Решение №004/05/28-138/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 004/05/28-138/2023 от 28 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу004/05/28-138/2023

 

27.04.2023г.                                                                                       г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

рассмотрев дело № 004/05/28-138/2023, возбужденное в отношении ИП <…> по факту распространения объекта наружной рекламы на рекламных конструкциях и листовках, по адресам: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 9, пр. Коммунистический, д. 124/1, пр. Коммунистический, д. 115/1 с признаками нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

представителя по доверенности лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе                    ИП <…> - <…> по доверенности от 20.01.2022г.,

в отсутствие:

- представителя заявителя Сибирского главного управления Банка России,

- представителей заинтересованных лиц ООО «Д» и ИП <…>.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступили материалы Сибирского ГУ Банка России (вх. № 528 от 10.02.2023г.) по факту распространения на территории г. Горно-Алтайска информации на рекламных конструкциях следующего содержания:

- «КТЛ КТ сеть комиссионных магазинов БЕРЕМ ВСЕ! Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря ПОКУПАЕМ ДОРОГО!» (пр. Коммунистический, 124/1 (возле бывшего автобусного павильона «Республиканская больница»);

- «КТЛ КТ сеть комиссионных магазинов БЕРЕМ ВСЕ! Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Продажа/Обмен/Залог САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ!» (пр. Коммунистический, 115/1 (перед зданием ГУ МЧС по Республике Алтай), с признаками нарушения Закона о рекламе.

Из материалов, следует что на рекламных конструкциях размещена информация ИП <…> под брендом «КТ», который осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов с признаками нелегальной деятельности.

03.03.2023г. сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в ходе наблюдения за соблюдением законодательства о рекламе установлен факт распространения на рекламных листовках КТЛ КТ (ИП <…>) в г. Горно-Алтайске, пр. Коммунистический, д 9 информации следующего содержания: «КТЛ КТ ЛОМБАРД Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! БЕРЕМ ВСЕ! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря ПОКУПАЕМ ДОРОГО! САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ! г. Горно-Алтайск ул. Ленина 199/1 8-9…, ул. Социалистическая 22 8-9…, ул. Чорос-Гуркина 32 8-9…, ул. Павла-Кучияк 8-9…, ул. Заринская 39 8-9…».

В связи с тем, что указанная реклама содержит признаки нарушения требований нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе, определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 06.04.2023г. возбуждено дело      № 004/05/28-138/2023 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 27.04.2023г.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).

Из определения понятия «реклама» следует, что для признания информации рекламой она должна одновременно выполнять несколько условий, а именно:

- быть распространенной любым способом, в любой форме;

- быть адресованной неопределенному кругу лиц;

- быть направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Реклама должна формировать или поддерживать интерес к объектам рекламирования. Чтобы информация могла считаться рекламой, она должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировании к нему положительного отношения и закреплении его образа в памяти потребителя. Под рекламой следует понимать сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Реклама призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения купли-продажи по поводу рекламируемой продукции. Такая способность является отличительной чертой рекламы.

Так, потребителями информации:

- «КТЛ КТ сеть комиссионных магазинов БЕРЕМ ВСЕ! Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря ПОКУПАЕМ ДОРОГО!»

- «КТЛ КТ сеть комиссионных магазинов БЕРЕМ ВСЕ! Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Продажа/Обмен/Залог САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ!»

- «КТЛ КТ ЛОМБАРД Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! БЕРЕМ ВСЕ! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря ПОКУПАЕМ ДОРОГО! САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ! Г. Горно-Алтайск ул. Ленина 199/1 8-9…, ул. Социалистическая 22 8-9…, ул. Чорос-Гуркина 32 8-9…, ул. Павла-Кучияк 8-9…, ул. Заринская 39 8-9…», являются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе).

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в городе Горно-Алтайске;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к объекту рекламирования – займу, и его продвижению на рынке финансовых услуг.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Закона о рекламе.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются» (часть 1 статьи 5 Закона о рекламе).

Существует общепринятое понятие о том, что под залог имущества у организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, можно получить денежный займ.

Так, в рекламе по следующим адресам: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 124/1, пр. Коммунистический, д. 115/1 присутствуют слова «деньги», «залог» и «ломбард» в рекламной листовке по пр. Коммунистическому, д. 9, что дает основание потребителям финансовых услуг полагать, что субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно такую деятельность.

Вместе с тем, Комиссией УФАС по РА установлено, что ИП <…> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, поскольку сведения об ИП <…> в государственном реестре ломбардов Банка России отсутствуют.

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В нарушение требований частей 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе, в рекламе ИП <…> размещена информация о деятельности по предоставлению займов под залог, т.е. деятельности ломбардов, что не соответствует положениям специального ФЗ «О ломбардах» и ФЗ «О рекламе».

Пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Так, использование в рекламе обозначения «Самая дорогая оценка в городе!» (пр. Коммунистический, д. 115/1 и в рекламной листовке по пр. Коммунистическому, д. 9) противоречит требованиям пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку данная информация не подтверждена документально.

Таким образом, Комиссией УФАС по РА установлено, что информация о деятельности по предоставлению займов под залог, т.е. деятельности ломбардов, в том числе использование неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Следовательно, данная реклама финансовых услуг, расположенная по адресам: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 9, пр. Коммунистический, д. 124/1, пр. Коммунистический, д. 115/1 распространена с нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

На заседании комиссии представитель ответчика <…> пояснил, что ИП <…> с 16.02.2016г. зарегистрирован как микропредприятие, основной вид деятельности – торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах, в том числе торговля розничная предметами антиквариата, торговля розничная букинистическими книгами, торговля розничная прочими бывшими в употреблении товарами, в связи с чем ИП <…> осуществляет три вида деятельности, а именно: покупку, продажу, комиссию. Договоры займа под залог движимого имущества, а также договоры хранения он не заключает, предоставлением потребительских займов, а также оказанием банковских, страховых и иных финансовых услуг не занимается. В ноябре 2021 года ИП <…>. был куплен сеть комиссионных магазинов у ООО «КТЛ» (Договор купли-продажи бизнеса б/н от 01.11.2021г.) вместе с имуществом, товаром и рекламой и осуществляет свою деятельность под брендом «КТ». Вышеуказанная реклама использовалась ООО «КТЛ», т.е. Общество являлось владельцем рекламных баннеров. Вместе с тем, с нарушением законодательства согласен и вышеуказанные рекламы были демонтированы, рекламные листовки изъяты и не распространяются.

Согласно предоставленной информации ООО «Д» (вх. № 1091 от 21.03.2023г.), 14.08.2022г. между Обществом и ИП <…> заключен договор № … об изготовлении рекламной продукции и оказании услуг аренды рекламных площадей. В соответствии с дополнительным соглашением № … от 24.08.2022г. к договору № … от 14.08.2022г. рекламная продукция размещается на скроллерных установках по адресам: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 95, ст. А, пр. Коммунистический 55/1 ст. А.

ИП <…> 03.04.2023г. предоставил информацию (вх. №1317), согласно которой на рекламной конструкции по адресу г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 115/1 (перед зданием ГУ МЧС по Республике Алтай) размещена реклама на основании договора № … об оказании рекламных услуг от 26.06.2022г. с ИП <…>.

Согласно представленным документам и данным, рекламодателем вышеуказанных рекламных информаций является ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>).

Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем является ИП <…>.

Проанализировав материалы дела, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, их представителей, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

При решении вопроса о возможности выдачи предписания, Комиссия исходит из того, что у УФАС по РА отсутствуют сведения о полном прекращении распространения ИП <…> наружной рекламы в г. Горно-Алтайске, пр. Коммунистический, д. 115/1, противоречащей пункту 1 части 2, пункту 1 части 3 статьи 5, частям 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

В связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 10 данной статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 данного кодекса - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пп. 42 - 47, п. 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу (рекламные конструкции, находящиеся по адресам г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 124/1, пр. Коммунистический, д. 115/1 и листовку, распространенную по адресу: пр. Коммунистический, д. 9):

- «КТЛ КТ сеть комиссионных магазинов БЕРЕМ ВСЕ! Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря ПОКУПАЕМ ДОРОГО!»

- «КТЛ КТ сеть комиссионных магазинов БЕРЕМ ВСЕ! Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Продажа/Обмен/Залог САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ!»

- «КТЛ КТ ЛОМБАРД Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! БЕРЕМ ВСЕ! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря ПОКУПАЕМ ДОРОГО! САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ! Г. Горно-Алтайск ул. Ленина 199/1 8-9…, ул. Социалистическая 22 8-9…, ул. Чорос-Гуркина 32 8-9…, ул. Павла-Кучияк 8-9…, ул. Заринская 39 8-9…», т.к. она не соответствует пункту 1 части 2, пункту 1 части 3 статьи 5, частям 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Выдать предписание ИП <…> о прекращении нарушения рекламного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2023г. В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Алтай в течение трех месяцев со дня его вынесения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии:                                                                              

 

Члены комиссии                                                                                             

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны