Решение №004/10/99-344/2023 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке №004/10/99-344... от 12 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 004/10/99-344/2023

 

«12» сентября 2023 года                                                                  

  г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой документарной проверки (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

в отсутствие представителей Министерства здравоохранения Республики Алтай (ходатайство от 08.09.2023 вх. №3968-ЭП/23), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона №0177200000923000374 на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (Передвижной рентгеновский цифровой аппарат),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа № 130/23 от 15.08.2023 назначена внеплановая документарная проверка заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона №0177200000923000374 на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (Передвижной рентгеновский цифровой аппарат).

Приказом от 29.08.2023 №136/23 проведение внеплановой документарной проверки продлено до 12.09.2023.

Проверка назначена в связи с выявленными признаками нарушения ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 данного закона).

В ходе проверки у Министерства здравоохранения Республики Алтай запрошены: письменные пояснения с обоснованием необходимости описания объекта закупки по ОКПД2 26.60.11.113 без применения позиции каталога товаров, работ, услуг; сведения о характеристиках позиций КТРУ по ОКПД2 26.60.11.113, не соответствующих характеристикам, установленным в описании объекта закупки к извещению №0177200000923000374; заявки подведомственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай на приобретение передвижного рентгеновского цифрового аппарата с установленными техническими характеристиками товара (при наличии); доказательства наличия на товарном рынке товаров двух и более производителей, подходящих под установленные заказчиком в извещении №0177200000923000374 технические требования (с обязательным приложением технических характеристик представленных товаров); коммерческие предложения, явившиеся обоснованием начальной (максимальной) цены контракта по извещению №0177200000923000374.

Запрашиваемые документы и пояснения поступили в УФАС по РА 21.08.2023, 04.09.2023 (вх. №3612-ЭП/23, №3968-ЭП/23).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, установила следующее.

16.02.2023 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000923000374 на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (Передвижной рентгеновский цифровой аппарат). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20400000,00 рублей. Заказчиком является Министерство здравоохранения Республики Алтай. Закупка осуществляется в рамках НП «Здравоохранение».

Извещением №0177200000923000374 установлено, что объектом закупки является передвижной рентгеновский цифровой аппарат, ОКПД2: 26.60.11.113, в количестве 2 штук.

В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила формирования и ведения каталога); правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).

В силу пункта 2 Правил формирования и ведения каталога, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с данными Правилами.

Согласно пп. «а» п. 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019г. №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В извещении №0177200000923000374 установлены ограничения допуска по постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», так как код ОКПД2 26.60.11.113 включен в перечень данного постановления.

Пунктом 7 Правил использования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Описание объекта закупки по извещению №0177200000923000374 на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (Передвижной рентгеновский цифровой аппарат) составлено с применением ОКПД2: 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические».

Вместе с тем, КТРУ содержит следующие позиции:

- 26.60.11.113-00000114 «Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая»;

- 26.60.11.113-00000115 «Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая»;

- 26.60.11.113-00000116 «Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая».

Согласно п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Из письменных пояснений (вх. №3612-ЭП/23 от 21.08.2023) Министерства здравоохранения Республики Алтай следует, что позиции КТРУ не были применены в связи с невозможностью детального описания характеристик, необходимых заказчику. В кодах позиции КТРУ отсутствуют следующие характеристики или возможность детального описания характеристики:

1) требования к плоскопанельному детектору рентгеновского аппарата: размер пикселя детектора влияет на разрешение получаемого изображения, то есть напрямую влияет на степень детализации результата, получаемого рентгеновским аппаратом, что прямым образом влияет на возможность выявления признаков заболевания, особенно на ранних стадиях. Такой параметр детектора, как квантовая эффективность регистрации, определяет величину получаемой пациентом дозы облучения;

2) возможность установления характеристик штативного устройства аппарата: вынос излучателя по горизонтали относительно передних колес, вынос излучателя по горизонтали относительно вертикальной стойки, вращение излучателя вокруг оси Х, вращение излучателя вокруг оси Y, минимальный охват диапазона движения излучателя по вертикали (от пола). Данные параметры определяют маневренность управления палатной рентгеновской системой;

3) минимальное и максимальное фокусные расстояния: поставленное в полном соответствии с КТРУ оборудование может быть неприменимо для проведения исследований малоподвижных пациентов на кушетке - одна из основных областей применения данного типа оборудования;

4) предусмотренный КТРУ диапазон мощностей допускает поставку оборудования, не позволяющего выполнять требуемый спектр исследований. Указанные в КТРУ минимальные мощности 2,4-3,5 кВт гарантированно позволят выполнять только исследования в области травматологии, исследования же органов грудной клетки, абдоминальной области требуют больших мощностей.

Заказчиком указано, что позиция КТРУ 26.60.11.113-00000115 не применима, так как содержит характеристику «Управление: ручное», тогда как заказчику требуется «Моторизированный привод вертикального перемещения излучателя: наличие». Позиции КТРУ 26.60.11.113-00000114 и 26.60.11.113-00000116 имеют ухудшающую характеристику в части размеров рабочего поля, так как может быть поставлен товар с меньшим размером рабочего поля детектора, чем требуется заказчику.

При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик объекта закупки, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Комиссией УФАС по РА установлено, что под технические характеристики, включенные заказчиком в извещение №0177200000923000374, подходит товар как минимум двух производителей: ООО «С.П. Гелпик» (аппарат «РЕНЕКС») и ООО «Севкаврентген-Д» (аппарат «Парус»).

Данный вывод подтверждается коммерческими предложениями, на основании которых заказчиком произведено обоснование НМЦК.

Следовательно, отсутствуют признаки ограничения конкуренции в части возможности предоставления аппарата определенной модели или только одного производителя.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу о том, что признаки нарушения ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе не подтвердились, так как в КТРУ отсутствует позиция с товаром, соответствующим потребностям заказчика.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,

 

РЕШИЛА:

 

В действиях заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при проведении электронного аукциона №0177200000923000374 на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (Передвижной рентгеновский цифровой аппарат) не установлены нарушения требований ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны