Решение б/н Решение и предписание по делу № 35 в отношении МУП «Коммунал... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 35

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 23.11.2012г.

В полном объеме решение изготовлено 05.12.2012г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 23.11.2012г. дело № 35 от 15.10.2012г. по признакам нарушения МУП «Коммунальщик» (Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Партизанская, 46а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в присутствии: представителя заявителя, представителя МУП «Коммунальщик»,

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 27.08.2012г. поступило заявление на действия МУП «Коммунальщик» (Республика Алтай, с. Усть-Кан, ул. Партизанская, 46а) по направлению письма с угрозой отключения его квартиры, расположенной по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Школьная, от центральной системы отопления.

МУП «Коммунальщик» 25.09.2012г. вх. № 2332 представило письменные пояснения, в которых указало, что тепловая трасса, ведущая к гр. Кыдрашевой Г.В., была проложена в 1978 году, на данный момент теплотрасса находится в аварийном состоянии. Протяженность теплотрассы 150 метров, обогревающая часть составляет 90 метров, в которой отсутствуют лотки. Фактически МУП «Коммунальщик» обогревает землю. Тепловая трасса, ведущая на ул. Школьная с. Усть-Кан к заявителю на проведение ремонтных работ не включена.

По результатам анализа заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 15.10.2012г.  возбуждено дело № 35 в отношении МУП «Коммунальщик» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 15.10.2012г. рассмотрение дела № 35 назначено на 15-00 часов 29.10.2012г. В связи с тем, что МУП «Коммунальщик» не представило на заседание комиссии документы, запрошенные Определением о назначении дела № 35 к рассмотрению от 15.10.2012г., а именно документы, подтверждающие балансовую принадлежность тепловых сетей МУП «Коммунальщик», расположенных в с. Усть-Кан по ул. Школьная, Комиссия УФАС по РА определением от 29.10.2012г. отложила рассмотрение дела № 35 и назначила очередное заседание комиссии на 16-00 часов 02.11.2012г. Необходимые документы были запрошены от Администраций МО «Усть-Канский район» и МО «Усть-Канское сельское поселение».

01.11.2012г. Администрация МО «Усть-Канское сельское поселение» представила письменные пояснения (вх. № 2723), в которых указала, что на балансе сельского поселения тепловые сети МУП «Коммунальщик» не находятся. В адрес администрации уведомлений о выводе тепловой трассы, осуществляющей теплоснабжение жилого дома по ул. Школьная,  с. Усть-Кан, от МУП «Коммунальщик» не поступало. Документов и данных, подтверждающих, что указанная тепловая трасса находится в аварийном состоянии, у администрации не имеется.

Администрация МО «Усть-Канский район» в письме от 01.11.2012г. указала, что теплотрасса находится в аварийном состоянии по причине того, что была проложена в 1978 году и в течение ее эксплуатации капитальный ремонт не проводился. Тепловая трасса на балансе администрации не числится. К письму приложены: выписка из Реестра муниципальной собственности МО «Усть-Канский район», уведомление МУП «Коммунальщик» администрации (полученное 29.08.2012г.) об отключении жилых домов № 12, 16, 18 по ул. Школьная с. Усть-Кан, акт обследования технического состояния теплотрассы, идущей по ветви в дома по ул. Школьная № 12, 16 с. Усть-Кан.

Комиссия УФАС по РА в связи с поступившим 02.11.2012г. от МУП «Коммунальщик» ходатайством об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя предприятия отложила рассмотрение дела на 12-00 часов 07.11.2012г.

07.11.2012г. Комиссия УФАС по РА определила, что для всестороннего рассмотрения дела Комиссии УФАС по РА необходимо истребовать и  получить дополнительные доказательства: технические условия на подключение жилого дома № 12 по ул. Школьная с. Усть-Кан к сетям теплоснабжения, схему расположения тепловой сети  с. Усть-Кан. Помимо этого привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрацию МО «Усть-Канский район». Рассмотрение дела отложено на 14 часов 15 минут 23.11.2012г.

На заседании Комиссии УФАС по РА 23.11.2012г. директор МУП «Коммунальщик» Дягай О.В. представил постановление МО «Усть-Канский район» от 23.11.2011 № 758 «Об утверждении схемы теплоснабжения с. Усть-Кан» с приложением схемы тепловых сетей по ул. Школьная с. Усть-Кан. Дягай О.В. пояснил, что тепловая трасса от распределительного колодца до дома заявителя построена жителями самостоятельно, на балансе предприятия не числится.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, пришла к выводу:

Статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) установлено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Между МУП «Коммунальщик» и заявителем заключен договор теплоснабжения и снабжения холодной водой от 01.01.2009г. Согласно предмету договора Исполнитель (МУП «Коммунальщик») обязуется оказывать услуги в с. Усть-Кан по ул. Школьная, д. 12, кв. 1: подавать тепловую энергию с температурой 18 С, с допустимым понижением 2 С; подавать холодную воду. Срок действия в договоре не указан.

Таким образом, на дату рассмотрения дела между теплоснабжающей организацией и абонентом действует договор теплоснабжения и снабжения холодной водой от 01.01.2009г. Абонент производит своевременно оплату услуг теплоснабжения, данный факт подтвержден директором МУП «Коммунальщик» на заседании комиссии.

МУП «Коммунальщик» 17.07.2012г. в адрес заявителя направило уведомление исх. № 120, согласно которому из-за износа и нерентабельности тепловой трассы по ул. Школьная работниками МУП «Коммунальщик» будет произведена работа по отключению ее квартиры, расположенной по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Школьная, от центральной системы отопления.

Вывод источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации регламентирован статьей 21Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Часть 1 указанной статьи устанавливает, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

Администрация МО «Усть-Канское сельское поселение» не получала от МУП «Коммунальщик» уведомления о выводе тепловой трассы, осуществляющей теплоснабжение жилого дома по ул. Школьная, 12 с. Усть-Кан, из эксплуатации, а следовательно и не производила согласование такого вывода. Уведомление Администрации МО «Усть-Канский район» об отключении жилых домов № 12, 16, 18 по ул. Школьная с. Усть-Кан и последующее составление акта обследования тепловых сетей  не будет являться надлежащим исполнением требований части 1 статьи 21 Закона о теплоснабжении, так как администрация муниципального района не уполномоченный на решение подобных вопросов орган.

Кроме того, в силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 8 статьи 21 Закона о теплоснабжении определено, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ  правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что прекращение подачи тепловой энергии, равно как и вывод из эксплуатации тепловых сетей, может быть осуществлено только на основании предварительного согласования с абонентом.

Прекращение подачи энергии в одностороннем порядке возможно лишь при наличии удостоверенного органом государственного энергетического надзора неудовлетворительного состояния энергетических установок абонента, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан.

Комиссией УФАС по РА установлено, что МУП «Коммунальщик» не заключало с заявителем соглашения о расторжении договора теплоснабжения и снабжения холодной водой от 01.01.2009г. Помимо этого установлено, что теплоснабжающая организация не согласовывала с потребителем вывод тепловых сетей, осуществляющих теплоснабжение жилого дома по ул. Школьная, 12 с. Усть-Кан, из эксплуатации, а органом государственного энергетического надзора не исследовалось состояние энергетических установок абонента.

На основании изложенного следует, что у МУП «Коммунальщик» отсутствуют основания прекращения теплоснабжения квартиры заявителя, расположенной по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Школьная, а следовательно основания для направления уведомления о предстоящем отключении от центральной системы отопления.

Приказом Управления ФАС по Республике Алтай № 129 от 08.08.2011г. МУП «Коммунальщик» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% по производству, передаче, распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), на рынке с. Усть-Кан МО «Усть-Канский район» с долей свыше 65%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, МУП «Коммунальщик» занимает доминирующее положение на рынке по производству, передаче, распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) с. Усть-Кан МО «Усть-Канский район».

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Направление письма, содержащего угрозу прекращения подачи тепловой энергии (отключения от системы центрального отопления), совершено с нарушением пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса РФ, части 8 статьи 21 Закона о теплоснабжении и является злоупотреблением доминирующим положением, имеющего своим результатом угрозу ущемления интересов заявителя.

На основании изложенного действия МУП «Коммунальщик» являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

1. Признать МУП «Коммунальщик» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи со злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением, а именно направление письма от 17.07.2012г. исх. № 120, содержащего угрозу прекращения подачи тепловой энергии (отключения от системы центрального отопления абонента), что ущемляет интересы абонента.

2. Выдать МУП «Коммунальщик» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно осуществлять отключение потребителей от системы теплоснабжения (прекращать подачу тепловой энергии) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ  № 35

05 декабря 2012 года                                                                     г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.12.2012г. по делу № 35 от 15.10.2012г. о нарушении МУП «Коммунальщик» (Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Партизанская, 46а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

МУП «Коммунальщик» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в направлении письма от 17.07.2012г. исх. № 120, содержащего угрозу прекращения подачи тепловой энергии (отключения от системы центрального отопления абонента), что ущемляет интересы абонента, путем прекращения злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершением действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно МУП «Коммунальщик» осуществлять отключение потребителей от системы теплоснабжения (прекращать подачу тепловой энергии) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

О принятии к выполнению настоящего Предписания МУП «Коммунальщик» необходимо сообщить в антимонопольный орган в срок до 25.12.2012г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны