Решение №004/06/67-22/2022 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/67-22/2022 о нарушении законодатель... от 28 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/67-22/2022

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«28» января 2022 года                                                                              г. Горно-Алтайск

                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

с участием по видео-конференц-связи представителей заказчика МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» <….>, заявителя ИП <….> <….>, рассмотрев жалобу ИП <….> на действия аукционной комиссии МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300034121000022 на поставку оборудования для учебного процесса,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 21.01.2022 поступила жалоба ИП <….> (вх. №274) на действия аукционной комиссии МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300034121000022 на поставку оборудования для учебного процесса.

Заявитель считает, что аукционная комиссия незаконно отклонила первую часть ее заявки.

Не согласившись с доводами жалобы, заказчиком МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» представлены письменные возражения (вх. №392 от 26.01.2022).

Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.

24.12.2021 заказчиком МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0377300034121000022 на поставку оборудования для учебного процесса. Начальная (максимальная) цена контракта 8836940,00 руб. Заказчиком 31.12.2021, 05.01.2022 внесены изменения в аукционную документацию.

В связи с тем, что извещение о проведении электронного аукциона №0377300034121000022 на поставку оборудования для учебного процесса размещено в ЕИС в сфере закупок 24.12.2021, Комиссией УФАС по РА проверяются действия заказчика и аукционной комиссии МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» на предмет соблюдения требований Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в редакции №79 от 02.07.2021г. 

На участие в электронном аукционе №0377300034121000022 поступило 6 заявок (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.01.2022).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0377300034121000022 от 17.01.2022 участнику закупки (ИП <….>, в протоколе под номером 5, номер заявки 111288155) на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отказано в допуске к участию в аукционе в связи  с тем, что «участником закупки указаны технические характеристики товаров, не соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, а именно характеристика позиции 42 должна быть без использования слова «например», а участник закупки указывает «например, работы по изучению свойств твердых, жидких и газообразных тел, механики, простых механизмов»; характеристика позиции 155 должна быть указана конкретным показателем «от 50 до 120 мм», а участник закупки указывает «от 50 до 120 мм»».

В силу п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 данной статьи, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная данным подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аналогичные требования к первой части заявки установлены заказчиком в      п. 6 Информационной карты (раздел I аукционной документации).

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 данного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

На основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заявителя пояснила, что в инструкции по заполнению заявки, размещенной в составе аукционной документации, отсутствует правило написания слова «например», в связи с чем невозможно понять, что данный показатель является не конкретным. В п. 42 технической части (раздел II аукционной документации) заказчиком указан следующий показатель «методическое пособие должно быть объемом не менее 80 страниц формата А4 и содержать инструкции по проведению не менее 45 экспериментов, например, работы по изучению свойств твердых, жидких и газообразных тел, механики, простых механизмов». Если участник закупки в своей заявке уберет слово «например», то получится, что 45 экспериментов будут только по перечисленным работам, что не соответствует действительности. Так как заказчиком не установлены правила использования слова «например», в технической части отсутствуют сведения, что данный показатель является переменным, заявитель в своей заявке указала также как и в технической части.

Представитель заказчика на заседании комиссии УФАС по РА пояснил, что согласно инструкции по заполнению заявки заявка участника аукциона не должна содержать двусмысленных толкований. Использование заявителем слова «например» приводит к двусмысленному толкованию представленного значения, не понятно будут ли в действительности в инструкции по проведению 45 экспериментов содержаться указанные работы или участником закупки данные работы приведены только для примера, в связи с чем аукционная комиссия правомерно отклонила первую часть заявки данного участника.

Комиссией УФАС по РА установлено, что согласно инструкции по заполнению заявки при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными описанием объекта закупки (техническая часть). Толкование слова «например» в инструкции отсутствует.

На вопрос председателя Комиссии УФАС по РА не могло ли слово «например» ввести в заблуждение участников закупки при составлении заявки, представитель заказчика согласился, что использование слова «например» в технической части является некорректным описанием объекта закупки.

Комиссия УФАС по РА считает, что наличие в аукционной документации противоречивых, неоднозначных требований к установленным заказчиком техническим характеристикам товаров, является нарушением описания объекта закупки.

Таким образом, заказчиком МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» нарушена ч. 2     ст. 33 Закона о контрактной системе (в редакции №79 от 02.07.2021г.), в связи с установлением в аукционной документации показателя (позиция 42 технической части), не позволяющего определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по      ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Аукционной комиссией МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» нарушена ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе (в редакции №79 от 02.07.2021г.), в связи с необоснованным отклонением первой части заявки заявителя, в части указания в заявке слова «например».

Довод жалобы является обоснованным.

В связи с тем, что аукционной комиссией отказано заявителю в допуске к участию в аукционе по вышеуказанному основанию из-за некорректного составления заказчиком описания объекта закупки, Комиссией УФАС по РА принято решение не передавать материалы дела в целях возбуждения административного производства по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении членов аукционной комиссии заказчика, допустивших указанное выше нарушение.

По второму доводу жалобы представитель заявителя пояснила, что согласно позиции 155 технической части требуется 20 дыхательных трубок (воздуховодов), размеры которых от 50 до 120 мм. В инструкции по заполнению заявки установлено «при описании диапазона предлогами «от» и «до» предельные показатели входят в диапазон». Так как по размерному ряду и цвету загубники бывают 8 размеров (начиная с 50 мм и до 120 мм) заявитель в своей заявке указала диапазон «50-120 мм».

Представитель заказчика на заседании Комиссии УФАС по РА пояснил, что данная дыхательная трубка требуется для демонстрационных целей в качестве учебного пособия. В связи с чем заказчику не важно какого размера будет дыхательная трубка, главное, чтобы все двадцать дыхательных трубок были одного размера. В инструкции по заполнению заявки установлено, что при предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний «от» и «до» за исключением случаев, когда рядом с установленным показателем заказчиком указано «значение является неизменным» или характеристика товара указана в колонке «Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком». По данному показателю заказчиком не установлено, что значение является неизменным, в связи с чем участник закупки при заполнении заявки на участие в аукционе должен был указать конкретный размер дыхательной трубки, который планирует поставить.

В отношении товара «Дыхательная трубка (воздуховод)» (п. 155 Технической части) заказчиком установлены следующие показатели: Воздуховод ротовой одноразовый имеет физиологический изгиб трубки овального сечения, сплющенное в переднезаднем направлении и с косым срезом на внутреннем конце, замкнутый центральный канал, края воздуховода идеально гладкие (размеры от 50 до 120 мм).

Комиссией УФАС по РА при рассмотрении первой части заявки заявителя (номер заявки 111288155) установлено, что ИП <….> предложено поставить товар «Дыхательная трубка (воздуховод)» со следующими характеристиками: товарный знак отсутствует, страна происхождения – Российская Федерация; воздуховод ротовой одноразовый имеет физиологический изгиб трубки овального сечения, сплющенное в переднезаднем направлении и с косым срезом на внутреннем конце, замкнутый центральный канал, края воздуховода идеально гладкие (размеры 50-120 мм).

Согласно инструкции по заполнению заявки, содержащейся в составе аукционной документации, при предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: «или», «либо», «и (или)», «должен быть/иметь», «должна быть/иметь», «должны быть/иметь», «может», «в основном», «и другое», «в пределах», «ориентировочно», «не более», «не менее», «не ранее», «не хуже», «не выше», «не ниже», «до», «от», «более», «менее», «выше», «ниже», «возможность» за исключением случаев, когда рядом с установленным показателем заказчиком указано «значение является неизменным» или характеристика товара указана в колонке «Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком». Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, значение которого не может изменяться в ту или иную сторону, участником закупки должен быть предложен товар именно с таким значением показателя.

В связи с тем, что дыхательная трубка имеет конкретный размер, заявителем в первой части заявки указаны характеристики товара в диапазоне «50-120 мм», решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе заявки №111288155 является правомерным.

Довод жалобы является необоснованным.

В ходе проведения внеплановой проверки (п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) Комиссией УФАС по РА установлено следующее.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0377300034121000022 от 17.01.2022 на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционной комиссией отказано в допуске к участию в аукционе еще 3 заявкам участников электронного аукциона (заявки № 111286793 в протоколе под номером 3, № 111287895 в протоколе под номером 4, № 111288402 в протоколе под номером 6) в связи с тем, что участниками закупки указаны технические характеристики товаров с использованием слова «например».

С учетом указанных выше доводов Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что аукционная комиссия отклонила первые части заявок данных участников электронного аукциона (заявки № 111286793, № 111287895, № 111288402) по данному основанию, в нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе (в редакции №79 от 02.07.2021г.).

В первой части заявки № 111282182 (ООО «СОЛИТИОН», в протоколе под номером 1) в отношении товара «Дыхательная трубка (воздуховод)» (п. 155) участником закупки указано «Воздуховод ротовой одноразовый имеет физиологический изгиб трубки овального сечения, сплющенное в переднезаднем направлении и с косым срезом на внутреннем конце, замкнутый центральный канал, края воздуховода идеально гладкие (размеры 50-120 мм)».   

Следовательно, заявка №111282182 (ООО «СОЛИТИОН»), как и заявка №111288155 (ИП <….>) подлежала отклонению, т.к. в ней отсутствует конкретное значение показателя «размер дыхательной трубки (воздуховода)».

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу о нарушении аукционной комиссией МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе при рассмотрении первой части заявки №111282182 (ООО «СОЛИТИОН»).

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представитель заказчика на заседании Комиссии УФАС по РА пояснил, что необоснованный допуск первой части заявки №111282182 (ООО «СОЛИТИОН») вызван невнимательностью членов аукционной комиссии МБОУ «Усть-Коксинская СОШ».

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 данного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Следовательно, устранение выявленного в действиях аукционной комиссии нарушения ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе (необоснованный допуск первой части заявки №111282182 (ООО «СОЛИТИОН»)) возможно на этапе повторного рассмотрения вторых частей заявок участников закупки №0377300034121000022.

 В связи с тем, что ООО «СОЛИТИОН» присвоен второй номер участника закупки (протокол подведения итогов электронного аукциона №0377300034121000022 от 20.01.2022), с которым в случае отказа победителя от подписания контракта, а также в ряде других случаев установленных Законом о контрактной системе, заказчик имеет право заключить контракт по данной закупке,  Комиссия УФАС по РА решила выдать аукционной комиссии МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены данного протокола и повторного рассмотрения заявок (первых и вторых частей) участников закупки, сделавших ценовые предложения (участников, указанных в протоколе проведения электронного аукциона №0377300034121000022 от 20.01.2022), в порядке ст. 69 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 статьей 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП <….> на действия аукционной комиссии МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300034121000022 на поставку оборудования для учебного процесса обоснованной в части неправомерного отклонения первой части заявки № 111288155 (ИП <….>), в связи с указанием в позиции 42 заявки слова «например».

2. Признать заказчика МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» нарушившим ч. 2           ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе (в редакции №79 от 02.07.2021г.) в связи с установлением в аукционной документации показателей, не позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям (использование слова «например»).

3. Признать аукционную комиссию МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» нарушившей ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе (в редакции №79 от 02.07.2021г.) в связи с необоснованным допуском первой части заявки №111282182 (ООО «СОЛИТОН») при условии отклонения по тем же основаниям заявки №111288155 (ИП <….>), и необоснованным отклонением первых частей заявок участников № 3, 4, 5, 6 в части указания в заявках слова «например».

4. Выдать заказчику и аукционной комиссии МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протокола подведения итогов электронного аукциона №0377300034121000022 от 20.01.2022 и повторного рассмотрения заявок (первые и вторые части) с учетом решения УФАС по РА.

5. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административных производств по ч. 2 и ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностных лиц, допустивших вышеуказанные нарушения.

       

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны