Решение №004/10/99-285/2023 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке №004/10/99-285... от 25 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке №004/10/99-285/2023

 

  «25» июля 2023 года                   г. Горно-Алтайск                                                                           

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

руководитель комиссии – «…» – руководитель управления;

«…» – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и торгов, член комиссии;

«…» – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, член комиссии,

в присутствии министра природных ресурсов и экологии Республики Алтай «…», представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай «…» по доверенности от 17.07.2023 № 66, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки заказчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении государственного контракта №ЕИ/194 от 24.06.2023 на расчистку озера Манжерокского в Республике Алтай (II этап).

Правительство Республики Алтай, ООО «СБД» уведомлены о времени и месте проведения внеплановой проверки, участие представителей не обеспечили.

УСТАНОВИЛА:

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), в связи с поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа № 91/23 от 11.07.2023 назначена внеплановая документарная проверка заказчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении государственного контракта №ЕИ/194 от 24.06.2023 на расчистку озера Манжерокского в Республике Алтай (II этап).

Проверка назначена в связи с выявленными признаками нарушения Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 данного закона).

В ходе проверки у Правительства Республики Алтай запрошены: протокол заседания Оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай, которым определен единственный подрядчик на расчистку озера Манжерокского в Республике Алтай (II этап); все распоряжения, изданные Правительством РА, касающиеся государственного контракта №ЕИ/194 от 24.06.2023 на расчистку озера Манжерокского в Республике Алтай (II этап) (заключение, изменение существенных условий, расторжение и т.д.); у Министерства регионального развития Республики Алтай запрошены: обращение о заключении государственного контракта с единственным подрядчиком, направленное в Минрегионразвития РА (с приложениями, отметкой о направлении и о получении); информацию о проведенных конкурентных процедурах на расчистку озера Манжерокского в Республике Алтай (II этап) до принятия решения о заключении государственного контракта с единственным подрядчиком (номера извещений); письменные пояснения по признакам нарушений; все документы, касающиеся изменения условий государственного контракта: копии дополнительных соглашений с подтверждением правовых оснований для их заключения, обращения подрядной организации о необходимости внесения изменений (при наличии); распоряжения Правительства Республики Алтай с приложением информации и документов, подтверждающих правовые основания для заключения дополнительных соглашений об изменении существенных условий государственного контракта №ЕИ/194 от 24.06.2023 и возникновение независящих от сторон договора обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения (при наличии); информацию о стадии исполнения государственного контракта с указанием процента фактически исполненных работ в денежном выражении.

Запрашиваемые документы и пояснения поступили в УФАС по РА 21.07.2023 (вх. №3082-ЭП/23).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав доводы представителей сторон, установила следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 01.04.2022 № 114 «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Алтай и (или) муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения государственных нужд Республики Алтай и муниципальных нужд в Республике Алтай и порядка их осуществления» (далее – Постановление № 114) установлено, что по 31 декабря 2023 г. включительно в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай, муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно правовым актом Правительства Республики Алтай, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в Республике Алтай, изданным в соответствии с решением Оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай, в том числе, при осуществлении закупки работ для завершения строительства, реализуемого в рамках национальных проектов, утвержден Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай, муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно правовым актом правительства Республики Алтай, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в Республике Алтай, изданным в соответствии с решением оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай (далее – Порядок № 114).

Пунктом 3 Порядка № 114 установлено, что в целях осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай у единственного поставщика заказчик направляет главному распорядителю средств республиканского бюджета Республики Алтай обращение, содержащее следующую информацию (документы):

а) наименование заказчика;

б) предмет контракта и описание объекта закупки, включающее в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

в) экономическое и (или) технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

г) подготовленное в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и подписанное заказчиком обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

д) информация о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе), включая его наименование, идентификационный номер налогоплательщика и обоснование выбора такого поставщика (подрядчика, исполнителя);

е) предполагаемый срок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предельный срок исполнения контракта;

ж) результаты проведенной заказчиком проверки соответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе;

з) информация об исполнении единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично или с привлечением к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей и обоснование необходимости их привлечения, а также требование к объему исполнения этим поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому контракту лично, установленному в виде процента от цены заключаемого с ним контракта, в случае привлечения к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей;

и) информация об установлении этапов контракта (при наличии);

к) информация о предполагаемом размере аванса (в случае, если контрактом предусмотрено авансирование), о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта (если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта);

л) информация о предполагаемом установлении требования к обеспечению исполнения контракта или обоснование нецелесообразности установления такого требования, информация об установлении требования к обеспечению гарантийных обязательств или обоснование нецелесообразности установления таких требований;

м) информация о казначейском сопровождении расчетов по контракту (расчетов по контракту в части выплаты аванса);

н) информация об источниках финансирования закупки.

09.06.2023 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Алтай в адрес Правительства Республики Алтай направлено обращение с приложением пакета документов, указанных в Постановлении № 114.

Установлено, что 24.06.2023 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Алтай с ООО «СБД» заключен государственный контракт №ЕИ/194 на расчистку озера Манжерокского в Республике Алтай (II этап) на сумму 375292422,29 руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Подпунктом «в» пункта 3 Порядка № 114 установлено, что обращение заказчика должно содержать экономическое и (или) технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На вопрос председателя Комиссии о том, в связи с чем не была объявлена конкурентная закупка, учитывая, что скорректированная проектно-сметная документация была получена 24.05.2023г., а контракт заключен 24.06.2023 представитель министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай пояснил, что необходимость заключения контракта с единственным подрядчиком была вызвана короткими сроками исполнения контракта — до 30.11.2023. Данные сроки зависят от природных и климатических особенностей региона, в том числе этапности производства работ. Кроме того, скорректированная проектно-сметная документация должна пройти согласование с ФГБВУ «Центррегионводхоз», после которой можно будет внести изменения в план-график для заключения контракта. 25.05.2023 были размещены документы для согласования с ФГБВУ «Центррегионводхоз». 09.06.2023 направлено обращение в Оперативный штаб. 14.06.2023 на Оперативном штабе вопрос решен положительно. 22.06.2023 получено согласование ФГБВУ «Центррегионводхоз».

24.06.2023 на основании распоряжения Правительства Республики Алтай №345-р от 21.06.2023 был заключен государственный контракт.

Комиссия УФАС по РА рассмотрев материалы, заслушав представителей приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай по заключению государственного контракта № ЕИ/194 от 24.06.2023 с единственным подрядчиком.

Согласно п. 12 Порядка № 114 после заключения государственного или муниципального контракта в соответствии с настоящим Порядком заказчик обязан уведомить об указанных контрактах Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в течение 1 рабочего дня, следующего со дня заключения государственного или муниципального контракта.

В нарушение п. 12 Порядка № 114 уведомление о заключении государственного контракта №ЕИ/194 от 24.06.2023 поступило в УФАС по РА 27.06.2023, т.е. на 2 рабочий день после заключения данного контракта.

В п. 3 распоряжения Правительства Республики Алтай от 21.06.2023 № 345-р «Об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных нужд Республики Алтай» указано, что Министерству природных ресурсов и экологии Республики Алтай заключить государственный контракт до 30 июня 2023г. с предельным сроком исполнения 21 декабря 2023г., на который заключается государственный контракт в соответствии с пунктом 2 данного Распоряжения.

Комиссией УФАС по РА установлено, что в п. 6.4 государственного контракта №ЕИ/194 от 24.06.2023 срок исполнения контракта: с 26 июня 2023 года по 31 декабря 2023 года.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай пояснил, что после окончания работ необходимо произвести приемку и оплату, в связи с чем срок исполнение контракта был установлен до 31.12.2023.

Таким образом, заказчиком в нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе государственный контракт №ЕИ/194 от 24.06.2023 на расчистку озера Манжерокского в Республике Алтай (II этап) заключен не на условиях, согласованных Оперативным штабом, а именно: увеличение срока исполнения контракта.

Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что заказчиком 24.06.2023г. заключен государственный контракт, у Комиссии УФАС по РА отсутствуют правовые основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай нарушившим ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при заключении государственного контракта №ЕИ/194 от 24.06.2023 на расчистку озера Манжерокского в Республике Алтай (II этап).

2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица заказчика, допустившего данное нарушение.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны