Определение №004/05/5-234/2023 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 004/05/5-23... от 18 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 004/05/5-234/2023
18.07.2023г. г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
Председатель Комиссии:
<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,
Члены Комиссии:
<…> – заместитель начальника отдела АМКиР Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,
<…> – ведущий специалист-эксперт отдела АМКиР Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,
рассмотрев дело № 004/05/5-234/2023 возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…> по факту распространения на территории города по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 2 и в социальной сети «ВКонтакте» рекламы с признаками нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон рекламе).
В отсутствии заявителя – <…>,
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – <…>, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление <…> (вх. № 1459 от 12.04.2023г.) по факту распространения на территории города по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 2 информации на рекламном баннере и в социальной сети «ВКонтакте» следующего содержания:
- «Пусти БИЧа* домой *Набор БиЧ / 1 кг роллов 899р Ё (логотип) ёсуши.рф 8 800 333 33 23»,
а также в сообществе социальной сети «ВКонтакте» «Доставка суши и роллов | Горно-Алтайск» (https://vk.com/sushi_i_rolly_gorno_altaisk) в записи на стене (по ссылке: https://vk.com/wall-214713365_1352) от 08.03.2023г. в 10:56 следующего содержания:
- «Неважно, что снаружи Главное, что внутри тебя Чпо Ки или Куни Ли Ё Ёбидоёби Sushi&Rolls» и к ней подпись: «Необыкновенные, ласковые, нежные и просто прекрасные девушки! С праздником ❤ Пусть рядом всегда будет тот, кто обеспечит вам счастливую жизнь, Чпо Ки и Куни Ли. Ну, а БиЧ так и останется просто названием любимого набора 😉 • Уточни наличие позиции в ресторане твоего города на сайте, в приложении или у оператора колл-центра».
По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение о возбуждении дела №004/05/5-234/2022 в отношении ИП <…> по признакам нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение №004/05/5-234/2022 от 09.06.2023г.
04.07.2023г. на заседании Комиссии УФАС по РА по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было принято решение об отложении рассмотрения дела и продлении срока его рассмотрения в связи с необходимостью получения от ИП <…> письменных пояснений и документов. Срок рассмотрения дела №004/05/5-234/2023 от 09.06.2023г. продлен, рассмотрение дела назначено на 18.07.2023г. в 11:00.
18.07.2023г. года продолжено рассмотрение дела №004/05/5-234/2023.
Из материалов дела №004/05/5-234/2023 усматривается нижеследующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (подп. 2 - 3 ст. 3 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Объектами рекламирования в рассматриваемом случае выступают готовые блюда (сет роллов «Куни Ли», «Чпо Ки» и «БИЧ»).
Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:
- информация распространена путем размещения рекламного баннера и в социальной сети «ВКонтакте»;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к рекламируемому товару - блюдам (набор «Куни Ли», «Чпо Ки», «БИЧ»), а также сети «Ёбидоёби»».
Рассматриваемая реклама содержит слова «Ёбидоёби», «КуниЛи», «Чпо Ки» «БИЧ», которые при прочтении могут восприниматься как бранные «Куни Ли», «Чпо Ки» и непристойные («Ёбидоёби», «БИЧ») выражения.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», к бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления; к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка Ожегова С.И. означает «неприличный, бесстыдный» (ссылка https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=16821.
Слово «Бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает «лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный» (https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=1611).
«Неприличный» - противоречащий правилам приличия (https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=16814).
«Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность (https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23855).
Согласно Толковому словарю русского языка Ефремовой Т.Ф. слово «непристойный» означает «крайне неприличный, бесстыдный, предосудительный» (https://gufo.me/search?term=%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9).
Слово «Неприличный» означает не отвечающий, противоречащий правилам приличия, непристойный» (https://gufo.me/search?term=%D0%BD%D0%B5%D0BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9).
Слово «Предосудительный» означает «заслуживающий осуждения, порицания» (https://gufo.me/search?term=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9).
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Кроме того, согласно вышеуказанного письма ФАС России при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).
Рассматриваемая реклама размещена наружно, возле остановки общественного транспорта, неподалеку находятся учебные заведения, реклама доступна широкому кругу потребителей, в том числе и детям.
Согласно представленной информации ИП <…>, им не осуществлялось изготовление, производство и размещение вышеуказанной рекламной конструкции.
04.07.2023г. на заседании комиссии представитель ИП <…> – <…> пояснил, что документы на изготовление и установку рекламы отсутствуют. Сведениями о лице, разместившем рекламу, он не располагает.
Комиссия в целях полного и всестороннего рассмотрения рекламного дела Определением от 04.07.2023 № АГ/1966/23 запросила у ИП <…> письменные пояснения по факту распространения вышеуказанной рекламы с признаками нарушения Закона о рекламе; договоры (заявки), платежные поручения и иные документы, на основании которых осуществлялось производство, изготовление и размещение рассматриваемой рекламной конструкции; сведения о заключенном договоре франшизы, сведения о зарегистрированных товарных знаках, которые имеют отношения к рассматриваемой рекламе.
Запрошенные у ИП <…> документы и письменная информация в УФАС по РА не представлены, в связи с их отсутствием.
В ходе производства по делу установить рекламодателя и рекламораспространителя рассматриваемой рекламы не представилось возможным.
Таким образом, в течение сроков рассмотрения дела не представилось возможным установить лицо, нарушившее законодательство о рекламе.
Комиссией УФАС по РА установлено, что на момент заседания комиссии вышеуказанная рекламная конструкция демонтирована.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае невозможности установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 31 настоящих Правил.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «е» пункта 40 и пункта 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу №004/05/19-328/2022 в отношении индивидуального предпринимателя <…> прекратить.
Определение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии