Решение №40 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 40 от 3 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 40

 

«03» мая 2023 года                                                                       г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой документарной проверки (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

с участием по видео-конференц-связи представителей заказчика КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» <…>, <…> по доверенностям, в отсутствие представителей заявителя УФСБ по Республике Алтай (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки закупочной комиссии уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупок путем проведения электронных аукционов №0177200000922003284 на строительство автомобильной дороги «Урлу-Аспак-Каракол» км 5+300 - км 15+600, №0177200000922004668 на строительство автомобильной дороги «Балыктуюль – Балыкча» на участке км 30 - км 36 (перевал Кату-Ярык),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В связи с поступившим обращением управления Федеральной службы безопасности по Республике Алтай (вх. № 27-ДСП от 19.04.2023) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа № 61/23 от 25.04.2023 назначена внеплановая документарная проверка закупочной комиссии уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок путем проведения электронных аукционов №0177200000922003284 на строительство автомобильной дороги «Урлу-Аспак-Каракол» км 5+300 - км 15+600, №0177200000922004668 на строительство автомобильной дороги «Балыктуюль – Балыкча» на участке км 30 - км 36 (перевал Кату-Ярык).

Проверка назначена в связи с получением информации о признаках нарушения пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с необоснованным признанием заявок ООО «Алтайская буровая компания» соответствующей требованиям извещений №0177200000922003284, №0177200000922004668 (пп. «а» п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе).

В ходе проверки у уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай (далее – Минэкономразвития РА, уполномоченный орган) и заказчика Казенное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» (далее - КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор») запрошены заявки участников электронных аукционов №0177200000922003284, №0177200000922004668 и письменные возражения по установленным признакам нарушения.

Запрошенные документы и информация поступили в УФАС по Республике Алтай 27.04.2023 (вх. № 1721-ЭП/23) и 28.04.2023 (вх. № 1766-ЭП/23).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, установила следующее.

12.09.2022 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000922003284 на строительство автомобильной дороги «Урлу-Аспак-Каракол» км 5+300 - км 15+600. Начальная цена контракта 83835130,42 рублей. Закупка осуществляется в рамках НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

05.12.2022 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000922004668 на строительство автомобильной дороги «Балыктуюль – Балыкча» на участке км 30 - км 36 (перевал Кату-Ярык). Начальная цена контракта 214969709,00 рублей. Закупка осуществляется в рамках НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Заказчиком по данным закупкам является КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор».

На основании пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки  члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного Федерального закона.

Согласно п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.

В извещениях о проведении электронных аукционов №0177200000922003284, №0177200000922004668 установлены дополнительные требования к участникам закупки по ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, позиции 17 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 №2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление №2571).

В соответствии с позицией 17 приложения к постановлению №2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 данной графы данной позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 данной графы данной позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.

К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пункту 1 позиции 17 Постановления №2571 относятся:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Из указанных норм следует, что Постановлением №2571 установлено требование к наличию опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика.

Комиссией УФАС по РА установлено, что РТС-тендер (оператор электронной площадки) в реестре участников закупки, аккредитованных на электронный площадке, в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 17 приложения к постановлению №2571 размещены, в том числе следующие документы участника закупки с идентификационными номерами заявок 112637472 и 113226069 (ООО «Алтайская буровая компания»):

- договор строительного подряда №САД-2019/3044-ПД-11 от 27.02.2020, заключенный между ООО «Строй НЭС-АБ» (подрядчик) и ООО «Алтайская буровая компания» (субподрядчик) на строительство автомобильной дороги «Урлу-Аспак – Каракол» км 0+000 – км 2+000;

- дополнительные соглашения к данному договору;

- акт приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненной строительством автомобильной дороги «Строительство автомобильной дороги «Урлу-Аспак – Каракол» км 0+000 – км 2+000» от 31.03.2022;

- справки о стоимости выполненных работ, акты приемки выполненных работ, счета-фактуры;

- свидетельства о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов, проектной документации, заключения.

На заседании Комиссии УФАС по РА представителями заказчика КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» были даны пояснения о том, что иных контрактов, заключенных с ООО «Алтайская буровая компания» как с подрядной организацией, представлено не было. Закупочная комиссия приняла решение о соответствии договора строительного подряда №САД-2019/3044-ПД-11 от 27.02.2020 и приложенных к нему документов установленным дополнительным требованиям в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению №2571.

В связи с данными пояснениями Комиссия УФАС по РА отмечает следующее.

Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В силу п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт строительства, реконструкции самого объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу положений ГК РФ окончательный результат выполненных работ, в данном случае построенный объект капитального строительства, передается заказчику генеральным подрядчиком, при этом именно генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда.

В определении Верховного суда Российской Федерации №309-ЭС20-15792 от 20.10.2020 указано, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительных работ, не может быть признано имеющим опыт строительства объекта в целом, в частности, опыт по сдаче и вводу в эксплуатацию объекта, а также исполнению гарантийных обязательств.

Кроме того, подпунктом «б» пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что для целей данного постановления опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные приложением в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Из данной нормы следует, что указанные документы должны быть выданы в отношении участника закупки и предоставление для оценки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления №2571.

Акт приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненной строительством автомобильной дороги «Строительство автомобильной дороги «Урлу-Аспак – Каракол» км 0+000 – км 2+000» от 31.03.2022, представленный в составе заявки ООО «Алтайская буровая компания», выдан подрядчику ООО «Строй НЭС-АБ».

Справка о фактической стоимости строительства, имеющаяся в составе названного акта, подписана подрядчикам ООО «Строй НЭС-АБ» и заказчиком КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор».

Таким образом, Комиссия УФАС по РА, изучив представленные документы и информацию, приходит к выводу, что ООО «Алтайская буровая компания» не подтвержден опыт выполнения работ в соответствии с позицией 17 приложения к постановлению №2571.

Следовательно, закупочная комиссия уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай нарушила пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе в связи с необоснованным признанием заявок ООО «Алтайская буровая компания» (идентификационные номера 112637472 и 113226069) соответствующими требованиям извещений №0177200000922003284 и №0177200000922004668.

В связи с тем, что государственные контракты по итогам электронных аукционов №0177200000922003284 и №0177200000922004668 заключены 04.10.2022 и 26.12.2022, у Комиссии УФАС по РА отсутствуют основания для выдачи предписания об отмене итоговых протоколов.

Комиссия, изучив представленные документы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать закупочную комиссию уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай нарушившей        пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с необоснованным признанием заявок с идентификационными номерами 112637472 и 113226069 (ООО «Алтайская буровая компания») соответствующими требованиям извещений №0177200000922003284 и №0177200000922004668.

2. Передать материалы проверки должностному лицу управления для возбуждения административного производства в отношении должностного лица заказчика, допустившего вышеуказанное нарушение.

 

 

Руководитель комиссии                                                                  

 

Члены комиссии                                                                              

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны