алтай» в адрес УФАС по РА представлены возражения (вх. № 5163), из которых следует, что общество поддерживает доводы, изложенные при рассмотрении дела № 004/01/10-177.

02.12.2019г. начальником отдела антимонопольного контроля и рекламы УФАС по РА Веревкиным С.В. был составлен протокол об административном правонарушении № 004/0/14.31-303/2019. При составлении протокола Кузнецов Е.А. пояснил, что с протоколом не согласен, считает, что причиной является перегруженность котельной № 1, в связи с незаконным подключением ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» потребителей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы Общества об отсутствии нарушения в его действиях противоречат материалам дела. Вина ООО «Энерго Алтай» состоит в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с занижением температуры теплоносителя в подающем трубопроводе, что свидетельствует о поставке ООО «Энерго Алтай» тепловой энергии ненадлежащего качества, что нарушает права и интересы ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» и неопределенного круга лиц.

У ООО «Энерго Алтай» имелась возможность для соблюдения Закона о защите конкуренции. Однако, общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению Закона о защите конкуренции, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела № 004/01/10-177/2019 о нарушении антимонопольного законодательства и материалами настоящего дела.

Срок давности привлечения ООО «Энерго Алтай» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном, халатном отношении ООО «Энерго Алтай» к исполнению своих публично-правовых обязанностей согласно действующему законодательству в сфере теплоснабжения, которые признаны решением Комиссии УФАС по РА по делу № 004/01/10-177/2019 нарушением антимонопольного законодательства.

Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Вместе с тем, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ).

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, установлено, что по результатам рассмотрения дела № 004/01/10-177/2019 Комиссия УФАС по РА выдала ООО «Энерго Алтай» предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства до 02.12.2019г., которое обществом надлежащим образом исполнено в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 3 части 1 части 3.5 КоАП РФ, при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Рассматриваемое административное правонарушение выявлено антимонопольным органом 29.07.2019г. (приказ УФАС по РА «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» № 53), таким образом, расчет административного штрафа производится от суммы выручки Общества за 2018 год.

Согласно информации ООО «Энерго Алтай» выручка от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2018 год, рассчитанная в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, составила <…> руб.; размер суммы выручки от реализации услуг теплоснабжения за 2018 год, рассчитанной в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет <…> руб.

Административное правонарушение совершено в отопительный период 2018-2019гг. на рынке услуг теплоснабжения, реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам). Таким образом, максимальный штраф - это 3% размера суммы выручки, минимальный - 0,3% размера суммы выручки на рынке.

Таким образом, минимальный штраф = <…> рублей (<…>*0,003).

Максимальный штраф = <…> руб., т.к. рассчитанный максимальный штраф (<…>*0,03 = <…>) больше предельного штрафа (1/50), предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 (<…>*0,02 = <…>).

Базовый штраф (ср. знач.) = <…> руб. (<…>+(<…>-<…>)/2).

Определение размера обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность:

(<…>-<…>)/8= <…>руб., за 1 ед.

По результатам рассмотрения дела № 004/01/10-177/2019 от 29.07.2019г. Комиссия УФАС по РА выдала ООО «Энерго Алтай» предписание от 18.10.2019г. об устранении в срок до 02.12.2019г. нарушений антимонопольного законодательства. На момент заседания комиссии по расчету оборотного штрафа (10.12.2019г.) обществом исполнено предписание (вх. № 5267), в связи с чем данный факт комиссия полагает возможным оценить, как обстоятельство, смягчающее административную ответственность, предусмотренное п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не выявлено.

Следовательно, административный штраф, подлежащий наложению, определен в размере <…> руб. (<…>–<…>) руб.

Кроме того, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Минимальный размер административного штрафа для юридических лиц по ч.2 ст.14.31 КоАП РФ составляет 100 000 рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

12.12.2019г. от ООО «Энерго Алтай» поступили дополнительные документы (вх. № 5465), из которых следует, что на дату рассмотрения дела общество испытывает финансовые трудности, в частности кредиторская задолженность по состоянию на 12.12.2019г. составляет <…>руб., что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью. Кроме того, по итогам 9 месяцев 2019 года убыток предприятия составил <…>руб., в подтверждение чего приложена налоговая декларация по налогу на прибыль.

В материалы дела представлены документы, свидетельствующие о затруднительном финансовом положении ООО «Энерго Алтай».

Решая вопрос о виде и размере административного наказания считаю возможным учесть данные обстоятельства при определении размера административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.1, 2.10, 3.5, 4.1, 14.31, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Энерго Алтай» (Республика Алтай, с. Майма, ул. Ленина, 8а, оф. 202, ИНН 040008773, ОГРН 1180400002188) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание с учетом обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и исключительных обстоятельств, связанных с затруднительным финансовым положением Общества, в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно Федеральному закону от 29.11.2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», приказа ФАС России от 21.11.2016 № 1642/16 «О наделении и порядке осуществления центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами ФАС России полномочий главного администратора (администратора) доходов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов» штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84701000, ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г.Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, код платежа 161 1 16 02010 01 6000 140, БИК 048405001, л/с 04771212170. Вид платежа: «Оплата штрафа (за нарушение АМЗ в сфере конкуренции)».

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (38822) 5-11-56.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно статье 32.2 КоАП РФ при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в Арбитражный суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны