Решение б/н Решение по делу в отношении Администрацией МО «Кош-Агачский ... от 1 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 4-А/15

                                                                                                     г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 27.03.2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 01.04.2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) в составе,

рассмотрев 27.03.2015г. в присутствии представителя Администрации МО «Кош-Агачский район» <…> отдела земельно-имущественных отношений Администрации МО «Кош-Агачский район» <…>  по доверенности от 14.01.2015г. № 88, дело № 4-А/15 от 04.02.2015г., возбужденное по признакам нарушения Администрацией МО «Кош-Агачский район» (Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Советская, 65) пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с принятием постановления от 31.12.2013 № 195 «Об утверждении коэффициентов, определяемых по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», согласно которому установлен коэффициент для определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения и обслуживания станций сотовой связи равный 30, при условии применения коэффициента для расчета размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения и обслуживания предприятий промышленности, транспорта и связи, в размере 0,1, предусматривающего создание дискриминационных условий в отношении операторов сотовой связи при осуществлении предпринимательской деятельности на товарном рынке по предоставлению услуг связи (установление экономически необоснованных коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения и обслуживания станций сотовой связи и линий связи),

У С Т А Н О В И Л А:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай «О проведении плановой выездной проверки» от 03.07.2014г. № 267 была проведена проверка в отношении Администрации МО «Кош-Агачский район».

По результатам анализа представленных Администрацией МО «Кош-Агачский район» материалов, инспекцией УФАС по РА установлено, что постановлением Администрации МО «Кош-Агачский район» от 31.12.2013 № 195 «Об утверждении коэффициентов, определяемых по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» установлен коэффициент для определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения и обслуживания станций сотовой связи равный 30, при условии применения коэффициента для расчета размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения и обслуживания предприятий промышленности, транспорта и связи, в размере 0,1.

Управлением на основании п. 5 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО «Кош-Агачский район» по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии постановления от 31.12.2013 № 195 «Об утверждении коэффициентов, определяемых по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», согласно которому установлен коэффициент для определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения и обслуживания станций сотовой связи равный 30, при условии применения коэффициента для расчета размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения и обслуживания предприятий промышленности, транспорта и связи, в размере 0,1 (приказ № 23 от 04.02.2015г.).

Рассмотрение дела № 4-А/15 от 04.02.2015г. о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 03.03.2015г., определением от 03.03.2015г. комиссия отложила рассмотрение дела № 4-А/15 от 04.02.2015г. в связи с отсутствием документов, необходимых для принятия решения о наличии (отсутствии) нарушений антимонопольного законодательства в действиях Администрации МО «Кош-Агачский район». Рассмотрение дела № 4-А/15 от 04.02.2015г. назначено на 27.03.2015г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

Согласно абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (до изменений, внесенных Федеральным законом № 171-ФЗ от 23.06.2014г.) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании "Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 13-1 ч. 1 ст. 15-1 Закона Республики Алтай от 24.02.1998 № 2-4 «О правительстве Республики Алтай» в сфере имущественных отношений Правительство Республики Алтай устанавливает порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в республиканской собственности, а также за земли, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением  Правительства Республики Алтай от 18.11.2008 № 261 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Республики Алтай, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п. 2 указанного постановления органам местного самоуправления муниципальных районов, городского округа в Республике Алтай рекомендовано:

принять в установленном порядке коэффициенты, определяемые по категориям земель и виду разрешенного использования земельного участка для исчисления арендной платы за использование земельных участков на территории Республики Алтай, государственная собственность на которые не разграничена;

принять в установленном порядке понижающие коэффициенты к размеру арендной платы для категорий лиц, имеющих в соответствии с законодательством о налогах и сборах право на освобождение от уплаты земельного налога, право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах.

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 № 209-О в отношении земельного налога, имеющего сходную правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 ЗК РФ, плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка.

В соответствии с определением Верховного суда Российской Федерации от 8 октября 2014 г. № 1-АГП14-14, в отношении изменения ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, суд пришел к выводу, что расчет арендной платы должен осуществляться в соответствии с федеральными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009г. № 582, а именно: принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета арендной платы, принцип запрета необоснованных противоречий.

На основании постановления Правительства Республики Алтай от 18.11.2008 № 261 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Республики Алтай, государственная собственность на которые не разграничена» Администрацией МО «Кош-Агачский район» принято постановление от 31.12.2013 № 195 «Об утверждении коэффициентов, определяемых по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», согласно которому утверждены коэффициенты, определяемые по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, применяемые при расчете арендной платы за их  использование в 2014 году на территории муниципального образования «Кош-Агачский район».

Приложением № 2 постановления Администрации МО «Кош-Агачский район» от 31.12.2013 № 195 «Об утверждении коэффициентов, определяемых по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства, размещения и обслуживания объектов сотовой связи, значение коэффициента установлено равное 30, в то время как значение коэффициента в отношении земельных участков, занятых предприятиями промышленности, транспорта и связи, установлено в размере 0,1.

Управлением запрошены у Администрации МО «Кош-Агачский район» письменные пояснения по существу рассматриваемого дела, а также копии документов, составляющих экономически обоснованный расчет арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, размещения и обслуживания объектов сотовой связи и для занятых предприятиями промышленности, транспорта и связи (с приложением подтверждающих документов).

Администрацией МО «Кош-Агачский район» представлены: договоры аренды земельного участка, расчет арендной платы за пользование земельными участками, акты приема-передачи земельных участков, кадастровые паспорта земельных участков, уведомления об изменении коэффициентов функционального использования земельных участков из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в с. Ташанта с арендатором ООО «Мегафон», для размещения и обслуживания башни сотовой связи  и в с. Курай  с арендатором ОАО «Мобильные ТелеСистемы», для строительства, размещения и установки опор питающей ЛЭП башни станции сотовой радиотелефонной связи.

 Однако данные документы не могут служить экономическим обоснованием расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных для строительства, размещения и обслуживания объектов сотовой связи и для занятых предприятиями промышленности, транспорта и связи, что свидетельствует об установлении не обоснованного (произвольного) коэффициента для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги связи.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель Администрации МО «Кош-Агачский район» <…> подтвердила  довод комиссии об отсутствии экономического обоснования коэффициента и пояснила, что установление  данных коэффициентов обусловлено разными значениями удельных показателей кадастровой стоимости вида разрешенного использования земельных участков. Средний уровень кадастровой стоимости земель для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи составляет 0,17 рублей за 1 кв.м., а средний показатель кадастровой стоимости для размещения эксплуатационных предприятий связи, у которых на балансе находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения составляет 32,40 рублей за 1кв.м. Земельных участков, находящихся в аренде у эксплуатационных предприятий связи, на территории района не имеется, поэтому установленный коэффициент к ним не применяется.

В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, признаются дискриминационными.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии; услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам; сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.

Фактическое выделение хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги сотовой связи, в отдельную от иных операторов связи категорию, установление разных правовых режимов для земельных участков, выделяемых указанным хозяйствующим субъектам, и земельных участков, выделяемых иным операторам связи для размещения сооружений связи, экономически необоснованно и не соответствует цели Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Действия Администрации МО «Кош-Агачский район», выразившиеся в установлении в постановлении от 31.12.2013 № 195 «Об утверждении коэффициентов, определяемых по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» экономически необоснованных коэффициентов для расчета размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленным операторам сотовой связи, создают дискриминационные условия по отношению к хозяйствующим субъектам (операторам сотовой связи) в понимании п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции, поскольку ставят хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги связи, в неравное положение, путем необоснованного применения различного значения коэффициента для определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения и обслуживания сооружений связи.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности создавать дискриминационные условия.

Комиссией УФАС по РА при анализе представленных Администрацией МО «Кош-Агачский район» документов по аренде земельных участков из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения ООО «Мегафон» в с. Ташанта и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в с. Курай Кош-Агачского района установлено, что утвержденный  постановлением № 195 от 31.12.2013г. коэффициент для определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения и обслуживания станций сотовой связи равный 30, был установлен постановлением Администрации МО «Кош-Агачский район» от 29 декабря 2011 года № 491-з «Об утверждении коэффициентов, определяемых по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», следовательно, датой установления  коэффициентов применяемых для расчета арендной платы за земельные участки и датой совершения нарушения антимонопольного законодательства нужно считать  29.11.2011 года.

В соответствии со статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Следовательно, у Комиссии УФАС по РА отсутствуют правовые основания для признания Администрации МО «Кош-Агачский район» нарушившей п.8 ч.1 ст. 15 ФЗ № 135 –ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель Администрации МО «Кош-Агачский район» <…> пояснила комиссии УФАС по РА, что при установлении новых коэффициентов, будет учтена позиция УФАС по РА.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 7 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 4-А/15 от 04.02.2015г. в связи с истечением срока давности, предусмотренного статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны