Решение №004/06/33-50/2023 РЕШЕНИЕ по делу №004/06/33-50/2023 о нарушении законодательс... от 28 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу №004/06/33-50/2023
о нарушении законодательства о контрактной системе
«28» февраля 2023 года г. Горно-Алтайск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: «…» – руководитель управления;
члены комиссии:
«…» – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и торгов,
«…» – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
с участием по видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай «…» по доверенности от 09.01.2023, в присутствии представителя заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай «…» по доверенности №Д2 от 28.02.2023, рассмотрев жалобу «…» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923000232 на приобретение в государственную собственность Республики Алтай нежилого здания в с. Алфёрово Майминского района Республики Алтай для размещения фельдшерско-акушерского пункта.
«…» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, участие представителя на комиссии УФАС по РА не обеспечил.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Алтайского республиканского УФАС России 17.02.2023 поступила жалоба «…» (вх. №634) на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923000232 на приобретение в государственную собственность Республики Алтай нежилого здания в с. Алфёрово Майминского района Республики Алтай для размещения фельдшерско-акушерского пункта.
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе описание объекта закупки не соответствует принципу объективности и создает ограничение конкуренции, в связи с тем, что по некоторым характеристикам установлены конкретные показатели.
Не согласившись с доводом жалобы, уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай, заказчиком Министерством здравоохранения Республики Алтай представлены письменные возражения (вх. №670 от 20.02.2023, №715 от 22.02.2023 соответственно).
Комиссия, проведя внеплановую проверку (п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе), заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа, установила следующее.
09.02.2023 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000923000232 на приобретение в государственную собственность Республики Алтай нежилого здания в с. Алфёрово Майминского района Республики Алтай для размещения фельдшерско-акушерского пункта. Начальная цена – 8000000,00 руб. Заказчиком является Министерство здравоохранения Республики Алтай. Закупка осуществлена в рамках НП «Здравоохранение».
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность заказчика является определяющим фактором при формировании и описании объекта закупки.
Согласно письменным пояснениям Министерства здравоохранения Республики Алтай (вх. №715 от 22.02.2023г.) заказчиком были изучены как характеристики существующих на сегодняшний день на рынке нежилых помещений, расположенных на территории с. Алферово, так и их фактическое состояние и стоимость. При описании объекта закупки заказчик исходил из минимального набора и площади помещений ФАП, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2022 №44. Выполнение наружных и внутренних стен из блоков ячеистого бетона по ГОСТ 31360-2007 обосновывается энергосбережением и теплоизоляцией, присущими ячеистому бетону, что соответствует необходимости соблюдения медицинскими организациями действующего законодательства. Указание на утепление наружных стен минераловатными плитами Y=90 кг/м3 с облицовкой навесной фасадной системой обуславливается основными эксплуатационно-техническими характеристиками. В части определения перегородок поэлементной сборки на металлическом каркасе заказчик руководствовался возможным последующим изменением норм площади помещений, предъявляемых к ФАП.
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что любой участник мог предложить к поставке нежилое здание, находящееся у него в собственности, либо на праве долгосрочной аренды. Отсутствие у потенциального участника закупки нежилого здания с требуемыми характеристиками не свидетельствует об ограничении конкуренции.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия заказчика по описанию объекта закупки, с учетом собственных потребностей не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
Вместе с тем, Комиссией УФАС по РА при установлении потенциальных участников аукциона были проанализированы коммерческие предложения по данной закупке, представленные Министерством здравоохранения Республики Алтай, в ходе чего было установлено: три коммерческих предложения представлены от одного хозяйствующего субъекта; характеристики не соответствуют описанию объекта закупки (технические задание) (приложение к извещению №0177200000923000232); срок действия коммерческих предложений истек 31.12.2022г.; предложенные нежилые помещения под размещение фельдшерского-акушерского пункта не совпадают с местом поставки (с. Алферово Майминского района).
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В силу ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай не наделено полномочиями осуществления контроля за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «…» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923000232 на приобретение в государственную собственность Республики Алтай нежилого здания в с. Алфёрово Майминского района Республики Алтай для размещения фельдшерско-акушерского пункта необоснованной.
2. Передать материалы дела в орган внутреннего государственного финансового контроля, по признакам нарушения статьи 22 Закона о контрактной системе.