Решение №004/06/31-72/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/31-72/2021 о нарушении законодател... от 10 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/31-72/2021

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

  «10» марта 2021г.                                               г. Горно-Алтайск                                                                           

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

с участие по средствам видео-конференц-связи представителя заказчика МАУДО «Онгудайская детская школа искусств» директора ..., рассмотрела жалобу ООО «Джули» на действия заказчика МАУДО «Онгудайская детская школа искусств» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 1077600000621000003 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки».

ООО «Джули» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя на заседание комиссии УФАС по РА не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 02.03.2021г. поступила жалоба ООО «Джули» (вх. № 1164) на действия заказчика МАУДО «Онгудайская детская школа искусств» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 1077600000621000003 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки».

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует законодательству о контрактной системе.

МАУДО «Онгудайская детская школа искусств» 10.03.2021г. представлены письменные возражения на жалобу (вх. №1281).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заказчика, установила следующее:

10.02.2021г. в ЕИС в сфере закупок заказчиком МАУДО «Онгудайская детская школа искусств» размещено извещение о проведении электронного аукциона№ 1077600000621000003 на работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки. В соответствии с аукционной документацией   № 1077600000621000003 закупка предусматривает выполнение работ по капитальному ремонту здания МАУДО Онгудайская детская школа искусств по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Онгудай, ул. Ленина, д. 12 (в рамках НП «Культура»). 17.02.2021г., 19.02.2021г.  заказчиком внесены изменения в аукционную документацию.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закона.

Согласно извещению №1077600000621000003 в разделе «Требования к участникам» заказчиком установлены единые требования в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе и требование в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 данного закона. Дополнительная информация к требованиям отсутствует.

На основании ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - постановление № 99).

Предметом закупки (извещение №1077600000621000003) является выполнение работ по капитальному ремонту здания МАУДО Онгудайская детская школа искусств по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Онгудай, ул. Ленина, д. 12  (т.е. капитальный ремонт объекта капитального строительства), начальная (максимальная) цена контракта составляет 10509810,00 рублей.

В связи с чем, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в рамках данной закупки заказчик в извещении и в аукционной документации обязан установить дополнительные требования к участникам аукциона, предусмотренные п. 2(4) приложения №1 к постановлению №99, а именно выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если НМЦК для муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей.

При анализе аукционной документации Комиссией УФАС по РА установлено следующее.

Заказчиком в п. 15 Информационной карты аукционной документации (в ред. от 19.02.2021г.) указано: «Дополнительные требования к участникам электронного аукциона, в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона: установлены. В соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. № 99:

наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Документы, подтверждающие соответствие участников аукциона дополнительным требованиям:

копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

(п. 2(4) введен Постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 № 921);

копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства;

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

(п. 2(5) введен Постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 № 921);

копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком МАУДО «Онгудайская детская школа искусств» нарушены требования ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31,     п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как:

- в извещении 1077600000621000003 не установлены дополнительные требования к участникам аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона, в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и п. 2(4) приложения №1 к постановлению №99;

- в п. 15 Информационной карты незаконно установлены дополнительные требования, предусмотренные п. 2 приложения №1 к постановлению №99 (без указания наименования данного дополнительного требования и без перечисления документов, подтверждающих соответствие данному требованию);

- в п. 15 Информационной карты установлено дополнительное требование, предусмотренное п. 2(4) приложения №1 к постановлению №99, а также перечислены документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным не только в пункте 2(4), но и в пунктах 2(5) и 2(6) приложения №1 к постановлению №99.  

За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Следовательно, довод жалобы ООО «Джули» является обоснованным.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 данного Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 данной части.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 данного Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в данной части.

Таким образом, капитальный ремонт объекта капитального строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств, осуществляется на основании сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства, подготовка иных разделов проектной документации является правом застройщика.

Частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе определено, что методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок № 841/пр) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее - Методика № 841/пр).

Комиссией УФАС по РА установлено, что заказчиком в ЕИС в сфере закупок размещены, в том числе документ «Обоснование НМЦК» (сводный сметный расчет), ведомость объемов работ, смета на строительство объекта: «Капитальный ремонт здания Онгудайской детской школы искусств по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Онгудай, ул. Ленина, д. 12».

Согласно документу «Обоснование НМЦК» (размещено в ЕИС отдельным документом) заказчиком при обосновании НМЦК применен проектно-сметный метод, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе.

Учитывая тот факт, что капитальный ремонт здания МАУДО Онгудайская детская школа искусств осуществляется в соответствии со сметной документацией, в качестве проекта сметы контракта представлены размещенные в ЕИС сметы на выполнение работ.

Заявитель участие представителя на заседании Комиссии УФАС по РА не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, что сметы, размещенные заказчиком в ЕИС в составе аукционной документации, не отвечают требованиям, предъявляемым к проекту сметы контракта.

Доводы заявителя в данной части являются необоснованными.

В силу ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай не наделено полномочиями осуществления контроля за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В силу п.п. 1, 3 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 данной статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с данным Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета; органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Закупка на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАУДО Онгудайская детская школа искусств по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Онгудай, ул. Ленина, д. 12 осуществляется в рамках НП «Культура», следовательно, источником финансирования являются федеральный, региональный и местный бюджеты.

Согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004г. №703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим, в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В связи с чем, довод заявителя о том, что заказчиком в нарушение п. 22 Порядка №841/пр не применены индексы, учитывающие инфляцию периода капитального ремонта, не подлежит рассмотрению Комиссией УФАС по РА.

Согласно информации, размещенной в ЕИС в сфере закупок, на участие в данном аукционе поступило 6 заявок, все участники допущены до аукциона. НМЦК снижена на аукционе до 8184705,70 рублей (протокол аукциона от 05.03.2021г.).

Представитель заказчика на заседании Комиссии УФАС по РА согласился с допущенными нарушениями и ходатайствовал об отмене данного аукциона в целях предоставления им возможности устранить допущенные нарушения.

Принимая во внимание, что извещение и аукционная документация не позволяют однозначно трактовать предъявляемые к участникам закупки дополнительные требования, в том числе перечень документов, которые должны представить участники закупки в подтверждение своего соответствия данным дополнительным требованиям, Комиссия УФАС по РА решила выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона 1077600000621000003, приведения документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и повторного осуществления закупки при необходимости.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 106 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Джули» на действия заказчика МАУДО «Онгудайская детская школа искусств» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 1077600000621000003 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки», обоснованной в части: неустановления в извещении №1077600000621000003 дополнительных требований к участникам аукциона и исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона, в соответствии с ч. 2 ст. 31 данного закона и п. 2(4) приложения №1 к постановлению №99, а также установления в п. 15 Информационной карты аукционной документации разночтивой информации в отношении установленных к участникам закупки дополнительных требований, в том числе в части документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям (пункты 2, 2(4), 2(5) и 2(6) приложения №1 к постановлению №99).

2. Признать заказчика МАУДО «Онгудайская детская школа искусств»  нарушившим требования ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику МАУДО «Онгудайская детская школа искусств» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем отмены данного электронного аукциона, приведения документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и повторного осуществления закупки при необходимости.

4. В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Федерального закона  №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» передать жалобу                ООО «Джули» в Управление Федерального казначейства по Республике Алтай в части проверки довода о несоответствии определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта требованиям Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019г. №841/пр.

5. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего данные нарушения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны