Постановление №004/04/14.32-60/2020 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 004/04/14.32-60/2020 о назначении администра... от 26 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 004/04/14.32-60/2020

о назначении административного наказания

 

26.02.2020г.

 

 

 

г. Горно-Алтайск

ул. Ленина 226, стр.2

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <…>, рассмотрев протокол от 13.02.2020г. и материалы дела № 004/04/14.32-60/2020 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица генерального директора ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» <…> по части 6 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Дело рассматривается в УФАС по РА (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, стр. 2, 2 этаж) в присутствии защитника генерального директора ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» <…>- <…> по доверенности от 06.02.2020г. № 04 АА 0266386.

В адрес УФАС по РА поступило ходатайство <…> о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его защитника. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

По итогам рассмотрения дела № 004/01/11.1-252/2019 Комиссией УФАС по РА действия ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Комсомольская, д. 4, ИНН 0411145965, ОГРН 1090411003352) по синхронному и единообразному установлению и поддержанию с ООО «Авангард» розничных цен на СУГ для заправки автотранспортных средств на территории муниципальных образований «Город Горно-Алтайск», «Майминский район», «Кош-Агачский район» Республики Алтай в период с декабря 2018г. по декабрь 2019г. признаны согласованными, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушения выразились в следующем.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступили заявления физических лиц о необоснованно завышенной цене на сжиженный углеводородный газ, реализуемый на территории Республике Алтай (далее – заявления). Как следует из заявлений цена, по которой реализуется СУГ для заправки автотранспортных средств на АГЗС в регионах, граничащих с Республикой Алтай значительно ниже цены, по которой реализуется СУГ для заправки автотранспортных средств на территории Республики Алтай.

В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительными сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. № 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежит розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской  (профессиональной) деятельности.

Таким образом, цены на сжиженный углеводородный газ для заправки автотранспортных средств в Российской Федерации являются свободными и не подлежат государственному регулированию, то есть участники рынка, самостоятельно устанавливают цены на реализуемую продукцию.

На территории Республики Алтай деятельность по реализации СУГ для розничной заправки автотранспортных средств осуществляют два хозяйствующих субъекта: ООО «Авангард» и ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», являющиеся конкурентами по отношению друг другу, поскольку осуществляют предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке в рамках единых географических границ рынков (МО «Город Горно-Алтайск», МО «Майминский район», МО «Кош-Агачский район») и не входят в одну группу лиц в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» и ООО «Авангард» осуществляют закупки СУГ у разных поставщиков и по различным ценам, однако розничные цены устанавливались относительно синхронно в один и тот же период времени на одинаковом уровне и изменялись (по АГЗС, расположенных в                            г. Горно-Алтайск, с. Майма, с. Кош-Агач) так же синхронно, в один период (до 30 дней) и на одну и ту же величину.

 

Месяц, год

АГЗС Горно-Алтайск (ООО «Авангард»),

руб.

АГЗС Горно-Алтайск (ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт»),

руб.

АГЗС Майма (ООО «Авангард»),

руб.

АГЗС Майма (ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт»),

руб.

АГЗС Кош-Агач (ООО «Авангард»),

руб.

АГЗС Кош-Агач (ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт»),

руб.

Июнь 2018

 

23,10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Июль 2018

 

24,00

 

 

 

 

Август 2018

 

25,20

 

25,20

 

24,95

Сентябрь 2018

 

27,30

 

27,30

 

29,40

Октябрь 2018

 

26,80

 

26,80

 

28,90

Ноябрь 2018

25,90 (с 07.11.2018г.)

26,80

25,90 (с 07.11.2018г.)

26,80

28,00 (с 07.11.2018г.)

28,90

Декабрь 2018

25,90

25,90 (с 06.12.2018г.)

25,90

25,90 (с 06.12.2018г.)

28,00

28,00 (с 06.12.2018г.)

Январь 2019

25,90

25,90

25,90

25,90

28,00

28,00

Февраль 2019

25,90

25,90

25,90

25,90

28,00

28,00

Март 2019

25,90

25,90

25,90

25,90

28,00

28,00

Апрель 2019

25,90

25,90

25,90

25,90

28,00

28,00

Май 2019

25,90

25,90

25,90

25,90

28,00

28,00

Июнь 2019

25,90

25,90

25,90

25,90

27,00 (с 11.06.2019г.)

27,00 (с 05.06.2019г.)

Июль 2019

25,90

25,90

25,90

25,90

27,00

27,00

Август 2019

25,90

25,90

25,90

25,90

27,00

27,00

 

Вместе с тем, документов, свидетельствующих об обоснованности устанавливаемых данными хозяйствующими субъектами цен на СУГ для заправки автотранспортных средств не представлено.

Следовательно, при условии ведения хозяйствующими субъектами самостоятельной ценовой политики, совпадение уровня цен с конкурирующим хозяйствующим субъектом не возможно, т.к., в том числе, при различной закупочной стоимости СУГ отсутствуют объективные основания, способствующие установлению одинаковых цен.

Таким образом, взаимоувязка размера понесенных затрат на закуп СУГ, с фактически установленной розничной ценой, у данных хозяйствующих субъектов отсутствует, так как размеры затрат на закуп СУГ у данных хозяйствующих субъектов различны, а фактически установленная цена одинакова.

Действия ответчиков по одновременному и последовательному (синхронному) повышению (понижению) и поддержанию цен в 2018-2019гг. являются скоординированной ценовой политикой.

Поддержание цен каждым хозяйствующим субъектом способствует экономическим интересам каждого предприятия, поскольку приводит к устранению конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке реализации СУГ.

Согласованные действия по установлению и поддержанию хозяйствующими субъектами одинакового уровня цен на реализуемый товар привели к отсутствию у хозяйствующих субъектов заинтересованности и необходимости в соперничестве за привлечение покупателей, а у покупателей нет заинтересованности в выборе того или иного продавца, поскольку цены установлены абсолютно одинаковые и потребители вынуждены приобретать товар у хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, таким образом, хозяйствующие субъекты устранили риск возможной потери потребителей, что так же не могло не соответствовать интересам каждого из них.

Синхронное поведение данных хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации СУГ для заправки автотранспортных средств достигается без какого-либо письменного соглашения, поскольку, является прямым следствием осознания хозяйствующими субъектами влияния своих действий одного на другое. Каждому из участников заранее известно, что его изменение цен повлечет за собой в результате взаимного влияния и экономической выгоды каждым, изменению цен другого.

Информация о ценах на АЗС, на которых осуществляется розничная реализация СУГ, публична, и все участники рынка могут легко отслеживать действия друг друга по установлению розничных цен на СУГ и соответствующим образом корректировать цены на собственных АЗС.

Действия ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ООО «Авангард» были известны каждому из них и без заключения письменных соглашений и договоренностей, вследствие наличия и осознания каждым взаимного влияния друг на друга, влияния на общие условия обращения СУГ на рынке и соответствия результатов указанных действий интересам каждого из них при одновременном осуществлении этих действий.

Кроме того, отсутствуют основания полагать, что установление и поддержание одинаковых цен на СУГ связано с обстоятельствами, в равной мере влияющими на все хозяйствующие субъекты на соответствующих товарных рынках (такими объективными обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, налогов, существенное изменение спроса на товар).

Таким образом, с учетом закупки СУГ данными хозяйствующими субъектами у разных поставщиков, по разной цене, а также с учетом синхронности действий по установлению одинаковой цены за 1 литр СУГ, в пределах муниципальных образований, в которых и ООО «Авангард» и ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» имеют АГЗС, при различных условиях ценообразования и подходе к организации торговой деятельности данными хозяйствующими субъектами, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в действиях ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» и ООО «Авангард» выразившихся в синхронном и единообразном установлении и поддержании розничных цен на СУГ в период с декабря 2018г. по декабрь 2019г., усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, которые приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, в данном случае - к установлению и поддержанию розничных цен на СУГ на территории МО «Город Горно-Алтайск», МО «Майминский район», МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай.

Согласно части 6 статьи 14.32 КоАП РФ осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от одной тысячной до одной сотой размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

12.02.2020г. ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» в адрес УФАС по РА представлены письменные пояснения (вх. № 585), из которых следует, что общество не имело умысла в установлении цен на СУГ, идентичных ценам ООО «Авангард» и в настоящее время, финансовым отделом расчет розничных цен на СУГ для заправки автотранспортных средств производится самостоятельно.

В соответствии с приказом (распоряжением) о приеме работника на работу № 217 от 24.10.2018г. <…> принят на должность генерального директора ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт».

В соответствии с пунктом 1.6 Должностной инструкции генерального директора ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», утвержденной генеральным директором <…> 24.10.2018г., генеральный директор осуществляет руководство подчиненными подразделениями, вносит предложения по совершенствованию экономической деятельности предприятия, направленной на достижение наибольших результатов при наименьших материальных затратах, трудовых и финансовых ресурсов.

Согласно пункту 2 указанной инструкции в обязанности генерального директора входят осуществление организации работы и контроль за деятельностью общества.

13.02.2020г. начальником отдела антимонопольного контроля и рекламы УФАС по РА <…> в отношении генерального директора ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» <…> по части 6 статьи 14.32 КоАП РФ был составлен протокол об административном правонарушении № 004/0/14.32-60/2020. При составлении протокола защитник поддержал доводы, приведенные в письменных пояснениях, представленных ранее.

В ходе рассмотрения дела защитник факт совершения недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий признал, пояснил, что правонарушение совершено должностным лицом Общества по неосторожности.

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Вина генерального директора ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» <…> состоит в нарушении пункта 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции, в связи с синхронным и единообразным установлением и поддержанием с ООО «Авангард» розничных цен на СУГ для заправки автотранспортных средств на территории муниципальных образований «Город Горно-Алтайск», «Майминский район», «Кош-Агачский район» Республики Алтай в период с декабря 2018г. по декабрь 2019г. Занимая должность генерального директора ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», <…> не мог не знать нормы антимонопольного законодательства, контроль за соблюдением которого надлежащим образом, не обеспечил, в том числе при подписании приказов об установлении цен на АГЗС на сжиженный углеводородный газ для заправки автотранспортных средств.

Таким образом, генеральный директор ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» <…> совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.32 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами административного дела № 004/04/14.32-60/2020.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном, ненадлежащем отношении генерального директора ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» <…> к исполнению обязанностей по соблюдению законодательства, что привело к нарушению антимонопольного законодательства.

Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Вместе с тем, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела № 004/01/11.1-252/2019 от 30.09.2019г. Комиссия УФАС по РА выдала ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» предписание от 31.12.2019г. об устранении в срок до 31.01.2020г. нарушений антимонопольного законодательства. Согласно ответу <…> №29/01-54 от 29.01.2020 предписание антимонопольного органа было исполнено.

Полагаю возможным оценить данное обстоятельство, как смягчающее административную ответственность должностного лица (п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Кроме того, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении генеральным директором ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» оказывалось содействие антимонопольному органу в установлении всех обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. В силу пункта 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ данное обстоятельство является смягчающим административную ответственность должностного лица.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.1, 2.4, 3.5, 4.1, 14.32, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать генерального директора ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» <…> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно Федеральному закону от 29.11.2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», приказа ФАС России от 21.11.2016 № 1642/16 «О наделении и порядке осуществления центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами ФАС России полномочий главного администратора (администратора) доходов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов» штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84701000, ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г.Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, код платежа 16111601141010032140, БИК 048405001, л/с 04771212170. Вид платежа: «Оплата штрафа (Штрафы за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности)».

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (38822) 5-11-56.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно статье 32.2 КоАП РФ при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны