Решение б/н Решение по жалобе ООО «Профит-Плюс» на действия заказчика МБ... от 26 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 5-К/18

о нарушении законодательства о контрактной системе

«22» января 2018 года                                                                                                                            г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в отсутствие представителей сторон, рассмотрела жалобу ООО «Профит-Плюс» на действия заказчика МБОУ «Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта.

19.01.2018г. от заказчика МБОУ «Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина» поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя учреждения.

Заявитель ООО «Профит-Плюс» должным образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечил. О причинах неявки не сообщил, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не поступало.

При таких обстоятельствах Комиссия УФАС по РА полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя общества.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 15.01.2018г. (вх. 76) поступила жалоба ООО «Профит-Плюс» (г. Москва г. Московский, ул. Атласова, д. 9) на действия заказчика МБОУ «Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта.

Заявитель считает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.

МБУ «Централизованная бухгалтерия» от имени МБОУ «Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина» 19.01.2018г. представлено письменное возражение (вх. №161) на жалобу, согласно которому заказчик считает доводы необоснованными.

Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, полагает, что доводы жалобы являются обоснованными в части по следующим основаниям:

30.12.2017г. заказчиком МБОУ «Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта.

Согласно извещению №0377300031717000004 в редакции от 31.12.2017г.:

- начальная (максимальная) цена контракта – 38 648 251,00 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок - 15.01.2018г. 23-59 час.;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок– 19.01.2018г.;

- дата проведения электронного аукциона - 22.01.2018г.

1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

При этом комиссия по осуществлению закупок, в том числе вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 данной статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 данной статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи (ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе).

В пункте 5 раздела I аукционной документации (Информационная карта) заказчиком, в том числе установлено требование о предоставлении участником закупки во второй части заявки декларации о соответствии его требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком в нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в аукционной документации установлены излишние требования к составу документов, предоставляемых участником закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе, а именно декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

2. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 данной статьи государственных программ;

3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 данной статьи функций и полномочий.

Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в объекте закупки, необходимом, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе (в редакции на дату размещения аукционной документации в ЕИС) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) с использованием показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно части 2 данной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что показатели, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, и инструкция по заполнению заявок должны позволять участникам закупки определить установленные заказчиком требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

В пункте 5 Информационной карты в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлены, в том числе требования к первой части заявки и инструкция по ее заполнению.

Данной инструкцией определено, что заказчик не обязывает участника закупки иметь в наличии товар (материал) в момент подачи заявки, а так же не требует проведение анализов/исследований/испытаний для определения конкретных показателей товара (материала), в связи с чем для определения соответствия товара (материала), при его описании в отношении механических свойств, физико-механических показателей и физико-химических показателей участники закупки в заявках указывают максимальные и (или) минимальные значения и (или) диапазон значений, в случае если такие конкретные показатели указываются не точными цифровыми и (или) иными параметрами (в том числе в диапазонном значении и (или) с формулировками «не более», «не менее», «более», «менее») производителем товара, либо предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что участнику закупки при формировании первой части заявки в отношении показателей товаров, значения которых определяются в ходе проведения испытаний, исследований, нет необходимости проводить данные исследования, т.к. инструкция по заполнению первой части заявки в отношении таких показателей не предусматривает предоставление их конкретных значений.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0377300031717000004 от 19.01.2018г. поступило 9 заявок.

При таких обстоятельствах, Комиссия УФАС по РА доводы заявителя о том, что заказчиком установлены излишние требования к показателям товаров «Бетонная смесь», «Болты», «Рубероид», «Бруски», «Винты», «Гвозди», «Шурупы», значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, которые приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, считает необоснованными, т.к. заявителем не представлено доказательств того, что требования заказчика к показателям товаров не определяют их технических, функциональных характеристик (потребительских свойств).

В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе, выявленные Комиссией УФАС по РА, в том числе в ходе рассмотрения жалоб ООО «Райагропромстрой», ООО «Перспектива», ИП Шмидт И.К., могли ввести участников закупки в заблуждение при формировании первых частей заявок, невозможности предоставления участниками сведений (документов) во второй части заявки (дополнительные требования), в целях восстановления законных прав участников закупки Комиссия УФАС по РА приняла решение выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, возврата всех заявок, поступивших на участие в электронном аукционе, внесения изменений в аукционную документацию, либо отмены данного электронного аукциона и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Профит-Плюс» на действия заказчика МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта обоснованной в части установления излишних требований к содержанию второй части заявки (декларация по п.10 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ).

Признать заказчика МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» нарушившим ч. 6 ст. 66 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выдать заказчику МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» предписание об устранении нарушений требований законодательства о контрактной систем путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, возврата всех заявок, поступивших на участие в электронном аукционе, внесения изменений в аукционную документацию, либо отмены данного электронного аукциона и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).

Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений

законодательства о контрактной системе

«22» января 2018 года                                                                                                                                    г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок на основании решений № 4-К/18, 5-К/18, 6-К/18, 8-К/18 от 22.01.2018г., принятых Комиссией по итогам рассмотрения жалоб ООО «Перспектива», ООО «Профит- Плюс», ИП и ООО «Райагропромстрой» на действия заказчика МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта №0377300031717000004, руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:

1. Заказчику МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» в случае внесения изменений в аукционную документацию устранить нарушения ч. 6 ст. 30, п.2 ч.1, ч.2 ст. 33, п.6 ч.5 ст. 63, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, ч.6 ст. 66 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем:

1.1 отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона №0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта;

1.2 размещения информации об отмене данных протоколов на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru);

1.3 внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию (с учетом решений УФАС по РА);

1.4 продлить сроки подачи заявок на участие в данной закупке, установить новые даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в данной закупке и проведения аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

2.Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»:

- вернуть заявки всех участников электронного аукциона, поступившие на участие в данном электронном аукционе;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в данном электронном аукционе вновь;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участниками закупки в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

2.1. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения п. 1.4 настоящего предписания назначить время проведения аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.

3. Заказчику МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

ЛИБО

4. Заказчику МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» в случае отмены данного электронного аукциона устранить нарушения ч. 6 ст. 30, п.2 ч.1, ч.2 ст. 33, п.6 ч.5 ст. 63, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, ч.6 ст. 66 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем:

4.1 отмены электронного аукциона №0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта;

4.2 размещения информации об отмене данного электронного аукциона на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru);

4.3. приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе (с учетом решений) и повторного осуществления закупки в случае необходимости (с учетом внесения изменений в план-график закупок на 2018г.).

5. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай документы, подтверждающие исполнение настоящего Предписания:

- по п. 1.1 и 1.2 или п. 4.1 и 4.2 Предписания не позднее 08.02.2018г.

- по п. 1.3 и 1.4 или п. 4.3 в течение 5 дней с момента размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) извещения о внесении изменений или объявления закупки вновь.

В случае неисполнения настоящего предписания, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны